Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Государство и электронный документооборот

А воз и ныне там

  10 комментариев Добавить в закладки

Пора бы выбрать и ехатьВ феврале 2008 года был официально утвержден документ Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. С точки зрения обозначенных целей и задач – значимый документ. В стратегии определено, что к 2015 году будут достигнуты, наряду с прочими, и такие контрольные значения показателей:   

  •  место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;
  • доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, от общего числа государственных услуг в Российской Федерации – 100%;
  •  доля электронного документооборота между органами государственной власти - 70% по отношению к общему объему документооборота.
  •  

    Шли годы месяцы … Принятая стратегия обсуждалась в правительстве. Появлялись аналитические и авторские материалы по вопросу актуальности и реализуемости стратегии. Высказывались мнения аналитиков и экспертов:

  • «нет потребности и понимания, что компьютер и интернет нужен тебе лично как индивиду»;
  • «разработка Стратегии ... ведётся отдельными организациями, без какой либо связи ... опять будет некий чиновничий документ, который ... не будет жизнеспособен».
  •  

    Говорилось о необходимости принятия плана реализации данной стратегии, в том числе на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в Петрозаводске в июле 2008. Появлялись и аналогичные федеральной региональные стратегии развития информационного общества, например, в Ставропольском крае.

    Высказывались, кстати, и сомнения в выполнении отдельных положений стратегии. Например, по вопросу о заявленном значении показателя «доля фондов библиотек, переведенных в электронную форму, от общего объема фондов - не менее 50%»: нужна масштабная оцифровка, ресурсы, сопровождение всех получаемых новых бумажных поступлений уже оцифрованными материалами из первоисточника, привлечение инвестиций, в том числе из бизнеса. Ведь имеется и мировой опыт проведения такой работы с библиотечными фондами, как, например в Баварской государственной библиотеке.

    В феврале 2009 на заседании «Совета по развитию информационного общества» Президент РФ Д.Медведев отметил, что спустя год после принятия стратегии план окончательно не проработан и не принят (стенограмма). Следовательно, нет оснований говорить и о каких-либо мероприятиях. А ведь для реализации стратегии, особенно в части достижения значений заявленных показателей, действительно должно быть «просчитано финансово-экономическое обоснование и прописаны все детали работы различных ведомств и бизнес-структур». Особых успехов по разработке и реализации плана нет, зато на том же февральском заседании Д.Медведевым были отмечены иные «успехи»:

  • по индексу развития электронного правительства перешли с 56-го места в 2005 на 92-е в 2007;
  • внутренний документооборот в государственных органах по-прежнему ведется на бумаге; 
  • единый портал государственных и муниципальных услуг так и не заработал и т.п.
  •  

    На сегодня, по прошествии уже более года с момента принятия стратегии, так и нет плана реализации, четкого представления о взаимодействии всех структур, органов власти и гражданского общества в целом, нет представления о возможных механизмах финансирования. Разве стратегия развития до 2015 года в момент ее принятия предусматривала период «раскачки» и потерянный год никак не скажется на сроках и ожидаемых результатах? А может это учет нашей российской действительности, когда «долго запрягаем, но быстро ездим»?

    В соответствии с принципом Парето (80/20) 80% успеха зависят от 20% предшествующей работы. 20% необходимой работы по-прежнему не выполнены, хотя 20% отмеренного стратегией срока реализации уже прошли. Либо надо кардинально перерабатывать стратегию, либо обеспечивать всеобщую мобилизацию государства, бизнеса и гражданского общества. И в том и в другом случае срочно нужен план, тем более в связи с продолжающимся экономическим кризисом.

    Ещё материалы автора
    Похожие записи
    Комментарии (10)
    Галина Федорова 02 апреля 2009 г. 23:54  

    Жуть и мрак... Кто-то говорит, что психологически не готов к внедрению всего электронного,

    а кому- то все это просто не надо. В решении этих вопросов нужно в первую очередь технико-экономическое

    обоснование, т.к. все упрется в финансирование, кто будет делать, на чем делать, сколтко по времени это займет,

    и самый главный вопрос СКОЛЬКО БУДЕТ СТОИТЬ. Так вот, господа, не надо думать, что качественно оцифровку можно

    сделать при помощи планшетных сканеров с разрешением в 200 dpi и что сделают Вам это тетечки за сущие копейки,

     нет тут нужны специалисты, а стоимость услуг специалистов выше. Так вот, основной массив документации (бумажный) у государства - в виде

    библиотек, архивов и готовы ли эти мастадонты впустить в свои святые святых других - специалистов, которые под решение именно этих задач "заточены"?

    Ответ, однозначен "нет" - мешает важность, "а что мы хуже других". Да нет не хуже, просто Вы другие, другой закалки...

    Я думаю, что к финасовому фактору (кстати куча всяких целевых государственных программ в области информатизации, оцифровки данных) н

    ужно добавить еще и человечекий фактор. И подумать над вопросом "а имеет ли оцифрованный документ статус подлинника,

    если бумажный вдруг уничтожен и на нем нет ЭЦП?"

    Валерий Сентябов 03 апреля 2009 г. 07:21  

    Галина, готов к вам присоедниться в том, что создание электронных архивов из бумажных - это работа для специалистов и требует основательного подхода и соответствующего финансирования. И придание оцифрованному документу юридического статуса - также важный вопрос. Как специалист, работающий в этой области, вы понимаете это лучше многих. Видимо вас впечатлила стратегия и контрольные значения показателей.

    В целом, прежде чем устанавливать контрольные значения показателей, определенные в стратегии, необходимы были предварительные расчеты и обоснования, доказывающие возможности по их достижению. В противном же случае можно определять какие угодно показатели и сроки и безуспешно стремиться к ним, несмотря на отсутствие социальных, технических и финансовых обоснований.

    Основной мыслью опубликованного мною текста было все-таки то, что плана реализации по-прежнему нет. И даже если он появится в ближайшее время, есть серьезные сомнения в том, что стратегия развития ифнормационного общества реализуема без существенных изменений. Тем более что основная масса граждан о стратегии понятия не имеет и, следовательно, в эти процессы совершенно не вовлечена.

    Галина Федорова 03 апреля 2009 г. 18:14  

    Валерий, просто когда сталкиваешься с этой проблемой всерьез и надолго, как я - работаю над написанием диссертации по этой тематике,

    то просто становиться не по себе - такое ощущение, что все работают над затягиванием внедрения эл.документооборота и никто не хочет

    разрабатывать законодательно-нормативную базу, которая устроила бы большинство. Даже статус микрофильма и тот смутен, есть гост "микрофильм

    на правах подлинника", но нет судебной практики. Что уж тут говорить про электронные документы :) Внедряем закон - надо сразу же создавать

    искусственную судебную ситуацию, что бы точно определить правовой статус эл. док-та. И не надо забывать, что с архивных электронных документов

    ЭЦП снимается, и эл.док. должны раз в 5 лет мигрировать на другие носители. 

     

    Наталья Храмцовская 04 апреля 2009 г. 20:52  
    такое ощущение, что все работают над затягиванием внедрения эл.документооборота и никто не хочет разрабатывать законодательно-нормативную базу, которая устроила бы большинство

    Это IMHO не совсем так. Внутри ряда ведомств электронный документооборот успешно внедряется, и в коммерческой деятельности - тоже. Во многих случаях налажены и неплохо функционируют двусторонние связи – там, где у ведомств и у коммерческих организаций есть взаимная заинтересованность.

    С многосторонним межведомственным электронным документооборотом действительно беда, и людей можно понять: федеральные ведомства пока не увидели для себя в этом пользы. В общем, ждём, когда «царь» даст команду и накрутит хвоста боярам :)

    Галина Федорова 05 апреля 2009 г. 18:41  

    Уважаемая Наталья, "ждём, когда «царь» даст команду и накрутит хвоста боярам"  - народу просто не донесли как

    можно жить проще и легче, а не проводить целые дни в очередях в том или ином учреждении. Т.е. разработка

    эл. взаимоотношений опять обходит общую массу потребителей, которые должны извлекать из этого процесса пользу

    Необходимо проводить ликбез в школах, вузах, предприятиях, организация о пользе и возможностях электронного

    общения, и правовой ответственности в т.ч. и документооборота и надо задуматься о разработке универсальной ЭЦП, например привязанной к

    паспортным данным, подтверждающей, что действительно документ, сообщение присланно именно мной, а ни кем то другим.

    А можно провести он-лайн голосование: как народ - потребитель видит себе данный процесс.  Говоря о ведомствах, хочется отметить, что

    они-то всегда найдут как донести друг до друга информацию, они друг в друге заинтересованы, а вот взаимоотношения, например,

    поликлиника - пациент, одностороне заинтересованные взаимоотношения :)

    Наталья Храмцовская 05 апреля 2009 г. 19:12  
    Необходимо проводить ликбез в школах

    Безусловно

    надо задуматься о разработке универсальной ЭЦП
    А зачем? Это только в СНГ на ЭЦП молятся, а в остальном мире это малопопулярная в силу своей сложности и дороговизны технология. При уплате за сотовый телефон и мы обходимся ведь как-то без неё :)

    жить проще и легче, а не проводить целые дни в очередях в том или ином учреждении
    Я знакома с проблемой по обе "стороны баррикад". Чтобы ведомства внедряли новые технологии обслуживание, это, помимо прочего, должно быть и им тоже выгодно! В противном случае при том же фонде зарплаты и штате им приходится делать двойную работу - обслуживать и бумажным способом, и электронным...

    А можно провести он-лайн голосование
    Вы это серьёзно? Как по Вашему, какой процент населения 1) имеет доступ в интернет 2) умеет там что-либо делать 3) голосует в каких-то непонятных опросах? Кстати, в одной очень передовой стране всем выдали электронный паспорт с ЭЦП, и возможность почти всё делать онлайн. Знаете, сколько "проголосовало" (т.е. воспользовалось хотя бы раз)? Пять (5) процентов.
    поликлиника - пациент, одностороне заинтересованные взаимоотношения
    Не согласна. Если электронное обслуживание будет продумано так, чтобы снизить (а не увеличить) нагрузку на медперсонал, - думаю, Вы удивитесь их энтузиазму. Возможно, они даже не разрешат Вам приходить в поликлинику, а будут обслуживать только электронно :)
    Валерий Сентябов 08 апреля 2009 г. 00:18  
    федеральные ведомства пока не увидели для себя в этом пользы

    Если электронное обслуживание будет продумано так, чтобы снизить (а не увеличить) нагрузку на медперсонал, - думаю, Вы удивитесь их энтузиазму

    Чтобы ведомства внедряли новые технологии обслуживания, это, помимо прочего, должно быть и им тоже выгодно
    Обращаясь к менеджменту в государственном управлении (дежавю, т.к. уже не в первый раз поминается), можно вспомнить о таком обязательном элементе, как мотивация. В нашем случае это означает, что если речь идет о внедрении электронного документооборота в госорганах, необходимо замотивировать всех участников процесса при решении поставленных задач. Если речь - об электронном правительстве, то необходимо широкое вовлечение граждан и сотрудников государственных структур, то есть опять же мотивация, и, естественно, просвещение:
    проводить ликбез в школах, вузах, предприятиях

    А вот когда будет взаимный интерес к электронному правительству и у государственных структур и у граждан, будут и попытки реализации отдельных решений и потребность в нормативной базе и судебной практике.

    На сегодня же ситуация такова, что об электронном правительстве более менее компетентно рассуждают лишь проценты населения в нашей стране. О концепции информатизации слышали тоже далеко немногие, равно как и о контрольных значениях показателях, упомянутых в данном материале. А следовательно задачи информатизации (концепция, план, электронное правительство) обсуждаются без учета той среды, в которой все это должно работать, нередко без соответствующей организации процессов и мотивации участников. Т.о. имеем урезанный процесс менеджмента на уровне государства - поставили цель, определили задачи и спустя положенное время контролируем исполнение с грустной констатацией - "опять не достигли ожидаемого" .

    Сейчас обсуждают
    Больше комментариев