Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Электронные архивы

Электронная консервация - миф или реальность?

  8 комментариев Добавить в закладки

Осень – традиционно горячая пора и одним из главных трендов сентября неизменно остаётся сбор урожая и заготовка запасов на зиму. Вот и Росархив не только не отстаёт от тенденций, но и подходит к решению насущных вопросов с поистине всенародным размахом. 28 августа 2012 г. Федеральное архивное агентство на своём официальном сайте опубликовало следующее обращение к общественности:

Уважаемые господа!

Федеральному архивному агентству Правительством Российской Федерации поручено в срок до 1 декабря с.г. разработать Концепцию развития архивного дела в Российской Федерации с учетом внедрения систем электронного документооборота. В целях качественной подготовки данного документа, имеющего определяющее значение для будущего российских архивов, а также учета мнения как можно более широкого круга профессиональной, научной и культурной общественности просим в срок до 15 сентября с.г. высказать свои предложения по формату и содержанию названного документа (электронная почта: tatievskaya_le@gov.ru).

Обращение вызвало незамедлительную и крайне неоднозначную реакцию в профессиональных кругах.

Наталья Храмцовская в своём блоге размышляет об эффективности использования краудсорсинга, опираясь на зарубежные примеры.

В более скептическом ключе оценивает просьбу чиновников Андрей Колесов, сравнивая её с первоапрельской шуткой и поднимая в своём блоге ряд сопутствующих вопросов: и о наличии в России экспертного СЭД-сообщества, как такового; и о спорности выбранного Росархивом метода решения поставленной Правительством РФ задачи; и о возможной фиктивности обращения в принципе.

Ему вторит Иван Бегтин, критически оценивая озвученный срок сбора предложений по отношению к сроку выдачи готового документа.

Владимир Дрожжинов, комментируя обсуждение, ведущееся  в сообществе Госбук, поддерживает общие сомнения, отмечая негативный опыт краудсорсинга в государственных проектах и считая его бесплатным инструментом для чиновников, желающих продвинуться по служебной лестнице за счёт чужих идей.

Недовольство экспертов в некотором роде закономерно, т.к. нормативная и методическая база архивного хранения электронных документов в настоящее время действительно находится в зачаточном состоянии. Более того, экспертный анализ немногочисленных существующих нормативных документов показывает, что к их подготовке, вероятнее всего, не привлекались ни IT-специалисты, ни специалисты ДОУ – слишком уж велико количество неосвещённых деталей, неточностей и прямых противоречий, содержащихся в текстах.

Одной из задач, требующих серьёзного и компетентного подхода, является организация долговременного хранения электронных документов, в том числе и подписанных электронной подписью. До сих пор не разработаны даже базовые нормативные документы, регламентирующие организацию такого хранения и механизмы обеспечения сохранности и подлинности электронных документов. Сейчас деятельность российских законотворцев направлена на оперативную работу с электронными документами, предусматривая лишь среднесрочное (5-10 лет) сохранение документов с возможностью проверки ЭЦП. В то же время достаточно ознакомиться с новым «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием срока хранения», утверждённым приказом Министерства культуры Российской Федерации № 558 от 25.08.2010, чтобы понять, что количество документов, предписанных к хранению на протяжении 75 лет или постоянно, достаточно велико и не ограничивается (вопреки распространённому мнению) только кадровыми документами. Можно вспомнить о ФЦП «Электронная Россия» и региональных мерах в рамках программы, когда были созданы специализированные архивы по государственному хранению электронных документов, однако и их деятельность не регламентирована в полной мере.

Справедливости ради, следует отметить, что возраст регламентируемых технологий объективно мал и недостаточен ни для серьёзного объёма исследований, ни для подтверждённого опыта долгосрочного хранения, однако уже сейчас существует критическое количество вопросов и задач, на решение которых должна быть ориентирована разрабатываемая методология. И, судя по обращению Росархива, в наших силах внести свою лепту в становление законодательной базы архивного дела. По крайней мере, в это хочется верить.

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (8)
Андрей Колесов 06 сентября 2012 г. 10:23  

Очень характерная и точная концовка статьи! "Умом Россию не понять, в Россию можно только верить"

Печально это очень, мы ведь не в церкви, а занимаемся делами, которые за нас никто делать не будет. Написал комментарий в виде отдельного поста: http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/3514.php

Валентина Писанова 06 сентября 2012 г. 10:27  

Андрей, спасибо за активное участие в теме, признаюсь, Ваше неравнодушие чрезвычайно заразительно. Маленькая просьба: исправьте пожалуйста мою фамилию в Вашем посте :)

Сейчас обсуждают
Роман Гудков 17 января 2017 г. 10:10  
Недостающие документы, необходимые для заключения договора, можно представить в электронной форме, прибегнув к помощи нотариуса.

Ульяна, а можно ли таким образом оформить карточку с образцами подписей? Или в карточке должна быть только собственноручная "живая" подпись? 

Вадим Майшев 16 января 2017 г. 11:27  

Не особо авторы/журналисты утруждают себя использовать правильные термины: тут и "стоимость ЭЦП" - ЭЦП уж 5 лет по закону нет, да и ЭЦП "не продается" (УЦ продают сертификаты).

Никто еще не видел в природе живьем простую электронную подпись, а будто бы только она "устраняет ограничения на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме" :-)

А проблема в том, что граждане вынуждены оформлять дорогостоящую электронно-цифровую подпись, чтобы обжаловать постановления в электронном виде.

Кто решил, что она дорогостоящая? В сравнении с чем? В государстве нет ничего бесплатного! Давно были у нотариуса/врача/... или оплачивали пошлины за "услуги" государства, живущего на деньги налогоплательщиков? И никто (пока) не запрещает использовать неэлектронные варианты взаимодействия!

Александр Валеев 16 января 2017 г. 08:22  
«Большинство услуг и сервисов на портале требуют только простой электронной подписи, однако некоторые услуги, действительно, нужно подписывать квалифицированной электронной подписью. На сегодняшний день это необходимая технология, и она продолжит действовать», — заявил замглавы Минкомсвязи России Алексей Козырев. На сайте Минкомсвязи приведен весь список госуслуг, для которых нужна ЭЦП (XLSX,  187,5 КБ).

Многие опубликовали новость о госуслугах. Но о том, понадобится ли еще КЭП, только здесь. Спасибо

Больше комментариев