Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Электронные документы и обмен ими (ЮЗЭД)

Изменения в порядке обмена электронными счетами-фактурами

  0 комментариев Добавить в закладки

http://nagadali.ru/wp-content/uploads/2015/07/vernut-zhivotnoe-s-pomoshhyu-molitvy-zagovoro1.jpg

C 1 апреля 2016 года он вступает в силу новый Приказ Минфина РФ от 10.11.2015 №174н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленном квалифицированной электронной подписи» (далее – Порядок). Этот Порядок мы ждали еще с 2014 года, он заменит действующий ныне Приказ Минфина РФ от 25.04.2011 № 50н.

В Приказе есть небольшие и довольно ожидаемые правки, касающиеся терминологии. Устаревший термин «электронная цифровая подпись» заменили на «усиленная квалифицированная электронная подпись», который соответствует Федеральному Закону РФ от 06.04.2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи». Также теперь принято говорить о счетах-фактурах в «электронной форме», а не в «электронном виде».

Кроме небольших правок есть и интересные и довольно значимые изменения.

На пути к роумингу

Теперь Порядок содержит формулировку, которая должна помочь операторам и их клиентам сделать роуминг более доступным (абз. 3 п. 1.3 Порядка).

«Оператор ЭДО обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме (при необходимости через Оператора ЭДО, заключившего договор с другой стороной сделки)».

Правда, непонятно, кто и как определяет критерии этой самой необходимости. Но в целом это уже большой шаг к тому, чтобы операторы, которые все еще не хотят делать роуминг, зашевелились.

Ещё одно связанное с этим нововведение – теперь при подключении к обмену электронными счетами-фактурами необходимо уведомить оператора ЭДО СФ о согласии либо о несогласии на предоставление сведений другому оператору ЭДО (абз. 8 пп. «б» п. 2.1 Порядка). Раньше нигде не было прописано, имеют ли право Операторы передавать друг другу данные о своих клиентах для организации роуминга. Получается, что сейчас этот вопрос закрыт.

Однако тут надо вспомнить о Временном положении о сети доверенных операторов ЭДО, утвержденном Приказом ФНС РФ от 20 апреля 2012 г. № ММВ-7-6/253@. В абз. 8 п. 5.1 раздела V данного Положения доведение идентификационных реквизитов участников ЭДО счетами-фактурами до контрагентов установлено как одна из функций Оператора ЭДО СФ. Получается, что данная функция станет невыполнимой, если сторона, регистрирующаяся в сервисе одного Оператора, не даст согласие на передачу своих данных другому Оператору, к которому подключен контрагент.

В любом случае, Операторам, необходимо предусмотреть в своих сервисах при регистрации возможность указывать о согласии или несогласии на передачу данных.

ИОП – только по согласию сторон

Ранее электронный счет-фактура считался выставленным только при наличии у продавца подтверждения Оператора ЭДО СФ о поступлении счета-фактуры и извещения о получении счета-фактуры (далее – ИОП) от покупателя. Теперь ИОП никак на это не влияет, а основной и единственный документ, удостоверяющий дату и факт выставления – подтверждение Оператора ЭДО СФ о поступлении счета-фактуры, отправленное продавцу (п. 1.10 Порядка). Аналогичная ситуация и с получением электронного счета-фактуры – для того, чтобы считать его полученным, достаточно только подтверждения Оператора об отправке электронного счета-фактуры покупателю (п. 1.11 Порядка).

Но все же ИОП не полностью исчез из Порядка. Его можно будет составлять по соглашению сторон сделки, и в этом случае процедура обмена извещением останется прежней. Вероятно, для удобства Операторам нужно будет предусмотреть возможность составлять указанное соглашение непосредственно в сервисе обмена электронными счетами-фактурами. Вместе с ИОП или взамен него, так же по соглашению сторон, теперь можно отправлять и иные дополнительные сведения к полученному счету-фактуре. Что за дополнительные сведения имеются в виду пока не понятно и пояснений никаких нет. Возможно, это связано с предстоящим принятием форматов электронных УПД и УКД, которые могут предусматривать подобные сведения.

Если что-то пошло не так…

Изменился порядок действия в ситуации, если возникли какие-либо проблемы при обмене электронными счетами-фактурами.

Например, если продавец не получил в установленное время подтверждение Оператора, он должен не только сообщить об этом Оператору, но и повторить отправку электронного счета-фактуры, а если сделать это невозможно – переотправить счет-фактуру в бумажном виде (п. 2.20 Порядка).

Если же покупатель не получил счет-фактуру, но у продавца есть подтверждение Оператора, то повторить отправку должен не продавец, как было ранее, а Оператор ЭДО СФ (п. 2.21 Порядка).

Вместо заключения

В целом можно сказать, что новый Порядок был долгожданным. Во-первых, наконец-то в законодательстве появились положения о необходимости организации роуминга. Во-вторых, продавцам не нужно ждать подписания ИОП, которое по разным причинам могло длиться довольно долго, и в целом этот служебный документ был скорее не нужен в процессе обмена электронными счетами-фактурами. Самих изменений в процессе не очень много и не должно вызвать проблем с внесением их в сервисы. Уверена, что Операторы сделают все возможное, чтобы для клиентов изменения прошли наиболее гладко и безболезненно.

Источник: Synerdocs

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев