Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Электронные документы и обмен ими (ЮЗЭД)

Госорганизм

  2 комментариев Добавить в закладки
Если представить себе идеальный мир, то в нем не будет места официальным документам. Хотя бы потому, что все бы друг другу доверяли — и в т.ч. не собирали ненужные справки для абы как построенных процедур сбора человеческих досье в разных госорганах. Но идеал недостижим, а потому и в этих условиях приходится как-то жить.

Давайте посмотрим на ключевые проблемы, которые приводят к низкому качеству и длительным срокам "общения" конкретного человека с госконторами. Вот что приходит в голову сразу же:

 

Технические проблемы:
- Несогласованность баз данных разных ведомств.
- Отсутствие таких баз данных, в т.ч. отсутствие технических средств их ведения, низкое качество ПО и т.п.
- Отсутствие или низкое качество каналов связи.

Людские проблемы:
- Слабая подготовка специалистов "на местах": как айтишников, так и управленцев и аналитиков. При этом в "головных" структурах с такими специалистами намного лучше. Как и с их зарплатами.
- Стремление "спихнуть" часть проблем обмена информацией между разными госконторами на посетителей.

Управленческие:
- Плохо согласованные регламенты приема-передачи информации.
- Требование лишней информации.

Законодательные:
- Плохо работающий закон об ЭЦП.
- Плохая работа законов в области гособслуживания граждан, отсутствие прямой защиты потребителя госуслуг.

 

Так вот, насколько я представляю и знаю, все эти проблемы легко решаются, как только их решение требуется самим госорганам. Например, сдача налоговой отчетности в электронном виде (хотя, увы, пример связан не столько  с "физиками", сколько с юрлицмаи). Создана мощная коммерчески выгодная инфраструктура, приняты соответствующие регламенты и законы, разработаны и опубликованы форматы электронной отчетности, обучены люди в региональных управлениях, проведена работа с предприятиями. И все потому, что такая процедура удобна в первую очередь самим налоговикам.

Но как только дело касается обязанностей госорганов по отношению к госпотребителям, возникают какие-то "затыки" и казусы (типа заполнения электронной формы заявления строго заглавными буквами — т.к. при распечатке и последующем сканировании строчные буквы не распознаются).

Но дело, конечно, не в строчных буквах; главное — исключить бег человека по бюрократическому кругу. Решение вроде бы известно — "единое окно" и обмен информацией внутри госорганизма без инъекций человеческими нервами. Но много ли вам приходилось работать с едиными окнами? И что кроме управленческих проблем действительно мешает организации удобного обращения за госуслугами? Неужели кризис? :)

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (2)
Валерий Сентябов 02 марта 2009 г. 14:15  

Для решения данной задачи есть уже все предпосылки. В рамках повсеместной административной реформы создаются службы одного окна, так называемые многофункциональные центры (МФЦ). Правда в каждом регионе они создаются сообразно местным представлениям о назначении службы и характере их работы, так что обращаться за госуслугой из предлагаемого в МФЦ списка, возможно, и удастся, а вот будет ли при этом электронный документооборот или "сто тысяч одних курьеров" - это еще вопрос.

Примеры достижения определенных результатов есть. Например, по пресловутой проблема оплаты штрафов в ГИБДД через банки. На сегодня каждый такой "штрафник" должен лично представить в отделение ГИБДД квитанцию об оплате несмотря на имеющуюся в банке детальную информацию об оплате и паспортные данные плательщика. В Тюмени благодаря соглашению между Сбербанком РФ и ГИБДД информацию из 1-й ведомственной базы передается в другую еще с 2008 года. То же самое планируется в Москве и Московской области, правда лишь с марта 2009.

Кризис в ряде случаев должен не затормозить, а ускорить ряд процессов. До сих пор основными причинами были: отсутствие единого заинтересованного лица, обладающего необходимыми полномочиями для принятия решения, и слабый менеджмент при планировании и организации соответствующей работы, не дающий результата. Может примеры и угроза отставки губернаторов и других чиновников в связи с неэффективностью работы в условиях кризиса подстегнет и процессы межведомственного взаимодействия, в том числе по оказанию государственных услуг?

Анатолий Юмашев 11 марта 2009 г. 10:41  
Но дело, конечно, не в строчных буквах; главное — исключить бег человека по бюрократическому кругу. Решение вроде бы известно — "единое окно" и обмен информацией внутри госорганизма без инъекций человеческими нервами. Но много ли вам приходилось работать с едиными окнами? И что кроме управленческих проблем действительно мешает организации удобного обращения за госуслугами? Неужели кризис? :)

Единое окно сегодня уже модно называть - МФЦ (многофункциональный центр оказания гос. услуг)

Проблемы названы верно. А вот решить их по отдельности врятли получится.

Направление деятельности известно: это выработка лучших практик.

вариантов тут два: 1. учится на своих ошибках. 2. учится на чужих ошибках.

1.  в части собственных шишак, все как положено решили делать пилотные проекты на заседании Совета по развитию информационного общества в России

2. а вот то что можно уже брать опыт иных отраслей как то пока не догадались.

Взять ту же библиотеку лучших практик управления ИТ услугами - ITIL

Там описаны методы организации работы такого подразделения как ServiceDesk. Переведем на могучий? буквально - Стол услуг.

 Кто нибудь может назвать разницу между понятиями - Стол услуг (servicedesk), Единое окно и МФЦ?

Сейчас обсуждают
Роман Гудков 17 января 2017 г. 10:10  
Недостающие документы, необходимые для заключения договора, можно представить в электронной форме, прибегнув к помощи нотариуса.

Ульяна, а можно ли таким образом оформить карточку с образцами подписей? Или в карточке должна быть только собственноручная "живая" подпись? 

Вадим Майшев 16 января 2017 г. 11:27  

Не особо авторы/журналисты утруждают себя использовать правильные термины: тут и "стоимость ЭЦП" - ЭЦП уж 5 лет по закону нет, да и ЭЦП "не продается" (УЦ продают сертификаты).

Никто еще не видел в природе живьем простую электронную подпись, а будто бы только она "устраняет ограничения на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме" :-)

А проблема в том, что граждане вынуждены оформлять дорогостоящую электронно-цифровую подпись, чтобы обжаловать постановления в электронном виде.

Кто решил, что она дорогостоящая? В сравнении с чем? В государстве нет ничего бесплатного! Давно были у нотариуса/врача/... или оплачивали пошлины за "услуги" государства, живущего на деньги налогоплательщиков? И никто (пока) не запрещает использовать неэлектронные варианты взаимодействия!

Александр Валеев 16 января 2017 г. 08:22  
«Большинство услуг и сервисов на портале требуют только простой электронной подписи, однако некоторые услуги, действительно, нужно подписывать квалифицированной электронной подписью. На сегодняшний день это необходимая технология, и она продолжит действовать», — заявил замглавы Минкомсвязи России Алексей Козырев. На сайте Минкомсвязи приведен весь список госуслуг, для которых нужна ЭЦП (XLSX,  187,5 КБ).

Многие опубликовали новость о госуслугах. Но о том, понадобится ли еще КЭП, только здесь. Спасибо

Больше комментариев