Наверх

Анатолий Белайчук, BPM-евангелист: "Впервые в истории прогресс в ИТ опережает прогнозы аналитиков"

Архив
Время чтения: 5 минут
0
Анатолий Белайчук, BPM-евангелист:

Мир ECM не стоит на месте, ECM-Journal спешит развиваться вместе с ним и отмечает уже второй юбилей. По этому поводу эксперты российских и мировых ИТ-компаний рассказали, как впервые очутились в сфере управление контентом, и как все изменилось с тех пор.

Мир ECM не стоит на месте, ECM-Journal спешит развиваться вместе с ним и отмечает уже второй юбилей. По этому поводу эксперты российских и мировых ИТ-компаний рассказали, как впервые очутились в сфере управление контентом, и как все изменилось с тех пор.

Мы задали несколько вопросов о жизни и работе своим друзьям — давним авторам ресурса, специалистам по ECM и BPM. Приглашаем вас узнать, что ответил нам Анатолий Белайчук, BPM-евангелист, президент компании «Бизнес-консоль».

МФТИ-ERP-BPMS

Я закончил физтех, а выпускников физтеха ценят за то, что не важно, что он заканчивал — можно бросить в новую область, разберется. Вот и я закончил МФТИ по специальности «прочность летательных аппаратов», кандидатскую защищал по статистическим аспектам прочности. Как таковых ИТ-предметов у нас в программе не было — только численные методы. Зато, работая в ЦАГИ, мы имели доступ к самой передовой на то время вычислительной технике и ПО, так что я еще в 80-х освоил UNIX и реляционные СУБД. В начале 90-х мы организовали компанию, которая стала разрабатывать и внедрять корпоративные системы — то, что впоследствии назвали ERP. И тут клиенты стали спрашивать «а как у вас тут настраиваются бизнес-процессы?». Как я сейчас понимаю, они имели слабое представление что такое бизнес-процессы, но поскольку подобные вопросы задавались достаточно часто, пришлось вникнуть. Плюс к этому мы достаточно рано — еще в начале 2000-х — получили доступ к ПО класса BPMS. В результате область интересов все больше стала смещаться от управленческого учета к бизнес-процессам. В 2004 создали портал BPMS.ru, вокруг которого образовалось сообщество – стали проводить семинары, мастер-классы. А в 2013 из него выросла российская Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russian Chapter).

Оглянемся на 10-летие в сфере управления бизнес-процессами. Основные точки

Во-первых, взлет и закат кейс-менеджмента (ACM). На взлете апологеты кейс-менеджмента уничижительно критиковали традиционные «жесткие» бизнес-процессы, противопоставляя им креативную деятельность работников умственного труда (knowledge workers). Но когда пыль осела, выяснилось, что все ведущие вендоры BPMS просто добавили функциональность кейс-менеджмента и тем самым закрыли вопрос. Самостоятельной, отдельной от классических процессов ниши для кейсов не нашлось – эти две формы работы тесно переплетены и взаимодополняют друг друга.

Второе, более значимое событие: подошло к концу время «аналоговых» бизнес-процессов. Управлять бизнес-процессами с помощью бумажных инструкций становится таким же анахронизмом, как бухгалтерия без компьютера – можно, но непрактично. Наша жизнь становится все более цифровой, а как ваш бизнес будет взаимодействовать с клиентом, который хотел бы все делать через смартфон, с цифровыми сервисами ваших поставщиков и партнеров, если вы не озаботились переводом в «цифру» своих бизнес-процессов?

Если же говорить о BPM в России, то значимым событием стала публикация фундаментального Свода знаний по управлению бизнес-процессами (BPM CBOK 3.0). Наконец-то появился консенсус, а значит, BPM из «магии» превратился в науку и ремесло.

Никуда не уйти от истоков

Одна из первых ваших статей на ресурсе «Истоки BPMS». Тогда шла речь о «реинжиниринге», «системном подходе». Что из утверждений этой статьи осталось до сих пор актуальным, а что перешло на кардинально новый уровень?

Ту статью можно отнести к жанру «ликбеза» — в ней объяснялись фундаментальные понятия и рассматривалась разница в подходах от процессов, от документов и от данных, между реинжинирингом и классическим BPM. Все это не утратило актуальности. Если бы я писал ее сегодня, то разве что добавил бы раздел про кейс-менеджмент (ACM), немного иначе расставил бы акценты в разделе про интеграцию приложений и SOA.

Будущее рынка оптимизации бизнес-процессов (BPM)

Мы сейчас живем в эпоху цифровой трансформации. Удивительное дело: впервые в истории прогресс в ИТ опережает прогнозы аналитиков, а интерес к новым технологиям идет от непосредственно бизнеса, а не как обычно – от ИТ под влиянием пропаганды со стороны вендоров.

BPM является ключевым элементом цифровой трансформации – без цифровых процессов не может быть цифрового предприятия. Поэтому все, что было наработано в рамках BPM, становится крайне востребованным: в части методологии — это процессная трансформация, в части технологий – BPMS, которые сегодня мутируют в Low Code платформы, сочетающие функциональность BPMS, ACM, быструю разработку учетных приложений, поддержку облаков, мобильных устройств, социального взаимодействия в рабочем контексте.

Рад возможности поздравить редакцию ECM-Journal с юбилеем. Десять лет оставаться интересными своим читателям — это «может быть и не подвиг, но что-то героическое в этом есть». Думается, один из секретов вашего успеха — способность не замыкаться внутри темы управления контентом, а смело вторгаться в смежные, в частности, в управление бизнес-процессами. Желаю вам и дальше не застаиваться, благо темп изменений в ИТ только растет, а темы кейс-менеджмента и цифровой трансформации тесно связаны с управлением контентом.

Ответ главного редактора: «Благодарим за высокую оценку и с удовольствием оправдаем ваши надежды в дальнейшем! Спасибо за интервью!»

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь