Добавить в закладки могут только зарегистрированные пользователи.
Российский форум IТ-решений 

Антон Игнатьев27 июня 2011 г. 16:10

Антон Игнатьев

Прошедший в Ижевске Всероссийский форум практических решений «Электронный муниципалитет 2011», собравший свыше 270 участников - от представителей федеральной и региональной власти до крупного и среднего бизнеса - стал индикатором тенденции развития информационного общества. «Здесь представлен огромный выбор отраслевых решений. Причем решений хороших. Выбирай и внедряй», - дал оценку форуму заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Илья Массух.

Илья Массух, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ«ДК»: Илья Иссович, какое впечатление оставил у вас прошедший недавно в Ижевске второй всероссийский форум «Электронный муниципалитет», в котором вы приняли личное участие?

И.М.: Удмуртская Республика имеет хороший уровень информатизации процессов государственного управления. На прошедшей в рамках форума выставке удалось увидеть много реальных проектов, которые действительно используются для решения различных прикладных задач.

В частности, высокий интерес вызывает проект по организации питания в школьных столовых, где оплата выбранных блюд производится учеником простым прикосновением указательного пальца к сканеру отпечатков. Хочется отметить существенные региональные наработки, показанные здесь в Ижевске в части использования возможностей, предоставляемых универсальной электронной картой для решения прикладных задач социальной сферы Удмуртии и соседних регионов. Мне показалось очень удобным использование универсальной электронной карты с региональным медицинским приложением для удаленной записи на прием к врачу с домашнего компьютера, на приеме у врача и для получения лекарств в аптеке. Действительно, быстро и удобно. Важно, что каждый гражданин прямо из дома может через портал в сети Интернет увидеть оказанные ему услуги и выписанные лекарственные средства.

«ДК»: Есть ли у Минкомсвязи РФ инструменты мониторинга реального состояния информатизации государственного и муниципального управления в регионах?

И.М.: При построении электронного правительства одним из ключевых критериев успеха региона является перевод государственных услуг в электронный вид. Минкомсвязь России на постоянной основе проводит мониторинг состояния и качества размещения информации на Едином портале государственных и муниципальных услуг регионов. Уже сейчас на Единый портал переданы сведения о более чем 22 000 региональных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, из них для получения более 50 услуг можно подать за явления в электронном виде через личный кабинет пользователя портала.

Кстати, по Удмуртии на Единый портал передана информация о 285 региональных и муниципальных услугах. Рассчитываем, что скоро появятся услуги республики и ее муниципалитетов, оказываемые полностью в электронном виде.

«ДК»: Не секрет, что в рамках встреч с федеральными чиновниками местные власти пытаются решить вопросы федеральной помощи или достичь компромиссов в спорных вопросах. Вероятно, и в рамках вашего визита в Ижевск состоялись такие переговоры? Достигнуты ли какие-то договоренности, о которых вы могли бы сообщить?

И.М.: Стоит отметить высокий уровень заинтересованности руководства Удмуртской Республики в создании и развитии электронного правительства. В республике уже несколько лет активно работает Межведомственный координационный совет по информатизации при Правительстве Удмуртской Республики, возглавляемый лично Председателем Правительства Удмуртской Республики Юрием Питкевичем. В августе 2010 года создано и начало работу новое Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики.

Минкомсвязь России всегда оказывает поддержку субъектам Российской Федерации, и мы готовы оказать организационное и методическое содействие развитию в Удмуртской Республике системы управления формированием электронного правительства.

«ДК»: Вы неоднократно высказывались в пользу внедрения типовых решений, типовых информационных систем в регионах. Однако некоторые представители региональных IT-компаний полагают, что, во-первых, эффективность интеграции таких систем в уже сложившуюся информационную архитектуру не очевидна, а во-вторых, это окончательно может «подкосить» региональный IT-бизнес. Какая роль с точки зрения «макроэкономики» отводится региональным IT-компаниям?

И.М.: К сожалению, до определенных пор не существовало внятной технологической политики по поводу создания региональных систем. Практика показала, что типовые решения, централизованно разработанные в 2007-2008 годах, оказались не вполне пригодны для решения именно отраслевых информационных задач.

Регионы самостоятельно внедряли разнообразные решения - те, на которые хватало и средств, и возможностей. В результате мы получили более 1000 разнообразных решений, которые сложно вписываются в единую инфраструктуру электронного правительства.

Для того чтобы в региональных и муниципальных органах власти скорее заработали электронные услуги, Минкомсвязь предлагает сосредоточить общие усилия на отборе и тиражировании лучших практик и в ближайшем будущем перейти к использованию информационных систем по модели «программное обеспечение как услуга» (SAAS - software as а service). Такой подход позволяет существенно уменьшить сроки, сэкономить значительные средства федерального и местных бюджетов.

Уже сейчас национальный оператор инфраструктуры электронного правительства ОАО «Ростелеком» ведет отбор отраслевых решений, пригодных для последующего тиражирования в рамках единой инфраструктуры электронного правительства. Уже отобрано более 10 решений, которые смогут использоваться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации с минимальными затратами. Стоит отметить, что разработчиками данных решений в основном являются как раз региональные IT-компании, для которых участие в проекте создания единой инфраструктуры электронного правительства является уникальной возможностью для своего развития.

«ДК»: Какие меры, по вашему мнению, могли бы помочь развитию регионального IT-бизнеса? Каких решений следует ждать от федеральной власти, а какие меры могут предпринять региональные и муниципальные власти для стимулирования развития местного IT-рынка?

И.М.: В настоящее время при участии Минкомсвязи России разработан текст федерального закона, предусматривающий установление пониженных ставок страховых взносов на переходный период (2011-2019 годы) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Понижение ставок взносов с 36 до 14 процентов обеспечит плавный переход IT-организаций к уплате страховых взносов, которыми заменен Единый социальный налог. Для применения пониженных ставок организациям будет необходимо получить государственную аккредитацию. Как раз сейчас мы проводим работу по изменению порядка данной аккредитации, чтобы сделать его более простым и понятным для рынка.

С 2007 года реализуется программа создания технопарков в субъектах Российской Федерации, которая призвана способствовать развитию регионального бизнеса в сфере информационных технологий. Сейчас успешно запущены и начали показывать заметные экономические результаты технопарки в Республике Татарстан и Тюменской области. Построены первые очереди технопарков в Новосибирске и Кузбассе. Завершается строительство технопарка в Мордовии. В совокупности площадь введенных в строй технопарков уже составила 138 тыс. кв. м. В то же время мы ждем от региональных властей собственной инициативы в поддержке информационных технологий и IТ-бизнеса у себя в субъектах. Наш опыт показывает, что регионы, где руководство субъекта проявляет личную заинтересованность в развитии и использовании информационных технологий, показывают существенно более высокие темпы роста и лучшие результаты развития сектора ИКТ и электронного правительства.


Тип: Статьи

 (3,36 - оценили 2 чел.)

Комментарии
  • Сохранить комментарий
  • Цитировать выделенное
  • Предпросмотр