Наверх

Готовы ли вузы к выпуску специалистов для

Время чтения: 10 минут
0
Готовы ли вузы к выпуску специалистов для

23 мая в рамках DigEn Forum 2016 прошел круглый стол «Готовность вузов к выпуску специалистов для «цифрового предприятия». Разговор состоялся оживленный, информационно насыщенный.

23 мая в рамках DigEn Forum 2016 прошел круглый стол «Готовность вузов к выпуску специалистов для «цифрового предприятия». Главные вопросы для обсуждения:

● чему и как учить управленцев, чтобы они были подкованными в области информационных систем и управления информацией «цифрового предприятия»

● как идет развитие образования в сфере применения ИТ для управления предприятием и корпоративной информацией, наиболее острые проблемы.

Разговор состоялся оживленный, информационно насыщенный. Итак, обо всем по порядку.

ИТ-грамотность и бизнес-информатика

Наталья Фаридовна Алтухова (Финансовый университет при Правительстве РФ) рассказала о своем видении преподавания и то, как программа построена в их вузе: специальность «Бизнес-информатика» — основная и находится на стыке бизнеса и ИТ, именно ее выпускники в полной мере могут стать основной движущей силой для новых «цифровых предприятий».

Конечно, и другие специальности должны подтягиваться, для этого в стандартах выделен курс «ИТ в профессиональной деятельности». Марина Львовна Аншина (Комитет по стандартам Российского Союза ИТ-директоров) на основе своего опыта работы в Высшей школе бизнеса МГУ продолжила разговор об ИТ-грамотности и преподавании этого раздела для менеджеров. Важно, чтобы менеджеры правильно использовали понятия сферы ИТ (даже прозвучало предложение выработать единый глоссарий для бизнеса и ИТ).

Кроме того, докладчики отметили, что знания студентов об информационных системах должны накладываться на знание и понимание экономики и функционирования предприятия, поэтому предмет целесообразно выносить на старшие курсы — 3 или 4. В Финансовом университете специализированные курсы по отдельным ИТ-технологиям, в т. ч. по электронному документообороту, предлагаются на старших курсах и магистратуре в качестве дисциплин на выбор. Многие студенты, даже не ИТ-специальностей, выбирают их.

Аналогичную практику поддержал Евгений Анатольевич Исаев (Школа бизнес-информатики ВШЭ). Магистерская программа ВШЭ имеет специализации, которые уже сейчас готовы выпускать специалистов по информационной бизнес-аналитике (в том числе Big Data), управлению информационными системами, оптимизации бизнес-процессов. О востребованности и перспективности этих направлений как раз говорилось на пленарном заседании форума.

Евгений Анатольевич поддержал мысль, что нужно учить студентов именно ИТ-грамотности, а обучение компьютерной грамотности — это удел школьной программы. ВШЭ активно сотрудничает со школами, ученики могут выбирать для себя один из курсов вуза в качестве факультатива.

Менеджеры и ИТ-менеджеры

Стоит отметить, что на круглом столе собрались представители, принимающие непосредственное участие в разработке профессиональных стандартов «ИТ-менеджер», «web-программист», «Системный аналитик», «Специалист по управлению документацией». Именно такое разностороннее и комплексное представительство ИТ-сферы важно было собрать вместе.

Марина Львовна Аншина рассказала о работе над стандартом «ИТ-менеджер», который получил одобрение и поддержку аудитории. Один из важных пунктов подготовки таких специалистов — внимание к вопросу управления ИТ-проектами. Так, мы закроем потребность в ИТ-менеджерах среднего звена, заложим базу для грамотных внедрений и построения успешных стартапов. Также было отмечено, что и зарубежный опыт поддерживает выделение специальностей «ИТ в менеджменте» и «Менеджмент в ИТ».

Представители РАНХиГС обратили внимание, что специалистам ИТ-менеджмента, которые учатся на программах переподготовки или MBA, важно давать знания и навыки по управленческим и поведенческим дисциплинам. Например, сейчас в вузе обучающимся читается уникальный курс лекций «Власть и влияние в организации», который рассматривает вопросы о том, как вовлекать сотрудников в процессы, где баланс между общекорпоративными и личностными интересами.

Сотрудничество вузов и бизнеса

Одну из острых проблем подняла Людмила Николаевна Варламова (Российский государственный гуманитарный университет) — вуз не может на своей базе полностью представить все технологии, которые используются в управлении, это можно сделать только через практику на предприятии.

«Пользуясь случаем хочу обратиться к представителям бизнеса. Мы отрыты для сотрудничества, и это интересно будет обоюдно: и бизнесу, и вузу. Нужна реальная база, чтобы получить практические навыки, при чем не на уровне „перекладывания бумажек“, а участия в реальных проектах, так как студенты уже обладают многими знаниями, которые позволяют им это делать» — подчеркнула Людмила Николаевна.

Подобным примером успешного сотрудничества бизнеса и вуза поделился Ринат Дамирович Гимранов (ОАО «Сургутнефетегаз»), рассказав о сотрудничестве ОАО «Сургутнефетегаз» с Сургутским государственным университетом, в результате которого разработана магистерская программа. Молодые бакалавры, которые уже начинают работу в компании, выдержав конкурс имеют возможность поступить на эту магистерскую программу. В ходе обучения 70% занятий преподаются ведущими специалистами-представителями компании «Сургутнефтегаз». Они преподают теоретическую часть, организуют выполнение практических и научных работ, интересных и предприятию, и с точки зрения академического исследования и анализа.

В качестве перспективы Ринат Дамирович озвучил, что часть знаний будет передаваться на уровень бакалавриата, соответственно, и преподаватели вузов получат необходимые компетенции. Тогда на уровне магистратуры можно будет решать более сложные задачи. Кроме того, планируется развивать систему непрерывного образования и параллельно запустить курсы профессиональной переподготовки для менеджерского состава.

Подводя итог Ринат Дамирович сказал: «Успешное сотрудничество — это когда две стороны находят общие точки. Теоретически точки соприкосновения с вузом есть у любого предприятия, а на практике все будет зависеть от того, найдете ли вы человека, который готов потратить на это свои жизненные силы».

Образовательные эксперименты

Евгений Анатольевич Исаев рассказал о новом подходе к курсам на выбор, которые читаются в качестве дополнительных дисциплин по другим профессиональным программ НИУ ВШЭ. Таким образом, кафедра «Бизнес-информатика» ВШЭ готовит курсы, разработанные для широкого круга специалистов (юристы, историки, математики, экономисты). Выпускники вуза — междисциплинарные специалисты, которые сейчас так востребованы. Показательным является и сотрудничество с западными вузами, при котором после года учебы в вузе-партнере в ВШЭ зачитываются аналогичные дисциплины, что позволяет получить двойные дипломы. Фактически, студенты выпускаются специалистами не только для российского, но и для западного рынка.

Сергей Нужненко (Московский государственный машиностроительный университет) рассказал о практике построения курса «Корпоративные информационные системы» для специальности «Прикладная информатика» в МАМИ, в котором предусмотрено встраивание практических курсовых работ начиная с первых курсов. Это дает возможность студентам сразу погрузиться в реальные задачи и вести их с нарастающей сложностью. То есть типовая программа с базовыми дисциплинами была переформатирована так, чтобы включить больше междисциплинарных профессионально ориентированных курсовых уже с младших курсов.

Каждый год строится так, что студенты должны получить какие-то базовые компетенции (программирование, построение ИТ-решений) и показать их в курсовом проекте. Студенты в ходе учебы вовлекаются в соревновательную деятельность в профессиональном направлении ИТ. Это позволяет более глубоко и интенсивно овладевать знаниями. Благо для ИТ-специальностей есть программы WorldSkils, чемпионаты по программированию и подобные соревнования. [К слову сказать для менеджерских специальностей тоже есть соревновательные и игровые проекты: Global Management Challenge, Simformer Business Simulation и др.]

В образовательные программы МАМИ введены вендорские курсы по платформам. Лучшие студенты после обучения получают сертификаты от вендоров и выпускаются из вуза сертифицированными специалистами.

В качестве вывода

На круглом столе, конечно, говорили о сложностях: о ФГОС третьего поколения плюс, о высокой документарной административной нагрузке на преподавателей, о длительном сроке, который проходит от ООП до приема реальных студентов, о необходимости сотрудничества по профессиональным стандартам и т. д. Были и положительные примеры вузов, которые открыты к сотрудничеству. Ведущие вузы готовы делиться примерами образовательных программ с региональными вузами, приглашать на конференции, делиться опытом. Таким образом, российские вузы имеют потенциал, и уже сегодня ведут работу по подготовке специалистов, которые смогут сделать свой вклад в «цифровую трансформацию» наших предприятий и экономики. При этом, конечно, еще много вопросов, сложностей и работы.

Редакция ECM-Journal благодарит всех участников круглого стола, в особенности:

● Алтухову Наталью Фаридовну, заведующую кафедрой «Бизнес-информатика», доцента Финансового университета при Правительстве РФ.

● Аншину Марину Львовну, председателя Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров, фонд ФОСТАС, преподавателя ВШБ МГУ.

● Брагинского Александра Исааковича, доцента Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

● Варламову Людмилу Николаевну, зам. декана факультета Документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института (ИАИ РГГУ).

● Серову Галину Александровну, профессора Историко-архивного института, Российский государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ).

● Гимранова Рината Дамировича, начальника управления ИТ ОАО «Сургутнефтегаз».

● Исаева Евгения Анатольевича, заведующего кафедрой управления информационными системами и цифровой инфраструктурой школы бизнес-информатики, ВШЭ.

● Сергея Нужненко, зам. декана факультета Информатики и систем управления, доцента Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), руководителя образовательной программы по КИС.

● Черкавского Александра Григорьевича, автора и преподавателя курса по управлению бизнес-информацией РАНХиГС.

● Мальцева Эрнста Владимировича, автора и преподавателя курса по управлению изменениями РАНХиГС.

От участников круглого стола прозвучало предложение продолжить общение, мы предлагаем продолжить его на страницах нашего сайта. Мы готовы публиковать материалы по теме развития образования в сфере ИТ и бизнес-информатики, рассказывать об успешных вузах, привлекать внимание бизнеса к сотрудничеству с вузами.

Рекомендуем ознакомиться со специальной программой для ВУЗов «Предоставление DirectumRX/DIRECTUM для учебного процесса»

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь