Наверх

Роуминг ЭДО. Show must go on

Время чтения: 4 минуты
1
Роуминг ЭДО. Show must go on

По данным ФНС России на июнь 2017 года, договоры с роуминговыми центрами уже заключили 37 доверенных операторов ЭДО. Из них лишь две компании решили пользоваться услугами ООО «Софтехно», все остальные обратились к ПАО «Ростелеком».

По данным ФНС России на июнь 2017 года, договоры с роуминговыми центрами уже заключили 37 доверенных операторов ЭДО. Из них лишь две компании решили пользоваться услугами ООО «Софтехно», все остальные обратились к ПАО «Ростелеком».

При этом, если вы помните, осенью 2016 года четыре участника рынка («СКБ Контур», «КОРУС Консалтинг СНГ», «Такском» и «Тензор») заявили о создании собственного роумингового центра. Но до сих пор ни подробной информации в СМИ, ни официального ее подтверждения так и не появилось. И судя по данным ФНС, никто не пользуется его услугами, если такой роуминговый центр вообще существует.

Какую реальную пользу роуминговые центры принесли абонентам и операторам электронного документооборота в России? Что изменилось с их появлением на рынке? И оказались ли эти перемены существенными?

Трудное начало

В течение прошлого 2016 года операторы постепенно настраивали сотрудничество с роуминговыми центрами: подписывали соглашения, разбирали технические нюансы дальнейшей совместной работы. Все это заняло много времени. И только сейчас они наконец-то приблизились к пилотной стадии межкорпоративного обмена документами.

Положительного результата добились считанные единицы. У многих операторов до продуктивного документооборота дело еще не дошло. Пока они находятся на этапе отправки и приема приглашений к обмену, проверки настроек и т.д.

С одной стороны, предполагалось, что настройка роуминга через соответствующий хаб должна избавить операторов от значительных потерь времени и трудоресурсов. И, действительно, уже нет необходимости в длительном заключении прямых договоров, траты на это часов и сил сотрудников.

Но с другой – преимущества работы с роуминговым центром на практике пока ощутить не удалось. Проблема не в «Ростелекоме», а в недостаточно продуманных организационных моментах.

Вспомните, как операторы представляли себе такое сотрудничество? Например, возникла у абонента необходимость в обмене документами с клиентом другого сервиса, о чем тут же сообщается в роуминговый центр, и на следующий день счет-фактура или договор без проблем доставляются адресату. С точки зрения подписавшего соглашение все логично: ему обещали избавить от длительной переписки с другим оператором ЭДО.

А что происходит на деле? Операторам по-прежнему приходится обсуждать друг с другом технические аспекты подключения, организовывать тестирование настройки роуминга и т.д.

Было бы желание

Самое печальное в сложившейся ситуации – отсутствие мотивации участников рынка. Оператор, отправляющий или получающий приглашение, не всегда заинтересован в оперативном запуске обмена через роуминговый центр. Все-таки он, как и раньше, может сделать это напрямую, или уже настроил обмен ранее, что тоже не редкость.

Второй момент – в механизм запуска межкорпоративного ЭДО с помощью роумингового центра вовлечены как минимум пять лиц. Помимо того же «Ростелекома» (или «Софтехно») и операторов, это еще и абоненты. Если принятие решения у каждого из этих лиц займет хотя бы 7 дней, то в целом процесс подключения может затянуться на 5 недель. А это, согласитесь, по меркам документооборота все равно очень много.

И наконец, операторы ЭДО с недоверием относятся к механизму, так как им сложно оценить возможную финансовую нагрузку нововведения на свой бизнес. Сейчас, заключая прямые договоры, они нередко договариваются на безвозмездное сотрудничество – делая друг для друга равнозначными по стоимости входящие и исходящие документы, компенсируют свои соответствующие затраты.

Но что будет, когда в цену одного доставленного документа войдет сумма за услуги роумингового центра? При небольшом трафике, вероятно, операторы не станут увеличивать абонентскую плату. Но при крупных объемах документооборота они будут вынуждены переложить затраты на клиента… Последний вряд ли будет этому рад. В результате у операторов вполне логично появится соблазн – они захотят заключить между собой прямой договор. И тогда благая идея создания роуминговых хабов может в целом оказаться провальной.

Плюс для абонента

Так или иначе, создание роуминговых центров позволило избавиться от нескольких проблем межоператорского взаимодействия. Раньше, когда возникала необходимость обмена документами между клиентами разных сервисов, участники рынка нередко начинали «тянуть одеяло на свою сторону». В итоге страдали пользователи, которым приходилось дополнительно подключаться к другим операторам. Их вынуждали регистрироваться в нескольких сервисах обмена ЭД с контрагентами, платить за их использование и нести неоправданные расходы.

А если бы так же ситуация сложилась в сфере сотовой связи? Тогда для общения с абонентами «Билайна», «Мегафона», «МТС» человеку пришлось бы покупать три сим-карты и оплачивать услуги по каждой из них. Согласитесь, нелогично. Поэтому ФНС ввела новое требование для получения оператором ЭДО СФ статуса вошедшего в сеть доверия налоговой службы: наличие соглашений о роуминге со всеми другими операторами или роуминговым центром. В результате инициатива позволила улучшить ситуацию – компании стали чаще обмениваться между собой электронными документами, в том числе с использованием роуминга.

Источник: Synerdocs

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 1

Глава ФАС поручил изъять из российских законов термин "роуминг": "Как техническая характеристика, она останется, а как юридическая категория, позволяющая вводить определенную дополнительную плату, она должна исчезнуть", - считает глава ведомства. Это, конечно, про связь, но показательно.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь