Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
События и новости

Тезисы выступления Серовой Г.А. на круглом столе по вузовскому образованию

  1 комментариев Добавить в закладки

В продолжение темы круглого стола «Управление электронными документами и информацией. Передовое образование» мы публикуем тезисы выступления Галины Александровны Серовой – профессора, кандидата технических наук, старшего научного сотрудника кафедры автоматизированных систем Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Каково сейчас состояние вузовского образования по управлению электронным контентом? Какие методы и программы преподавания основ ЭД используются? Как стимулировать вузы обмениваться опытом?

Как отмечается  в Государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)» ( см.п.1, стр. 10): «Сегодня  обучение в вузах  осуществляется, в основном, по старым методикам. В результате,  из высших учебных заведений страны зачастую выходят специалисты, не владеющие современными информационными технологиями…». Незнание базовых навыков и непонимание возможности использования современных информационных технологий  будет, естественно, препятствовать развитию в России информационного общества. Для преодоления этого препятствия Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования третьего поколения  кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Была поставлена задача внедрение современной компьютерной техники и средств передачи  информации, что, в свою очередь приведет к новому качественному процессу организации учебного процесса.

Высшее образование — это процессы и деятельность вуза, направленные на подготовку специалистов в той или иной области на основе передачи обучающимся определенной совокупности знаний (теоретических, практических) для реализации профессиональной деятельности. Перед высшем образованием ставятся определенные цели, оно должно соответствовать установленным стандартам и нормам и необходимыми качественным условиями (образовательные программы, материально-техническое обеспечение, кадры  и т.д.). То есть качество образования складывается из качества условий, качества процесса, что это приводит и к качеству результатов.

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) – ведущий вуз  в стране, который  отвечает за  подготовку специалистов в области документоведения – использует как, традиционные методы обучения (лекции, семинары и самостоятельное обучение), так и современные методы обучения, использующие информационные технологий и компьютерные средства (системы мультимедиа с разнообразной аудиовизуальной информации (видеофильма, текста, звука, графики, анимации, слайдов, осуществляется проверка знаний через компьютерное тестирование).

В настоящее время РГГУ имеет договорные отношения  с ведущими компаниями  по разработке  систем ЭД, которые на безвозмездной основе  устанавливают версии  своих разработок (ЭОС, DIRECTUM, АиТ и др.). Поэтому студенты имеют возможность увидеть системы, но для более глубокого изучения этих систем необходима помощь компаний. В чем она может выражаться: например, приглашать студентов  для прохождения практики или организовывать для студентов занятия-семинары в своих учебных центрах (как, например, организовала компания КонсультантПлюс).

Если говорить об обмене опытом, то нужно сказать, что мы и сейчас обменивается опытом со своими коллегами: это стажировки преподавателей, приезжающих на кафедру, участие в  учебно-методическом объединении (УМО). Стимулировать вузы обмениваться опытом возможно можно за счет выделения в смете расходов средств для организации этого вида деятельности. Можно рассмотреть еще один вариант – использование нового раздела в газете (журнале, сайте), в котором  описывать новые подходы, идеи  и т.д.

В чем вы видите основные проблемы развития вузовского образования?

Две области, на которые сегодня надо обратить внимание — это постоянное повышение квалификации  профессорско-преподавательского состава и способы активного вовлечения студентов в процессе обучения.

Преподаватели вуза   разрабатывает полную документацию  (программы, пособия и т.д.)  по курсам (что само по себе является  важной и трудоемкой задачей), эта документация должна постоянно обновляться. Для обновления программ в постоянно изменяющейся области как информационные технологии и управление контентом, требуются специалисты высокого уровня, которые могут участвовать в процессе повышения квалификации, такие специалисты могут формироваться из числа высококвалифицированных сотрудников вуза. Содержание занятий по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава должны включать вопросы по новым методам преподавания, подходам  по составлению учебных программ,  о принципах обеспечения качества обучения и т.д.

Считаю что необходимо повышать статус Совета учебно-методических объединений вузов по образованию (УМО). Привлечь УМО к разработке проектов федеральных государственных образовательных программ и примерных учебных планов, разработке  предложений по  структуре   и содержанию  образовательных программ.

Теперь коснемся проблемы вовлечения студентов – студенты не имеют практических навыков. Какой есть выход?

В настоящее время  организации в большинстве своем не принимают студентов на практику и это конечно влияет на качество обучения. Какой может быть выход

1. Привлекать организации и заключать  договора  с ними для организации  проведения практики для студентов;

2. Организовывать практику в рамках института (вуза). Например, проводить обработку документов для ввода в автоматизированную систему.

Сегодня уже затрагивали вопросы соблюдения требования качественных условий обучения. У вузов, особенно гуманитарных, часто существуют технические проблемы по сопровождению программных продуктов, которые используются как учебные стенды. Какие есть выходы?

Использовать облачные технологии. Использование облака позволяет экономить на приобретении, поддержки, модернизации программного обеспечения и оборудования. Удаленный доступ к данным в облаке позволяет работать пользователю из любого места, где есть доступ в Интернет и браузер. Доступность – достоинство облачных технологий. Просто заходишь на сервис и пользуешься его услугой. Все это, несомненно, большие преимущества для вузов.

Как сделать процесс обучения интересным?

Современные студенты очень изменились... они оснащены планшетами, смартфонами, им сейчас интересно  работать и обучаться с использованием  современных информационных технологий.

Надо вовлекать студентов в процесс обучения, используя привычные им технологии и методы групповой работы, который позволяют студентам ощущать себя частью коллектива.

Как пример использования технологий в системе образования  можно назвать электронные  дневники и журналы, личные кабинеты для преподавателей и студентов, тестирование,  лабораторные комплексы, электронные библиотеки и другое. Это также тематические форумы, где можно обмениваться информацией, это и  поиск информации.

Как известно, технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами. Основные методические  инновации в процессе обучения связаны  сегодня с применением интерактивного метода обучения. Интерактивный метод означает «взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога». Суть  интерактивного обучения состоит в том, чтобы в учебный процесс были включены все студенты.

В статье журнала «Делопроизводство» №2, я рассказываю о построении правильного процесса обучения,  взаимодействия между преподавателем и студентом, в результате которого происходит передача информации, оценка усвоения знаний, консультирование, обсуждение. В моем примере это происходит с использованием облачного файл-хостинга и сервиса OneDrive. С помощью OneDrive можно получать доступ к любым файлам с устройств, которыми преподаватель и студенты пользуются постоянно.

Кроме того, студенты сегодня хотят обучаться на основе междисциплинарного подхода, изучать блоки и модули, не входящие в программу факультетов, для своего личного развития. Это можно и нужно учитывать, предлагая им такую практическую дисциплину как «Основы электронного документооборота» на факультативное обучение.

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (1)
Евгений Синельщиков 30 июня 2014 г. 10:41  

Браво!!! Только забыли добавить, что все это реализуется в рамках ФГОС-3 и ФГОС-3+, которые не очень то и способствуют развитию "интересных и современных" способов обучения. К сожалению, для развития подобных способов и методов обучения необходимо существенно обновить оснащение самих ВУЗов и профессорско-преподавательский состав, который не способен идти в ногу со временем. По опыту работы в ВУЗе могу сказать, что декларируемые цели и задачи руководства и реальное обучение студентов современным методам и способам работы - это очень разные вещи. 

Сейчас обсуждают
Больше комментариев