Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Управление качеством и СМК

Чему учат в школе СМК

  3 комментариев Добавить в закладки

Обучение студентов СМКНачался учебный год, и я почему-то вспомнила известную проблему применимости полученных в институте знаний на практике.

Вот, например, специалисты по качеству. Такие факультеты появились во многих университетах уже несколько лет назад и уже все чаще появляются «дипломированные» специалисты.

Но специальность новая и преподаватели зачастую не знают, чему учить студентов. В результате «готовый» специалист по качеству чаще всего знает в деталях стандарт ИСО 9001 и, возможно, писал какие-то инструкции на практике. Для того, чтобы поддерживать СМК, сертифицированную «для галочки», этого может и достаточно. Но ведь качество этим не обеспечивается. Хорошо, если параллельно студент получит знания в области какого-то конкретного вида деятельности, производства и т.п. (часто чтобы набрать часы преподаватели читают те курсы, которые читали раньше другим техническим специальностям).

Но ведь нужны современные и более универсальные знания. Специалисты, которым львиную долю времени предстоит работать с документами, даже не знают зачастую, что такое система электронного документооборота, и как она может облегчить им жизнь, а предприятию, на котором они работают – снизить затраты на поддержание СМК.

Я не говорю уже о том, что специалист по качеству должен быть близок, по сути, бизнес-аналитику. Т.е. как минимум, представлять себе, что такое бизнес-процессы, какими средствами их можно моделировать, описывать, оптимизировать. А ведь процессный подход лежит в основе СМК. А еще нужно понимать суть работы предприятия, искать его сильные и слабые стороны, понимать технологию выпуска продукции и т.д.

В общем, может я и перебарщиваю, т.к. специалист по качеству в описанном мной варианте становится уже бизнес-консультантом (которых, насколько я знаю, в чистом виде университеты пока не готовят). Но если будет так, то и СМК перестанет быть формальным набором документов.

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (3)
Надежда Вороновская 08 сентября 2008 г. 08:52  

Для большинства российских предприятий СМК не более, чем формальность. Сказали - надо, сделали. На самом же деле СМК не работает. И даже если специалист по качеству очень высокого уровня и многое знает и умеет, СМК все равно не будет работать, т.к. руководству и прочим сотрудникам это не нужно. И СЭД здесь не поможет.

Елена Истомина 08 сентября 2008 г. 14:35  

Речь как раз о том, как должна выглядеть "неформальная" СМК и соответственно специалисты, которые ее могут создавать и поддерживать. СЭД - только малая часть и, конечно, не панацея.

Наталья Храмцовская 10 сентября 2008 г. 00:17  

Мне кажется, было бы неплохо объяснить студентам (а может быть, и кое-кому из преподавателей), что СМК – не порождение извращенного западного ума, а просто-напросто обобщенный опыт работы государственных органов и предприятий ряда жестко регулируемых отраслей (например, банковской). И честно сказать, что СМК – это бюрократизация производства, которая не всегда и не везде полезна.

Сейчас обсуждают
Больше комментариев