Наверх

Маленькие электронно-правительственные революции

Архив
Время чтения: 9 минут
4
Маленькие электронно-правительственные революции

Краткий анализ подзаконных актов, выпущенных министерствами и ведомствами, чтобы сделать былью электронное взаимодействие государственных органов и бизнеса.

Революции продолжают менять ландшафт не только на арабском Востоке, который, как верно подметил товарищ Сухов, славится своей тонкостью, но и среду общения государственных органов меж собой, между государственными органами, бизнесом и гражданами, а также бизнеса между собой. Сегодняшний... назовем его "выпуск" будет посвящен отдельным моментам электронизации взаимодействия вышеуказанных субъектов. На первый взгляд, это отдельные новости из жизни российских министерств и ведомств. Но стоит приглядеться, как эти разрозненные моменты, словно разноцветные мазки кисти на полотнах импрессионистов, складываются в одну общую картину. Что должно получиться в итоге, портрет ли, пейзаж, натюрморт, или просто абстрактное нечто, пока скрыто от наших глаз пеленой времени, но с чем трудно не согласиться, так это то, что полученная картина будет революционно отличаться от того, к чему мы привыкли.

Момент первый

Как сообщает пресс-служба Федеральной налоговой службы, «В августе 2011г. будет завершена опытная эксплуатация электронного документооборота между Федеральной налоговой службой (ФНС) и территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России. Такое решение было принято накануне по итогам заседания рабочей группы по координации взаимодействия двух ведомств».  Что ж, ФНС продолжает двигаться в направлении, которое было ей указано в Федеральном законе от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». А если подняться еще на уровень выше, то на сие взаимодействие мы будем смотреть, как еще одну составляющую электронного правительства.

Момент второй

Федеральной налоговой службой принят целый ряд документов, регламентирующих ее электронное взаимодействие с налогоплательщиками, вот несколько последних:

  • Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за регистрационным номером 20322 от 29.03.2011).
  • Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за регистрационным номером 20303 от 28.03.2011).
  • Приказ ФНС России от 28.12.2010 №ММВ-7-6/773@ «Об утверждении Формата документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
  • Письмо ФНС России от 09.03.2011 № ЯК-4-8/3612@ «О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
  • Приказ ФНС России от 28.12.2010 №ММВ-7-6/773@ «Об утверждении Формата документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Документы, особенно приложения – подробные, многостраничные документы, так что отмечу лишь некоторые особенности взаимодействия ФНС и налогоплательщика:

  • Первоначально требование о предоставлении или иной документ налоговым органом формируется на бумажном носителе, подписывается, регистрируется, и не позднее следующего дня формируется электронный документ, который будет отправлен налогоплательщику по электронным каналам связи.
  • Стороны обмениваются структурированными документами формата xml. Структурированными в части метаданных. Определены требования (структура, состав и тип полей) к метаданным. Про содержательную часть пока не нашел информации. Возможно, раз идет о «человекочитаемой» информации, будут только зафиксированы форматы.
  • Обмен регулярный, участники не реже одного раза в сутки проверяют наличие требований о предоставлении документов.
  • Документы подписываются «старой доброй»  ЭЦП. Возможно, после гармонизации законодательства, будет использоваться термин квалифицированная электронная подпись.
  • Должны использоваться сертифицированные средства ЭЦП. Сертификаты ключей подписи выдаются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы.
  • Дата отправки требования считается фиксируется в специальном технологическом электронном документе – Подтверждении даты отправки. Данный документ формируется и подписывается спецоператором связи, подтверждение высылается обеим сторонам обмена.
  • Документ считается принятым, если отправителю получателем, в ответ на «посылку», отправлена квитанция о приеме документов.
  • Налогоплательщик подписывает высылаемый документ (скорее, xml-контейнер) электронной цифровой подписью. Весь обмен ведется в зашифрованном виде.

Момент третий

В продолжении «Июльской счетно-фактурной революции» Министерство финансов РФ подготовило порядок (zip-архив, 18 кб) выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой. Как уверяют нас господа из финансового ведомства, на основании таких счетов-фактур суммы налога принимаются к вычету в общем порядке.

Также попробую обозначить некоторые особенности обмена электронными счетами-фактурами (ЭСФ):

  • Выставление и получение счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется через организации, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем (далее – Оператор электронного документооборота).
  • Выставление и получение счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи может осуществляться через одного или нескольких Операторов электронного документооборота. Выставление и получение счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через нескольких Операторов электронного документооборота осуществляется при наличии у Операторов электронного документооборота совместимых технических средств и возможностей для приема и передачи счетов – фактур в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом.
  • Счета – фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов – фактур.
  • Счет-фактура в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается исходящим от участника электронного документооборота, если он подписан электронной цифровой подписью, принадлежащей уполномоченному лицу участника, и данный участник направил счет – фактуру через Оператора электронного документооборота. Просто так, «самостоятельно», отправить ЭСФ не получится. Точнее, она не приобретет юридической значимости.
  • Выставление и получение счетов-фактур в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации средств криптографической защиты информации и совместимых со средствами криптографической защиты информации, используемыми в Федеральной налоговой службе.
  • Сертификаты ключей подписи выдаются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы. Напомню, что те же УЦ выдают сертификаты для взаимодействия с налоговой. Интересно, для ЭСФ потребуется выпускать специальный сертификат или будет один «универсальный»: и для подписания документов в «налоговку» и для ЭСФ?
  • Датой выставления покупателю счета-фактуры в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата поступления файла счета – фактуры Оператору электронного документооборота от продавца, указанная в подтверждении этого Оператора электронного документооборота. Получается, что, по крайней мере, на каждую ЭСФ будет несколько технологических документов? Я насчитал пять: подтверждение отправки, извещение о получении, подтверждение извещения, извещение о получении подтверждения,  извещение о получении подтверждения даты отправки. Возможно, я запутался – можете проверить сами, скачав документы по ссылке.
  • Хранить документы, если я все правильно понял, будут стороны. Возможно, что операторы предоставят клиентам услуги «облачного архива», но необязательно.
  • Возможен выпуск уточняющей ЭСФ.

Формат электронных счетов-фактур, равно как и  формат электронных книг покупок и продаж должна разработать ФНС.  И она, как бы эти форматы уже разрабатывает.  Вот текст небольшой новости:

«Специалисты Федеральной налоговой службы приняли участие в доработке и согласовании проекта Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Об этом сообщает пресс-служба ФНС России. В дополнение к техническим регламентам должны быть определены и установлены формы счета-фактуры, книг покупок и книг продаж, журнала выставленных и полученных счетов-фактур, а также порядки их ведения, в связи с чем требуются изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914. После внесения изменений и дополнений в указанное Постановление ФНС России разработает форматы электронных документов».

По самым оптимистичным прогнозам, обменяться электронными счетами фактурами будет возможно уже во II квартале 2011 года.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 4

Вадим Майшев 14 апреля 2011
Интересно, для ЭСФ потребуется выпускать специальный сертификат или будет один «универсальный»: и для подписания документов в «налоговку» и для ЭСФ?
Конечно не "универсальный", но подходящий и для отчетности, и для ЭСФ (точнее тот, что Вы сейчас используете для отчетности в ФНС, ПФР, Росстат, Росприроднадзор, ФСС и т.д. будете использовать и для ЭСФ (если ничего противоречивого  не придумают)).
Я насчитал пять: подтверждение отправки, извещение о получении, подтверждение извещения, извещение о получении подтверждения,  извещение о получении подтверждения даты отправки. Возможно, я запутался – можете проверить сами, скачав документы по ссылке.
Есть еще подтверждение поступления ЭСФ (2.5.в) (разумеется, есть еще уведомление об уточнении). 
>>Я насчитал пять: подтверждение отправки, извещение о получении, подтверждение извещения, извещение о получении подтверждения, извещение о получении подтверждения даты отправки. Возможно, я запутался – можете проверить сами, скачав документы по ссылке.
Есть еще подтверждение поступления ЭСФ (2.5.в) (разумеется, есть еще уведомление об уточнении).
Очень надеюсь, что в приложениях и сервисах обмена технологические документы будут создаваться автоматически, например, при нажатии какой-нибудь кнопки "Принять счет-фактуру" или "Подтвердить доставку" или чего-еще там. Чтобы не держать в голове формат и очередность создания технологических документов и не забывать производить все эти действия.
Вадим Майшев 15 апреля 2011
Очень надеюсь, что в приложениях и сервисах обмена технологические документы будут создаваться автоматически, например, при нажатии какой-нибудь кнопки "Принять счет-фактуру" или "Подтвердить доставку" или чего-еще там. Чтобы не держать в голове формат и очередность создания технологических документов и не забывать производить все эти действия.
Разумеется, даже Outlook Express/Почта Windows автоматически формирует уведомление с ЭЦП при открытии сообщения защищенной электронной почты.
Вадим Майшев 15 апреля 2011
В августе 2011г. будет завершена опытная эксплуатация электронного документооборота между Федеральной налоговой службой (ФНС) и территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России.
:-) В Удмуртии защищенный электронный документооборот между этими ведомствами работает с июля 2006 года.
Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь