Наверх

Надежда на информационное общество

Архив
Время чтения: 9 минут
0
Надежда на информационное общество

Надежды на построение информационного общества растут. Насколько обоснованно?

Сентябов В.Р., ИТ-аналитики компании DIRECTUM

«Неужто в самом деле? Неужто не шутя?»

А.С.Пушкин, «Сказки: Noel»

Буду честен. Когда я писал про Карфаген год назад, я мало надеялся на то, что регулярные заклинания «электронные госуслуги», «электронный документооборот» и т.п. получат всеобщее практическое воплощение в нашей стране в ближайшие несколько лет. Но все-таки немного надеялся, так как надежда умирает предпоследней, а последним - тот, кто надеялся.

Надеялся еще и потому, что даже В.И.Ленин говорил о возможности победы социализма в отдельно взятой стране, что было эволюционным развитием идеи о мировой победе социализма. Потому я не исключал, что «кто-то кое-где у нас порой» будет использовать какие-то электронные госуслуги.

Последние месяцы прошлого года начало 2010 вызвали таки легкое потрясение внешней значимостью и интенсивностью событий за сравнительно небольшой период времени. Судите сами.

Портал госуслуг

Разговоры о портале госуслуг шли не один год. Ранее предполагалось, что портал госуслуг будет реализован в рамках Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ) с предоставлением госуслуг уже с января 2009 года. Изначально созданием ОГИЦ занимался НИИ «Восход», выиграв аукцион, организованный Федеральным агентством по информационным технологиям. Портал был запущен вовремя, но до реального оказания услуг в электронном виде по-прежнему далеко. Д.Медведев назвал портал Химерой,  «Для граждан нет возможности отправить с личного компьютера заявления или проследить за прохождением своего запроса в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе электронного единого окна». Правда разработчики из НИИ «Восход» объясняли это отсутствием нормативно-правовой базы, но ведь и информационное наполнение портала www.ogic.ru по всей возможной совокупности государственных и муниципальных услуг довольно скудное. Впрочем это тоже, вероятно, можно объяснить нескоординированностью работы органов власти и отсутствием дальнейшего финансирования.

Постановление правительства РФ №478 от 15 июня 2009 года «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет», поставившее жирную точку в предыдущем проекте портала госуслуг под ОГИЦ и начало нового отсчета. Далее был определен единый оператор электронного правительства (Ростелеком) и наконец 15 декабря 2009 года портал www.gosuslugi.ru стал доступен для использования.

Пока наблюдается довольно активное наполнение портала, пополняется перечень услуг и расширяется их классификация для удобства поиска и ориентации. По-крайней мере второе единое окно доступа к госуслугам уже впечатляет больше, чем первое. Впрочем, определение «единое окно» вовсе не значит, что окно будет единственное.

Тем не менее пока остались проблемы полноты данных (реестра услуг, регламентов, данных обо всей иерархической структуре органов власти и т.п.), нормативно-методического обеспечения (в том числе для межведомственного взаимодействия, информационной совместимости и т.п.). Хочется надеяться, что данный проект не постигнет судьба предыдущего.

Электронные торги

25 ноября 2009 года Президент Д.Медведев подписал Федеральный Закон № 273, устанавливающий с 1 января 2010 обязательность аукционов в электронной форме для закупок из средств федерального бюджета определенного перечня товаров, работ и услуг, а с июля 2010 – уже и по всем закупкам. Муниципалы и регионалы получили отсрочку на использование электронных аукционов только на год.

Как показали недавние исследования института управления закупками и продажами ГУ-ВШЭ, госзакупки на сегодня проводятся неэффективно. Предполагается, что электронные торги смогут повысить эффективность за счет снижения коррупционности, и информационной открытости как для потребителей, так и для поставшиков и, соответственно, конкуренции.

Логическим продолжением проекта по электронным торгам для государственных органов стал выбор пяти электронных площадок для госзаказчиков. Правда это решение вызвало неоднозначную реакцию в силу ряда причин. Во-первых в связи с тем, что организаторы торгов будут на значительный период времени аккумулировать на счетах немалые средства обеспечения заявки поставщиками - до 5% от начальной цены каждого контракта. Так что данное решение правительства, связанное с вполне конкретными финансовыми интересами, продолжает вызывать вопросы.

Есть сомнения и в эффективности электронных торгов в их нынешней реализации, даже безотносительно к качеству самих выбранных электронных площадок. Вот, например, опыт Англии в области электронных торгов, показывает, что значимый эффект наступил только после ряда мер: обучения собственных экспертов, повышения квалификации операторов, многолетнего (!) формирования среды,  усиления ориентации на качество исполнения заказа и т.п. Хотя сначала также, по словам эксперта по закупкам компании «Краун Эйджентс» Криса Харви, «электронные торги вызвали в обществе подъем и некую эйфорию», впоследствии «разочарование у устроителей вызвала низкая конкурентность участников. Едва ли не шок вызвал аукцион, где был зарегистрирован всего один участник». Все-таки, несмотря на то, что мы – родина не одной революции, в наше время не бесполезно опираться на эволюционный опыт и других стран.

Совместное заседание Госсовета РФ и Совета по развитию информационного общества

Заседание состоялось 23 декабря 2009 года.

Д.Медведев, открывая заседание, заявил, что ему нравится тема информационного общества. А потому, как и прежде, работы по его созданию явно идут под его надзором. Информационное развитие наших регионов ведь также зависит от руководителя - принцип первого лица, сформулированный еще академиком В.М.Глушковым.

И по итогам данного заседания были приняты решения о ряде ключевых мер, в том числе:

●  о разработке предложений по показателям оценки эффективности работы органов исполнительной власти РФ в части оказания государственных услуг в электронном виде;

●  о типовых обучающих программах для использования ИКТ гражданами РФ;

●  о разработке проекта программы развития информационного общества.

Органам государственной власти субъектов РФ, кстати, рекомендовано разработать и утвердить планы мероприятий по развитию информационного общества. Надеюсь, что ненавязчиво высказанная рекомендация Президента РФ с указанием конкретного срока будет услышана и принята.

Особо отмечу высказывание на заседании вице-премьера, руководителя аппарата правительства РФ С.Собянина: «… электронная форма предоставления государственных услуг является лишь электронной формой и отражает ту реальную действительность, которая у нас существует … Для того чтобы предоставить электронные услуги, например, в области здравоохранения, нужно реформировать здравоохранение. Для того чтобы обеспечить в электронной форме услуги в области ЖКХ, надо реформировать ЖКХ, и так далее, и тому подобное. Поэтому просто так упростить услуги и предоставить их в электронной удобной форме невозможно».

Высказывание - концептуальное, так как свидетельствует о понимании того, что недостаточно просто связать между собой входы и выходы черных ящиков (госорганов, оказывающих услуги), а реформировать систему работы. Ну и, понятно, сформировать среду, оргкультуру всех участников процессов. Понимание этого на высоком уровне, пусть даже и не всеми, тоже усиливает мои надежды.

Открытость органов власти

О законе 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации …» на сегодня не высказался только ленивый. И правда в том, что этот закон не лежит в пыльном архиве. Вот  и Государственная дума РФ 23 декабря 2009 года приняла поправки в свой регламент для обеспечения доступа к информации о деятельности нижней палаты парламента простым гражданам через Интернет. А на обновленном в декабре региональном портале местной Администрации и правительства я обнаружил не только сведения о визитах, совещаниях и поздравлениях, как ранее, но и сведения об информационных системах, использовании бюджетных средств в декабре 2009 и еще немало нового.

Правда несколько недавних попыток получить информацию из органов власти пока не увенчались особыми успехами, но надежды на удовлетворение своего «общественного любопытства» я пока не потерял. По крайней мере некоторую информацию, правда без полной стенограммы, о заседании президиума Совета по развитию информационного общества, хотя и с некоторым трудом, но получить мне все-таки удалось.

Заседание президиума Совета по развитию информационного общества

Заседание прошло 16 февраля 2010 года под председательством руководителя Администрации Президента Российской Федерации, первого заместителя председателя Совета, председателя президиума Совета С.Нарышкина.

На заседании рассматривались 3 вопроса:

●  о системном проекте создания инфраструктуры электронного правительства в РФ;

●  об организации мониторинга и контроля исполнения плана реализации Стратегии развития информационного общества в РФ до 2011 года, а также о подготовке планов мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъектах РФ;

●  о методическом обеспечении создания электронного правительства в субъектах Российской Федерации.

В связи с мониторингом реализации стратегии развития информационного общества планируется создать интернет-ресурс, содержащий по работам над проектом «самую детальную информацию». Т.о. у граждан будет единое окно получения информации о построении информационного общества для граждан.

Самым дискуссионным оказался вопрос о системном проекте инфраструктуры. Во-первых выяснилось, что за 2 рабочих дня 460-ти страничный документ в различных ведомствах документ детально изучить не успели. Во-вторых были разногласия и неопределенность с понятиями по рассматриваемому вопросу. В конечном итоге документ отправили на доработку а кроме всего прочего выложили в открытом доступе для обсуждения того «что собой должно представлять электронное правительство, зачем оно нужно и что в итоге мы ожидаем получить».

По совокупности событий и оценке текущего состояния дел складывается ощущение, что грядет определенный прорыв в вопросе создания информационного общества. Но – не завтра, конечно. Есть сожаление о том, что много ресурсов до этого было потрачено зря, есть сомнения в том, что текущие работы и проекты будут рациональны. По факту пока больше оснований сомневаться в сроках, но не тенденции.

Источник: ECM-Journal

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь