Наверх

Максим Смирнов: Мы переходим от парадигмы обмена документами между организациями к парадигме публикации и подписки

Время чтения: 6 минут
0
Максим Смирнов: Мы переходим от парадигмы обмена документами между организациями к парадигме публикации и подписки

Мы задали вопросы о трансформации предприятий Максиму Смирнову, независимому эксперту, автору учебных курсов и блога «Архитектура информационных систем».

В рамках прошедшего в мае Digital Entrprise Forum мы задали вопросы о трансформации предприятий Максиму Смирнову, независимому эксперту, автору учебных курсов и блога «Архитектура информационных систем». Он обладает колоссальным опытом работы и проектов, ранее главный архитектор информационных систем Банка России, руководитель Департамента IT-архитектуры ОАО «Вымпелком». Представляем вам это интервью.

ECM-J: За последние 10 лет рынок ИТ претерпел большие изменения, как это отразилось на корпоративной ИТ-архитектуре?

Максим Смирнов: За 10 лет рынок корпоративных информационных систем прошел сложный и не очень прямой путь. Если 10 лет назад ИТ воспринималось как решение задач, то сейчас для большинства организаций их текущие приложения превратились в настоящую проблему. При этом заказчики достаточно лояльно, даже позитивно относятся к технологиям, предоставляемым интернет-гигантами: социальным сетям и мобильным приложениям, но скорее негативно воспринимают корпоративные информационные системы.

Если 10 лет назад ИТ воспринималось как решение задач, то сейчас для большинства организаций их текущие приложения превратились в настоящую проблему.

Как правило, недовольство сводится к трем основным аспектам: высокая совокупная стоимость владения, низкая скорость внесения изменения, не достаточно удобный пользовательский интерфейс. Сейчас это серьезный вызов для КИС, тем более, что понятно, как делать правильно. Интернет-гиганты предлагают нам отказоустойчивые, даже антихрупкие, программные архитектуры, которые, к сожалению, в текущих КИС организаций не реализованы.

Как будут развиваться события, будет ли постепенно часть функционала переходить из КИС к провайдерам облачным сервисам, либо организации сумеют принять операционные модели развития ИТ и соответствующие архитектуры приложений из интернет-мира и реализовать внутри своей инфраструктуры, пока сказать сложно. Вероятно, будет и так, и так.

ECM-J: То есть Вы не считаете, что всем нужно будет кардинально перестраивать, все убирать и строить заново. Есть вероятность, что эволюционный путь развития тоже возможен?

Максим Смирнов: Я думаю, просто невозможно переписать ИС, которую компания разрабатывала 15-20 лет, да это и не нужно – часто значительная часть функционала этой системы уже давно не используется, она нигде не описана и переписывать ее нет никакого смысла. Вопрос в том, как организовать как раз эволюционный путь развития с учетом накопившегося багажа, который имеет не очень хороший пользовательский интерфейс, стоит много денег, плохо приспособлен к внесению изменений, но все-таки реализует нужный функционал. Как с использованием этого багажа предоставлять оперативно новый функционал, необходимый заказчику.

Просто невозможно переписать ИС, которую компания разрабатывала 15-20 лет, да это и не нужно – часто значительная часть функционала этой системы уже давно не используется, она нигде не описана и переписывать ее нет никакого смысла.

ECM-J: На DigEn Forum, прозвучало, что ERP – тормозящий продукт, «цементирующий» бизнес, и от него требуется отказываться. И корпорации – заложники таких цементирующих систем. Как вы считаете, сможем ли перейти к приложениям, к другой архитектуре? Будут ли продолжать жизнь именно вот такие системы, как и раньше, ERP, CRM и так далее?

Максим Смирнов: Учетные системы, безусловно, останутся, но акцент будет смещен на решения другого класса. Существует очень интересная дилемма: CRM и ERP-системы – это «цифровые системы», информация в них структурирована в отличие, например, от систем управления корпоративным контентом [неструктутированным], которые обычно называют «электронными системами». Важно понимать разницу между «электронным» и «цифровым». Как раз СЭД дают стык между понятными для человека "аналоговым” восприятием мира и удобным для обработки в компьютерных системах цифровым представлением информации.

Поэтому я думаю, что будут развиваться существующие системы и направления, возможно, часть из них изменится в той или иной мере, часть сохраниться как есть – в замороженном виде, при этом безусловно будут развиваться новые системы, особенно на стыке между клиентом и компанией. Компании будут представлять различные каналы доступа: если раньше это был веб-сайт, потом появились мобильные приложения, сейчас появляются умные чат-боты, которые работают с мессенджерами, и какие каналы нас ждут завтра мы и представить не можем.

ECM-J: Еще один момент – внешний и внутренний документооборот, и в целом если говорить про цифровое пространство, насколько российский бизнес существует или не существует в таком понятии

Максим Смирнов: Очень интересная тенденция – мы переходим от парадигмы обмена документами между организациями к парадигме публикации и подписки. Сейчас западные, да и уже российские финансовые компании, интересуются технологией blockchain, которая представляет собой распределенный регистр прав на цифровую наличность или другие обязательства. Здесь интересна не сама криптография, а изменение подхода: если раньше мы считали, что документ из организации А должен быть передан в организацию B, для того чтобы они совместно предоставили скажем услугу гражданину, то сейчас говорим о том, что достаточно опубликовать документ в открытом регистре, доступном для других организаций, и он может быть использован для совершения тех или иных операций. Это достаточно серьезное изменение подхода, я думаю, что значительная часть документооборота уйдет в сценарии публикации документов в распределенных регистрах с последующей подпиской, получением уведомления об изменения статуса документа и т.д.

Мы переходим от парадигмы обмена документами между организациями к парадигме публикации и подписки [blockchain].

ECM-J: Как вы считаете, цифровая трансформация – это удел только крупных компаний?

Максим Смирнов: У крупных компаний есть серьезное ограничители в деле цифровой трансформации – это собственные ИТ отделы. Пока компания не “дигитализирует” свои ИТ-операции, им будет сложно предоставлять цифровые услуги клиентам и партнерам. Мы уже проговорили, что у крупных ИТ-отделов  есть большой багаж неэффективных процессов и унаследованных приложений. Багаж систем, которые не были цифровыми изначально, в отличие от интернет-сервисов, которые изначально разрабатывались так, чтобы ими пользовали люди, поддерживали люди, разрабатывали люди. Поэтому средним организациям намного проще перейти в digital, чем крупным. Они могут с «чистого листа» строить цифровые сервисы, основываясь на опыте интернет-гигантов.

ECM-J: спасибо за интервью.

Источник: Эксклюзивно для ECM-Journal

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь