Наверх

Государственные электронные услуги: приоритеты и условия реализации в России

Архив
Время чтения: 4 минуты
0
Государственные электронные услуги: приоритеты и условия реализации в России

О чем отчитывались на конференции, проводимой "Ведомостями". Какие темы вызывают набольшее число вопросов. Каковы реальные шаги для продвижения.

Государственные электронные услуги. Конференция. Ведомости.
Регулярно мы слышим об электронном правительстве; блогосфера полна публикаций, касающихся внедрения универсальных карт. Но многие знают об электронных госуслугах только на уровне «да, что-то делают» (что подтверждает статистика). Представителям госучреждений тоже этот вопрос еще не до конца  понятен, и поэтому он обсуждается на конференциях, форумах, семинарах. Недавно прошла подобная конференция «Государственные электронные услуги: приоритеты и условия реализации в России», на которой обсуждались и технические вопросы, и принципиальные вопросы организации электронного правительства. Мне удалось побеседовать с ее участниками и узнать о наиболее интересных докладах и темах.

Традиционно обсуждался вопрос применимости облачных технологий при предоставлении госуслуг. И традиционно большинство участников высказало свое недоверие к этой технологии. Менталитет дает о себе знать =). О преимуществах и недостатках — это тема для отдельного поста.

Среди самых обсуждаемых вопросов стоит выделить электронные карты. Какую информацию они будут хранить? На какой технологии базироваться? Кто будет их выпускать? Насколько они безопасны? Что делать при потере этой карты? Карты будут внедряться добровольно-принудительно (как это у нас часто бывает)? Стоимость карты для населения? Далеко не полный перечень вопросов, возникающих сейчас даже у организаторов проекта, что уж говорить про рядовых граждан. На данный момент идет два проекта электронных карт — универсальная электронная карта (УЭК), разрабатываемая объединением ряда банков, и проект Ростелекома и ВТБ. Хотя цели карт разные, но обе могут идентифицировать личность, имеют «на борту» ключ электронной подписи и стать отправной точкой для доступа к госуслугам. Карта собственно представляет собой банковскую дебетовую или кредитную карту, на чипе «MasterCard» или «Visa». И если эти проекты не сольются в один, то организаторам проекта будет нужно объяснить гражданам, почему карт две, как пользоваться каждой и т.д., и это будет сдерживать приток реальных пользователей. Кроме того, беспокоит защищенность этих карт и потенциальная возможность их использования в отсутствие владельца.

Электронные карты - это только небольшая часть темы связанной с госуслугами. Зачастую при обсуждении предоставления госуслуг в электронном виде поднимается вопрос технического построения системы, выбор платформы и т.п. При этом упускается из вида факт отсутствия унификации самих услуг, препятствующий полноценной реализации проекта. Например, выступавший на конференции с докладом директор департамента информатизации Тюменской области Александр Албычев, отметил следующее: в одном субъекте РФ имеется 259 услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта, и 1004 муниципальные услуги. При этом выделяется такое же количество регламентов, и (внимание!) ни один муниципалитет не совпадает в принципе! Иными словами, если всё оставить в текущем состоянии, то необходимо автоматизировать более 100000 услуг разного уровня. Конечно, надо унифицировать виды предоставляемых услуг по всей России. В Тюменской области планируют из 1004 муниципальных услуг после унификации оставить только 100-120. Будет ли этот вопрос решаться на региональном уровне или на уровне федерации – время покажет. Скорее все спустят в регионы.

На текущий момент вообще много неразрешенных вопросов, в том числе принципиальных, а 2012 год не за горами. Алексей Попов представлявший на конференции Правительство РФ, отмечал, что сдвиг сроков ввода в действие 210 ФЗне говорит о том, что можно все остановить. Радует, что в департаменте информационных технологий и связи решили усилить требования к методической подготовке регионов, которая будет заключаться в подготовке маршрутной карты (по сути план-график работ), а также технологической карты по каждой услуге. Технологическая карта — это описание процесса исполнения услуги со схемой и детальным описанием взаимодействий и результатов. По пилотным регионам такие технологические карты должны быть опубликованы в ближайшие месяцы. Надеюсь, что такая подготовка не станет подготовкой формальных отписок либо излишне формализованным препятствием.

В целом обсуждение и такие мероприятия нужны, так как позволяют скоординироваться и организаторам проектов и исполнителям, понять текущее положение дел в регионах, задать правильное направление для приложения усилий, чтобы красивые слова про электронное государство и правительство превратить в то, чем реально смогут пользоваться граждане.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь