Наверх

Биометрические данные – альтернативные возможности применения в корпоративных системах

Время чтения: 4 минуты
6
Биометрические данные – альтернативные возможности применения в корпоративных системах

Что будет, если рассматривать биометрические данные не как средство повышения уровня безопасности, а как источник дополнительной информации о пользователях, как основу для изменения поведения системы?

Когда речь заходит о биометрических данных, у большинства, в первую очередь, возникают мысли о системах безопасности: отпечаток пальца, рисунок сетчатки, фото радужной оболочки глаза, 3D образ лица – все это прочно ассоциируется с процессом контроля доступа на уровне предприятия, организации, конкретных помещений, личных устройств.

Безусловно, подобное отношение обосновывается самой природой биометрических данных: согласно статье 11 федерального закона РФ «О персональных данных» к биометрическим данным относятся любые сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность. Т.е. в основе биометрических данных лежит их строгая принадлежность к определенной персоне, что изначально сужает наш взгляд на возможности их использования.

Но что будет, если получится взглянуть на биометрические данные совершенно с другого ракурса, попытаться найти им иной способ применения? Рассматривать их не как источник более безопасных и защищенных ключей доступа (трудно спорить с утверждением, что отпечаток пальца или рисунок радужной оболочки глаза сложнее украсть/подделать, чем получить доступ к паролю, или даже донглу), а как средство сбора информации о поведении и состоянии пользователя?

Этот подход открывает перед нами новые возможности. Однако, сперва необходимо понять, что может служить источником интересующей нас информации. Здесь, следует сказать о поведенческих методах сбора данных – источником информации в них служит не конкретная часть тела пользователя, а характер, особенности его действий:

распознавание и анализ речи;

анализ почерка

анализ скорости и динамики ввода с клавиатуры, скорости движений мышью

Эти методы позволяют не только установить личность пользователя (и обнаружить ситуации доступа к системе третьих лиц, злоумышленников, вредоносного ПО), но и сделать вывод о его текущем состоянии: работает в обычном режиме, бодр, устал, болен. Но для чего это нужно в корпоративной системе?

Тут необходимо задуматься о прямом влиянии состояния пользователя на контент системы и эффективность работы, а также об обратном влиянии на пользователя со стороны интерфейса и источников информации.

В качестве примера, рассмотрим следующий сценарий: руководителю отдела N в ближайшие два дня необходим отчет по результатам выполнения работ по проекту A, над которым работали Петров, Иванов и Степанов. Петров лучше всех ориентируется в теме проекта, и потому, руководитель решает предоставить данную задачу ему. Однако, система сообщает, что Петров в данный момент проявляет признаки болезни и рассредоточения внимания, и, к тому же, занят работой над документацией по другому проекту – дополнительная нагрузка повлечет за собой снижение эффективности его работы, и повлияет на качество результатов. В качестве альтернативы система предлагает назначить исполнителем Степанова, т.к. его занятость на проекте А была примерно равна занятости Петрова, и чувствует он себя в данный момент отлично, а также не сильно нагружен прочими работами.

Исходя из курса, проиллюстрированного в примере, выделяются следующие возможности применения динамических биометрических данных пользователей:

● Использование состояния пользователя в качестве дополнительного критерия при распределении нагрузки, назначении работ и сроков их выполнения.

● Оценка качества контента на основании состояния автора, анализ возможностей появления неточностей и ошибок.

Например, возможен запрос к системе «показать мне все документы, над которыми я работал на прошлой неделе, когда был болен, либо устал».

● Подстройка интерфейса и контента системы под состояние и привычки пользователя.

Здоров, работает в обычном темпе – интерфейс стандартный. Устал, болен – уменьшается количество уведомлений, скрываются маловажные элементы, не предлагаются для изучения и анализа сложные документы.

Затрачивает много сил и энергии при выполнении определенных задач – выдвигаются на передний план элементы, предлагающие более быстрые способы их решения.

Все вышеперечисленное – лишь часть открывающихся возможностей. Необходимо выделить новые способы использования биометрических данных, отличающиеся от традиционных: какова связь между состоянием пользователя и интерфейсом системы? Между его вниманием и качеством производимого контента, способностью эффективно решать поставленные задачи? Как еще мы можем использовать биометрические данные?

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 6

анализ скорости и динамики ввода с клавиатуры, скорости движений мышьюПодробнее

Этот метод ведь используется для контроля авторства. Что может быть полезно в таких системах как Coursera, EdX, Интуит, ... при сдаче письменных экзаменов. Контроль предполагает каноничность состояния пользователя. Для корпоративных систем такой задачи нет.

Думаю, сложно сделать вывод о текущем состоянии здоровья и настроения пользователя по движениям мыши. В статье предполагается, что состояние пользователя определяется в реальном времени. Много электроэнергии и оборудования потребуется для такой аналитики. Это невыгодно.

Другим фактором, который считаю отрицательным, при использовании биометрических данных считаю психологический фактор, который предполагает неизменность работы пользователя в течение длительного времени. Если провести аналогию с занятиями спортом, то известно - однообразие тренировочного процесса не приводит к результатам, а приводит к переутомлению задействованных групп мышц.

Записывать историю действий пользователя, чтобы откатывать изменения вплоть до кликов и ввода символов - хорошая цель. Это поможет пользователю. Технически сложно реализовать, но возможно.

Технически несложно реализовать подсчёт статистики задействования элементов управления в интерфейсе корпоративной системы. В некоторых системах слишком сложные интерфейсы, многие элементы управления являются избыточными и могли бы быть скрыты. Контролировать работу информационной системы и упрощать взаимодействие с ней - достойная цель.

Контролировать работу пользователя ради контроля излишне.

Машины должны работать. Люди должны думать. (Девиз компании IBM)

Больше недели наблюдал за материалом, не решался проголосовать... Но, все-таки, нажму на "минус".

Почему (причины две): общая фанстастичность описанных сценариев с т.з. бизнеса и неясная главная мысль. Получается, если человек вяло водит мышкой, ему нужно выдать более удобный интерфейс системы... а если водит мышкой бодро, то не нужно представить ему контекстоориентированный корпоративный контент? Стоит ли проводить сложный анализ ради простого вывода?

Из примера использования "биометрических" данных при работе с контентом - анализ поведения взгляда и просмотра страницы на веб-сайте. Позволяет лучше расположить читабельную информацию. Возможно это в каком-то виде можно отнести к корпоративным системам.

Основная мысль статьи - необходимо исследовать возможность применения биометрических данных не только в качестве средства повышения безопасности.

Из этой мысли следуют вполне конкретные цели (читай - первые варианты применения):
а) Повысить эффективность распределения работ между участниками, на основании анализа эффективности их работы и состояния в недавние промежутки времени;
б) Повысить удобство и гибкость интерфейса системы; ( для уставших пользователей можно менять интерфейс, уменьшая информационный поток, изменение кнопочек в интерфейсе - лишь пример);
в) Использовать психофизическое состояние автора, как дополнительный(!) критерий для поиска и для оценки качества контента.
г) ...? ваши варианты!

Конкретные примеры источников биометрических данных приведены лишь ради примера, допустимы и совершенно другие источники / методы. К примеру Hitachi недавно выпустили индивидуальный "измеритель счастья", есть предложения на рынке для анализа настроения по голосу, есть идеи и возможности определения состояния и направления взгляда с 3D камер. Ограничивая себя фразами в духе "это применяется не у нас, не для наши целей", мы лишь сужаем собственное видение окружающего.

Что касается затрат - выгод: не все технологии и идеи на заре своего развития были экономически эффективны. Это не мешает предпринимать попытки смотреть в будущее сейчас, угадывать тренды, выделяя интересные, необычные и даже "фантастичные" возможности.

г) Это будет потрясающая система. Она скажет: "Привет, братишка. Ты устал. Я заполнила за тебя заявление на отгул на завтра. Будет солнечно. Езжай на рыбалку. Степан и Татьяна тоже притомились, пригласи их с собой. Степан отличный рассказчик, а Татьяна чудесно готовит. Будет здорово". Причём скажет, голосом.

Есть опыт в области анализа данных и систем искусственного интеллекта. Займёшься исследованиями - буду рад помочь.

Слава, ты прекрасен! В смысле, лайкаю твой комментарий.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь