Добавить в закладки могут только зарегистрированные пользователи.
Апостиль против статистики 

Павел Плотников 17 января 2012 г. 13:22

Развитие электронных госуслуг стало в последнее время одной из самых распространённых в прессе тем. И дело не столько в том, что журналисты пристально отслеживают развитие электронного правительства в России, столько в том, что чиновники с завидным рвением и регулярностью «отчитываются» о своих достижениях в e-gov через СМИ. Статистика о численности зарегистрированных на сайтах госуслуг пользователей и предоставляемых услугах – выигрышные информационные поводы, к которым часто прибегают в российских регионах. Однако благоприятные данные о количестве на деле зачастую оборачиваются небезупречным качеством процессов предоставления электронных государственных услуг.

Одна из госуслуг в электронном виде, которую оказывают органы ЗАГС субъектов РФ, заключается в проставлении апостилей на официальные документы о государственной регистрации актов гражданского состояния. Это простейшая процедура, которая подтверждает подлинность документа. Поиск по запросу «апостиль» на портале www.gosuslugi.ru выдаёт «лестную» статистику: выясняется, что услуг по проставлению апостиля на самом деле не одна, а тридцать одна. Дополнительные тридцать возникают за счёт вариативности в названиях: проставление штампа «апостиль», проставление штампа апостиль, проставление апостиля, проставление штампа «Апостиль» на свЕдетельство и так далее. С точки зрения информационной системы это разные услуги, как и гор. Москва и г. Москва – разные города. Чуть больше года назад я писал о том, какая неразбериха творится при ведении Электронного реестра культурных ценностей. А на сайте госуслуг помимо грамматических ошибок в официальных документах, пугающее многообразие их наименований и особенностей. Кроме того, оказывается, организации, занимающиеся проставлением апостиля, тоже имеют разные названия. Получается, что каждый российский регион ведёт свои реестры госуслуг без всякой опоры на реестры федеральные.

Отсутствие единообразия может привести к тому, что количество государственных услуг будет составлять не пять тысяч, а все пятьсот, но при этом граждане не только не будут знать, какую услугу они могут получить и через какое именно ведомство, будет подорван престиж госорганов, равно как и авторитет выдаваемых документов. Сегодня россиянам, которым понадобилось проставить апостиль, повезло больше, чем тем, кто нуждается, например, в документах о собственности. Апостиль везде одинаков, а вот справка об отчуждении собственности в одном регионе может называться свидетельством об изменении владельца собственности в другом субъекте РФ, и принята там не будет.

Важнейшие задачи, которые стоят сегодня перед государством – это опора на документы-первоисточники и создание единообразия в документационном обеспечении электронных госуслуг. Иными словами, в базах данных должны содержаться электронные копии документов, на основании которых предоставляются госуслуги, а названия и наименования на порталах, формы итоговых документов и выдаваемых копий документов должны быть приведены к единому стандарту. Когда системная работа отодвинет статистику, на документах не стыдно будет проставлять апостиль.  


Тип: Записи блогов

 (4,57 - оценили 3 чел.)

Комментарии
  • Сохранить комментарий
  • Цитировать выделенное
  • Предпросмотр