Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Государство и электронный документооборот

Светлана Опенышева: Госсектору не хватает облачного офиса и СЭД

  0 комментариев Добавить в закладки

По словам заместителя председателя правительства Ульяновской области Светланы Опенышевой, в правительстве Ульяновской области на облачные вычисления делают стратегическую ставку как на перспективную платформу для предоставления государственных услуг. ИТ-инфраструктура области уже во многом готова к переходу на облака благодаря консолидации и виртуализации ИТ-ресурсов. В то же время, предложений пока недостаточно, и российскому госсектору не хватает эффективных облачных СЭД, облачного офисного ПО и специализированных решений для автоматизации государственного и муниципального управления.

CNews: Как вы оцениваете уровень готовности инфраструктуры российских регионов к внедрению облачных вычислений?

Светлана Опенышева: Активного внедрения облачных услуг в России пока быть не может. В регионах госсектор не внедряет эти технологии из-за нерешенных вопросов в области информационной безопасности. В то же время, корпоративный сегмент не может выделить соответствующие бюджеты для создания подобных сервисов, а средний и малый бизнес находится в ожидании, надеясь получить подобные услуги со стороны сервис-провайдеров. Однако некоторые хостинговые компании и провайдеры ИТ-услуг планомерно переходят к облачным технологиям, если позволяет инфраструктура и удается изменить бизнес-модель. Также сдерживает переход в «облака» отсутствие надежных и быстрых каналов связи на предприятиях в регионах. Правда, ситуация с инфраструктурой быстро меняется к лучшему.

Из-за соображений национальной безопасности невозможно использовать публичные «облака» крупных зарубежных интернет-провайдеров, таких как Google и Amazon. По этой же причине невозможно использовать частные «облака» отдельных российских компаний. А использование собственных государственных коллективных «облаков» (как в Великобритании) затруднено из-за дефицита широкополосных каналов связи.


Светлана Опенышева: Активного внедрения облачных услуг в России пока быть не может

Единственным разумным выходом для использования облачных вычислений в государственных и муниципальных учреждениях в России является совместное предоставление ИТ-услуг и услуг связи через государственных региональных операторов связи, которые одновременно могут быть провайдерами облачных вычислений.

Некоторые регионы уже стали осознавать преимущества консолидации и централизации ИТ-инфраструктуры, путем создания дата-центров и использования средств виртуализации, что является первым шагом к построению облачных вычислений. На сегодняшний день стало очевидно, что грамотно оптимизированная, продуманная ИТ-инфраструктура, спроектированная с использованием технологий виртуализации и направленная на автоматизацию бизнес-процессов, не только повышает эффективность, но и позволяет высвободить ресурсы для развития и внедрения инноваций. А использование облачных технологий во многом снижает ИТ-затраты и повышает качество услуг и сервисов.

CNews: В какой мере государственные учреждения и в муниципалитеты вашей области уже используют облачные решения? Насколько успешны такие инициативы?

Светлана Опенышева: Мы рассматриваем облачные вычисления в качестве стратегии предоставления государственных услуг. Ульяновская область взяла курс на консолидацию информационных ресурсов, и наша цель – объединение ИТ-систем Ульяновской области в единую облачную инфраструктуру для улучшения операционной эффективности и сокращения издержек. Мы смогли избежать многих проблем, создав отдельную организацию ОГАУ «Электронный Ульяновск», занимающуюся развитием ИТ и сопровождением всей инфраструктуры правительства Ульяновской области. В результате серверная инфраструктура уже полностью консолидирована и виртуализирована. Кроме того, создана, функционирует и постоянно развивается закрытая корпоративная сеть передачи данных, в которой работает более 4000 пользователей из более чем 400 госорганизаций. Готовятся проекты улучшения каналов связи, используемых для подключения муниципальных образований, что в перспективе позволит предоставлять вычислительные площадки для размещения ресурсов удаленных подразделений. Мы стремимся интегрировать в единую сеть все существующие сервисы и автоматизированные системы органов государственной власти. Такая интеграция многократно повысит доступность сервисов для госструктур, повысит их качество за счет централизованного управления и администрирования и многократно понизит их стоимость.

CNews: Существуют ли какие-либо барьеры юридического характера, с которыми администрация области сталкивается при внедрении облачных вычислений?

Светлана Опенышева: Если говорить не о внутрикорпоративном применении облачных технологий, а об использовании коммерческих сервисов, то первое по значимости препятствие связано с информационной безопасностью. Здесь есть и нерешенные технические вопросы, и несостыковка новых технологий с действующей нормативной базой.

Как, например, задействовать облачный сервис в системе, где обрабатываются персональные данные? – Пока неясно. Как оценить надежность применяемых механизмов защиты информации? Как оценить уровень защиты сервиса от атак, вызывающих отказ в обслуживании? Как оценить риски и распределить ответственность за них между заказчиком и исполнителем? Все это важно, ведь «облака» позиционируются как платформа для хранения и обработки критически важных данных и запуска критически важных приложений!

CNews: Насколько вы удовлетворены текущим предложением в сфере облачных вычислений?

Светлана Опенышева: В настоящее время предложений на рынке не много, и, главным образом, это предложения от нескольких ведущих компаний. С некоторыми из них мы установили тесное сотрудничество. При этом мы самостоятельно внедряем технологии, приближающие нас к облачным вычислениям: используем виртуализацию приложений и аппаратного обеспечения.

CNews: Каких облачных решений, ориентированных на государственный и муниципальный сектор, на ваш взгляд, сегодня ощутимо недостает?

Светлана Опенышева: Существенно не хватает работающего электронного сервиса, который позволил бы организовать межведомственное электронное взаимодействие. Это значительно упростило бы задачу оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Кроме того, можно было бы значительно сэкономить бюджетные средства при использовании системы электронного документооборота, организованной в виде «облака». Одновременно, это сняло бы проблему совместимости различных СЭД.

Актуальной остается проблема значительных лицензионных отчислений на офисное программное обеспечение. Сервис, открывающий доступ к созданию и хранению документов, мог бы решить проблему приобретения и обслуживания программного обеспечения в государственных учреждениях. А это десятки тысяч компьютеров!

В «облаке» могли бы эффективно работать системы государственного и муниципального управления: финансового управления, управления целевыми программами, планирования и мониторинга социально-экономического развития. На основе облачных технологий можно создать системы автоматизированного управления во всех сферах деятельности. Так, в образовании можно было бы запустить такие сервисы, как электронный дневник, электронная учительская и система управления школой, в здравоохранении – электронная медицинская карта и система управления больницей, в социальной защите – персонифицированный учет мер социальной поддержки. Кроме того, специализированные облачные решения могут быть созданы для управлении культурой, строительством и т.д.

CNews: Каковы ваши ожидания от проекта развития Национальной облачной платформы?

Светлана Опенышева: Ожидаем, что национальная облачная платформа позволит решить вопрос с защитой информации в органах государственной власти. Однако необходимо законодательно определить ответственность за риски, связанные с использованием общего ресурса. Мы не ожидаем, что эти технологии будет внедряться быстро, поскольку, кроме базовой платформы, нужно время на разработку прикладного программного обеспечения. Думаю, что простейшие сервисы появятся уже скоро, и мы будем обкатывать новые технологии на них. Но основные ожидания связаны с разработкой национального облачного сервиса для организации межведомственного электронного взаимодействия и предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

 

Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев