Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Тренды, мобильность и контент в жизни

Программное обеспечение как услуга: почему бизнес перестает покупать софт в коробках

  1 комментариев Добавить в закладки

В последнее время на российском ИТ-рынке набирает популярность модель «программное обеспечение как услуга» (SaaS), которую активно внедряют компании, желающие диверсифицировать свой бизнес или предоставить новую услугу клиентам. Предположим, вы — страховая компания, которая решила сделать удобную систему онлайн-оплаты для своих клиентов, совмещённую с колл-центром. В этом случае существует три пути: купить коробочный продукт у крупного вендора, разработать решение самостоятельно и воспользоваться предложением провайдера облачных услуг.

Коробочный продукт могут себе позволить только очень крупные компании, у которых в распоряжении не только большие бюджеты, но и собственные ЦОДы либо серверы в колокейшен-центре. Разработка собственного решения может оказаться дешевле в стратегическом разрезе, но это будет долгострой, который может вылиться в очередной загубленный проект. Именно поэтому «программное обеспечение как услуга» (то есть облачный продукт) может стать выходом.

Technology in the hands

Внешний электронный документооборот (ЭДО) — это тоже услуга, которая представляет собой программный продукт по модели SaaS. Только нюанс в том, что потребитель услуги ЭДО легко может стать и провайдером ЭДО. Услуга просто встраивается в сервис компании, в личный кабинет клиента к платёжной системе и колл-центру. В данном случае новый сервис позволит клиентам компании мгновенно и гарантированно передавать электронные документы не только провайдеру услуги, но и друг другу с обеспечением их юридической значимости.

Использование сервиса ЭДО для документооборота со своими контрагентами является формой аутсорсинга. Почему такая модель работы выгодна и удобна, мы попросили рассказать Ивана Агапова, руководителя группы аналитики и внедрения Synerdocs:

Иван Агапов«Применение модели «программное обеспечение как услуга» значительно снижает капитальные затраты клиента. Это позволяет опробовать сервис в работе и решить, использовать его далее или нет. И если компания откажется от использования сервиса, её потери будут минимальны.

Кроме того, SaaS позволяет легко и быстро изменять объём использования программного продукта и платить соответственно объёму.

Облака хороши тем, что скорость внедрения, как правило, высока — а значит, и запустить новый продукт для клиентов можно очень быстро. Как форма аутсорсинга это позволяет компании не тратить драгоценное время на изучение новой предметной области и освоение новых технологий, а заниматься своим бизнесом.

Например, в случае банка или страховой компании SaaS — это подключаемая система, которая содержит в себе все необходимое для развёртывания новой услуги для клиентов в кратчайшие сроки».

Вернёмся к примеру со страховой компанией, желающей разработать систему оплаты и колл-центр. В этом случае она может подключить облачный биллинг, где данные клиентов будут храниться внутри компании, но обрабатываться — в облаке. Таким образом, снимается вопрос безопасности и доверия провайдеру: даже если система оплаты потерпит фиаско, информация о клиентах не будет потеряна и не попадёт в руки третьих лиц. С колл-центром ещё проще: клиент получит облачную АТС, которая будет автоматически распределять звонки между менеджерами по продажам, исходя из данных CRM. Данные о клиентах также могут обрабатываться в локальной базе данных, доступ к которой и получает облачный софт, управляющий работой колл-центра.

Выгоды для клиентов в данном случае очевидны: они получают быстрый и качественный сервис, не несут капитальных затрат, а лишь вносят арендную плату за сервис, получают всестороннюю поддержку и, если необходимо, кастомизацию сервиса под собственные нужды. Минусы не столь значительны и основаны на том, что рынок ещё не вполне созрел, не получил необходимую информацию об облаках. Уже середина 2014 года, и говорить о недоверии к облакам можно лишь с иронией. Тем не менее, многие компании предпочитают коробочные продукты, в то время как вендоры, напротив, избавляются от проприетарных решений.

Businessman with cloud computing concept

Иван Агапов считает, что среди сильных сторон этого относительно нового для российских клиентов вида аутсорсинга услуг можно отметить следующие:

●   можно быстро воспользоваться новым сервисом и предоставить его клиентам;

●   ваша компания не отвлекается на непрофильные задачи, а занимается основным бизнесом;

●   сервис развивается и не требует вашего постоянного участия в его развитии;

●   сервис оплачивается по потребности: есть некоторая периодическая оплата, не требуется изымать из оборота компании значительные средства для капитальных затрат;

●   оплата сервиса прозрачна; нет дополнительных платежей, связанных с покупкой оборудования;

●   вы получаете сервис профессионального уровня.

Минусы, тем не менее, тоже имеют место. Они касаются в основном облачной природы сервиса:

●   вы не можете полностью контролировать получаемые вами услуги;

●   ваши возможности по влиянию на развитие сервиса ограничены;

●   есть риск того, что сервис прекратит работу;

●   возможности кастомизации сервиса под компанию ограничены;

●   об условиях сотрудничества и технической поддержки сервиса необходимо договориться заранее и прописать их детально в договоре, но не все клиенты понимают, что необходимо прописывать.

Но если с клиентской точки зрения все понятно, то есть, бизнес будет покупать «услугу как сервис», то остаётся вопрос, насколько эта модель приживётся на российском рынке с точки зрения вендоров. Будут ли они продавать такой вид облачных услуг? Ответ на этот вопрос даёт сам рынок — точнее, структура спроса.

Сейчас на российский рынок вышло множество западных поставщиков облачных услуг, которые стали конкурировать с крупными российскими, коих пока немного. Для серьёзного облачного предложения нам пока не хватает инфраструктуры и достаточно крупных маркетинговых бюджетов, располагать которыми могут лишь системообразующие бизнесы облачного рынка — хостинг и телеком. А западные поставщики не могут напрямую выходить на средний и малый бизнес, который ещё в 2013 году стал основным покупателем такого рода услуг.

Реселлеры, конечно, не развивают рынок и не образовывают его, поскольку не хотят брать на себя риски, связанные с перепродажей услуг. Они боятся, что, набрав базу клиентов с их помощью, вендор попросту переманит покупателей на свою сторону. Поэтому для реселлеров интересна модель white label — когда поставщик поставляет свою услугу без привязки к бренду, предлагая продавцу только продукт.

Однако, по словам Ивана Агапова, задачи у поставщиков и реселлеров общие. И для развития рынка они должны работать сообща. Это предполагает:

●   создание качественных и востребованных программных продуктов, продаваемых по модели SaaS;

●   разработку выгод для клиентов, с понятной бизнесу ценностью; определённые усилия в продвижении услуги и образовательной деятельности на рынке;

●   расширение предложения SaaS для среднего и малого бизнеса, так как для СМБ важно получить понятный сервис быстро и недорого (в то же время крупному бизнесу необходимо предлагать создание «частного облака»);

●   работать над быстрым стартом начала использования продуктов SaaS, чтобы клиент мог быстро подключиться и начать работать;

●   улучшение «климата» по передаче непрофильных бизнес-процессов компании на аутсорсинг; демонстрацию успешных примеров компаний и преимуществ, которые они получили, перейдя на аутсорсинг и использование SaaS.

Так или иначе, перспективы у рынка «услуги как сервиса» есть, поскольку объём рынка постоянно растёт, а клиентам в любом случае необходимы качественные и быстрые облачные услуги — как альтернатива коробочным продуктам, которые знаменуют собой вчерашний день.

Источник: Компьютерра

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (1)
Сергей Бушмелев 29 июля 2014 г. 23:07  

Спасибо за интересный авторский материал!

Когда читал второй раз поймал себя на мысли, что пример с сервисом ЭДО не очень то подходит в качестве иллюстрации основных постулатов статьи. Если я прочитал все правильно, то основная мысль звучит так: железный конь приходит на смену крестьянской лошадке модель SaaS выступает как альтернатива, а иногда и более интересное решение, чем традиционные on premise решения. Так?

Но вот сервисы ЭДО, будь то Synerdocs, Диадок, Такском изначально предлагались по модели SaaS. До них не было "коробочных" версий этих или иных продуктов, решающих задачи межкорпоративного юридически значимого обмена документами. Ну, чтобы организация приобретала ПО (в смысле лицензии) и могла обмениваться значимыми счетами-фактурами с неограниченным кругом контрагентов.  Вот с внутренним документооборотом понятно: можно и сейчас купить "настольную" СЭД или уже получить СЭД по модели SaaS. А что касается межкорпоративного обмена, то про настольные системы ЭДО я не слышал. Может, я что-то пропустил?

Интеграционное ПО, позволяющее обмениваться документами с контрагентами непосредственно из внутренних ИС, и связующих их с сервисом, я не считаю "настольными системами ЭДО". Кто-то думает иначе?

Сейчас обсуждают
Больше комментариев