Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Внедрение электронного документооборота

Электронное правительство: спрос и предложение

  6 комментариев Добавить в закладки

И зачем ОНО мне нужно?! (источник картинки http://www.theweblog.net/wp-content/uploads/2009/03/computer-dumb.jpg)Памяти всех пострадавших при внедрении ИТ-решений
от сопротивления "благодарных" пользователей ИТ, посвящается.

Со смешанным чувством знакомился с докладом «О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием Интернета», подготовленным Институтом современного развития и Институтом развития информационного общества и представленным в апреле 2009.
Вообще иллюзий относительно текущей готовности нашей страны и общества в целом к электронному правительству (ЭП) у меня нет. И недавние оценки ООН – 60-е место среди 192 стран - тому подтверждение. Для сравнения, в 2005-м мы были на 50-м месте.
В докладе выделил несколько интересных моментов.
Во-первых, стилистика. С одной стороны - радующие глаз и ум определения «достигнут высокий уровень», «стали предметом регулярного рассмотрения», с другой - «пока добиться не удалось», «фактически сорваны все сроки».
Однако, хотя «до сих пор не сформирована» и «до настоящего времени не разработана», но при этом «положительным моментом является».
Все это очень напомнило мне пьесу Г.Горина: «арестованы актеры, разоблачен мошенник-слуга… Успех - это успех» «Однако кое-что еще вселяет тревогу: актеры сбежали, мошенник-слуга восстановлен в прежней должности».
Выстроить в череде перемежающихся плюсов и минусов целостную объемную картину не так-то просто. И не буду. Благо конечная оценка - 60-е место - и так известна.
Но была интересна информация о составляющих композитного индекса готовности к ЭП
   • индекс развития государственных веб-сайтов; 
   • индекс развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры; 
   • индекс развития человеческого капитала.
Ну, сколько потрачено средств, сил и нервов на инфраструктуру, писать смысла нет. Число приобретенных компьютеров, объем потраченных на технику и программы средств – несомненный и абсолютный успех!!! О важности, доступности и распространенности интернета, необходимости публикации информации и взаимодействии с ведомствами через веб-сайты также говорили немало. Даже недавний закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ поднимает ту же тему.
А вот индекс развития человеческого капитала – показатель интересный и, по-моему, пока недостаточно замусоленный. А ведь именно этот индекс определяет как уровень организационной и психологической готовности органов власти к использованию принципов электронного правительства, так и соответствующий уровень готовности населения.
То, что по данному индексу развития мы в рейтинге ООН занимаем 27-е место, лично меня удивило. Ведь буквально летом 2008 звучали фразы Д.Медведева: «чиновник, не владеющий навыками пользования компьютером, не может эффективно работать», «Или учись, или, что называется, “до свидания”», «нет реальных подвижек и во внедрении ... электронного документооборота».
С другой стороны в упоминавшемся уже законе 8-ФЗ есть, например, такая формулировка, адресованная, кстати, к руководителям и служащим госаппаратов и муниципалитетов: «Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами». Это значит, глава некоего муниципального образования легко может отдать распоряжение о «лингвистических требованиях» и проконтролировать результаты? Не знаю, как вас, а меня впечатлило. Может зря уже сетуем на низкую ИТ-грамотность государственных и муниципальных служащих? И я меряю уровень готовности госслужащих к ЭП мерками прошлого века?
Ответ был мною получен почти сразу, после ознакомления с программами подготовки и переподготовки по ИТ государственных и муниципальных служащих в институте повышения квалификации госслужбы (ИПК Госслужбы). В перечне соответствующих курсов (к слову, по 80 часов обучения!) мною были найдены:
   • основы работы на компьютере (Windows XP, MS Word, MS Excel);
   • использование MS Office в профдеятельности (Windows XP,Word,Excel,PPoint, Outlook, Explorer);
   • работа с табличными данными средствами MS (Excel, Access);
   • MS Office 2007;
   • Создание документов в формате HTML и основы организации WEB-сайтов;
   • Работа в комплексе 1С.
По большому счету это все, дамы и господа!
А вы рассчитывали узнать, что госслужащих учат использовать технологию «одного окна»? Электронный документооборот и основы юридически значимого электронного документооборота? Принципы работы с персональными данными (см. закон №152-ФЗ от 27 июля 2006) или задачи построения электронного правительства?
О том, что кроме «знать» надо еще и «хотеть», т.е. необходимо мотивировать служащих использовать ИТ с учетом их интересов, я вообще молчу. Это - классика менеджмента, которому, кстати, как будто тоже учат в том же ИПК Госслужбы.
Так откуда же нашим служащим знать, как надо рационально создавать и организовывать пресловутые многофункциональные центры? О том, к чему приводит незнание и неумение, уже было. Почему, спрашивается, наши министерства и ведомства федерального, регионального и муниципального уровня должны уметь использовать и, кстати, жаждать электронный документооборот или работать над оказанием услуг гражданам в электронном виде?
Давайте зайдем еще и с другой стороны. Выйдем на улицу и спросим случайно попавшихся нам 100 прохожих: «Вы хорошо знакомы с концепцией развития информационного общества?», «Вам необходимы для повышения качества жизни электронные административные регламенты и электронные услуги?».
Если будет процентов 25-30 ответов типа «А как же!», «Само собой!», придется мне съесть свою шляпу. Но что-то подсказывает мне, что скорее анкетируемые будут у виска крутить «вежливо» уклоняться от ответа или удивляться.
Ну и в итоге 2 мысли. Первая – если мы и впрямь при таком положении дел на 27-м месте по индексу развития человеческого капитала по готовности к ЭП, то не химера ли пока сегодня ЭП и в других странах? Ну а вторая мысль – о приоритетности работ по просвещению и вовлечению как граждан, так и всех сотрудников госорганов в процесс построения ЭП. Ведь чтобы было развитие, спрос должен несколько опережать предложение. Т.е. желание и готовность как чиновников, так и граждан применять ИТ в управлении государством - более определяющая для результата величина, чем инфраструктура, веб-сайты (из категории предложение), даже нормативная база в конце концов.

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (6)
Наталья Храмцовская 27 мая 2009 г. 19:50  
Ответ был мною получен почти сразу, после ознакомления с программами подготовки и переподготовки по ИТ государственных и муниципальных служащих в институте повышения квалификации госслужбы (ИПК Госслужбы).
Вопрос обучения государственных служащих, действительно, больной. Но посудите сами: студентам, получающим первое высшее, сложно дать знания, например, по проблемам современного электронного документооборота, особенно тем, кто в своей жизни не зарегистрировал еще ни одного, даже бумажного документа. До недавнего времени подобные курсы читались в ряде ВУЗов при получении второго высшего образования - которое для государственных служащих раньше было бесплатным. Нынче же государство уже не вкладывает деньги в подготовку таких специалистов...  со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вторая сторона медали - кто будет учить? "Стучать" на компьютере научат многие, а вот специалистов, по-настоящему разбирающихся в проблемах электронного правительства, - единицы. Они, в основном, работают в бизнесе и стоят дорого.


По большому счету это все, дамы и господа!

Ну, не так уж всё плохо! Только один пример: При получении второго высшего образования по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" в Российской акадении государственной службы преподаются курсы: "ИКТ в ДОУ", "Электронный документооброт", "Электронные архивы" и др.  Аналогичные курсы, знаю, есть и в других ВУЗах.


Рустем Фатхуллин 28 мая 2009 г. 07:02  

Согласен с Натальей в том, что выпускники ВУЗов абсолютно не представляют, что такое документооборот, про делопроизводство даже говорить не приходиться. Сам сталкивался с этим не раз на практике, когда человек приходит со студенческой скамьи и даже не представляет зачем нужно вести делопроизводство на предприятии.

Валерий Сентябов 28 мая 2009 г. 10:08  

Вторая сторона медали - кто будет учить? ... специалистов, по-настоящему разбирающихся в проблемах электронного правительства, - единицы

То, что учить и мотивировать госслужащих необходимо, я так понимаю, спору нет.




В Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. # 1244-р) в разделе "Повышение квалификации государственных служащих в области информационных технологий" определено:


В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных служащих по использованию информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе:

определения требований к квалификации и навыкам ...;

внедрения унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников;

развития инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации ...;

разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов;

профессионального обучения и сертификации персонала, ответственного за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов;

...

информирования государственных служащих о передовом опыте и инновациях в сфере информационных технологий;

создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий.


То есть о необходимости обучения, разработки программ, создания центров и появления тех самых специалистов, которые могли бы обучать и госслужащих думали.


Но в плане реализации данной концепции обозначили лишь необходимость внесения изменений в программу "Электронная Россия" и определение квалификационных требований к госслужащим в области использования ИТ. О том, что надо менять программы обучения ИТ, строить систему центров обучения и масштабно обучать, видимо, банально забыли




Кстати и о гражданах в той же концепции есть пара слов:


Принимаются меры, направленные на продвижение и популяризацию информационных технологий, повышение квалификации граждан и организаций


Т.о., Наталья, проблема опять же не в том, в 1-ю очередь, что нет специалистов, а в качестве менеджмента как по реализации данной концепции, так и вообще ...


И речь, конечно, не только в том, что надо учить электронному документообороту, а, по большому счету, в формировании общей культуры граждан и правительства, обеспечивающей готовность общества к использованию принципов электронного правительства. Правда по отчету ООН мы, повторюсь, на 27-м месте из 192. Абстрактно - вроде и неплохо. На практике же - абсолютно не впечатляет ...




При получении второго высшего образования по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" в Российской акадении государственной службы преподаются курсы: "ИКТ в ДОУ", "Электронный документооброт", "Электронные архивы"

А кто, Наталья, проходит данные курсы? Вероятно в первую очередь именно специалисты по ДОУ. Масштабного же обучения как электронному документообороту, так и принципам построения и работы электронного правительства госслужащих и граждан не было и пока нет, увы. И в этих условиях удивляться тому, что не идут определенные процессы, было бы странно. Процессы зависят от людей, участников. Без их подготовки и мотивации, как вы и сами как-то упоминали, наивно ожидать результатов.
Наталья Храмцовская 28 мая 2009 г. 15:44  


А кто, Наталья, проходит данные курсы? Вероятно в первую очередь именно специалисты по ДОУ. Масштабного же обучения как электронному документообороту, так и принципам построения и работы электронного правительства госслужащих и граждан не было и пока нет, увы.

Валерий, Вы совершенно правы! С основами электронного правительства должна знакомить школа. Вообще говоря, по-настоящему жизнеспособное электронное правительство должно быть удобно и выгодно не только гражданам, но и чиновникам; и тогда чиновники будут заинтересованы в том, чтобы приучать граждан к современным технологиям :)

Сейчас обсуждают
Роман Гудков 17 января 2017 г. 10:10  
Недостающие документы, необходимые для заключения договора, можно представить в электронной форме, прибегнув к помощи нотариуса.

Ульяна, а можно ли таким образом оформить карточку с образцами подписей? Или в карточке должна быть только собственноручная "живая" подпись? 

Вадим Майшев 16 января 2017 г. 11:27  

Не особо авторы/журналисты утруждают себя использовать правильные термины: тут и "стоимость ЭЦП" - ЭЦП уж 5 лет по закону нет, да и ЭЦП "не продается" (УЦ продают сертификаты).

Никто еще не видел в природе живьем простую электронную подпись, а будто бы только она "устраняет ограничения на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме" :-)

А проблема в том, что граждане вынуждены оформлять дорогостоящую электронно-цифровую подпись, чтобы обжаловать постановления в электронном виде.

Кто решил, что она дорогостоящая? В сравнении с чем? В государстве нет ничего бесплатного! Давно были у нотариуса/врача/... или оплачивали пошлины за "услуги" государства, живущего на деньги налогоплательщиков? И никто (пока) не запрещает использовать неэлектронные варианты взаимодействия!

Александр Валеев 16 января 2017 г. 08:22  
«Большинство услуг и сервисов на портале требуют только простой электронной подписи, однако некоторые услуги, действительно, нужно подписывать квалифицированной электронной подписью. На сегодняшний день это необходимая технология, и она продолжит действовать», — заявил замглавы Минкомсвязи России Алексей Козырев. На сайте Минкомсвязи приведен весь список госуслуг, для которых нужна ЭЦП (XLSX,  187,5 КБ).

Многие опубликовали новость о госуслугах. Но о том, понадобится ли еще КЭП, только здесь. Спасибо

Больше комментариев