Наверх

Названы 8 факторов, которые изменят рынок ECM

Архив
Время чтения: 10 минут
0
Названы 8 факторов, которые изменят рынок ECM

Согласно исследованию AIIM в списке "тенденций будущего" находятся демографические проблемы рабочей силы, трудности управления потоком информации, революция мобильных интерфейсов, превращение ECM в более доступный продукт и потребности изменившегося рынка

Михаил Демидов

Некоммерческая организация AIIM, занимающаяся исследованием рынка управления контентом, спрогнозировала развитие отрасли в ближайшее время. Согласно ему, в списке «тенденций будущего» находятся демографические проблемы рабочей силы, трудности управления большим потоком информации и засилье социального веба в бизнесе, революция мобильных интерфейсов, превращение ECM в более доступный потребительский продукт и потребности изменившегося рынка.

Президент AIIM Джон Манчини (John Mancini) озвучил 8 факторов, которые будут определять облик индустрии управления контентом. Так, по его мнению, возрастной аспект играет значительную роль для рынка управления контентом, поскольку старшее поколение начинает выходить на пенсию и должно сохранить накопленные знания, а также передать их более молодым сотрудникам. Последние, начиная работать, уделяют большое внимание тому, как они получают те или иные данные, ставя в этом отношении акцент на эффективность.

Следующим фактором, который будет влиять на рынок, является необходимость управлять большими объемами структурированной и неструктурированной информации внутри организации, равно как и между компаниями, включая вопросы содержания электронных архивов.

Третьим и четвертым факторами, по мнению господина Манчини, станет необходимость признания роли социальных медиа в бизнесе (использование Twitter, Facebook*, блогов и так далее) и мобильных технологий в области доступа к контенту. Помимо этого, противостояние крупных игроков на рынке управления контентом приведет к переопределению того, как компании будут работать с данными (пятый фактор).

Шестой тренд отрасли – Shutterfly effect («эффект» интернет-ресурса Shutterfly.com, предназначенного для хранения и публикации цифровых фотоснимков – прим. CNews) - когда компании начнут понимать перспективность веб-хранилищ контента.

Последними двумя факторами, отмеченными г-ном Манчини, стали консьюмеризация ECM-продуктов (то есть, появление доступных для внедрения в небольших организациях решений, в том числе, «облачных» СЭД, корпоративных порталов на базе MS SharePoint, поддерживающих интероперабельность (в том числе, через CMIS), а также потребности реальных заказчиков, удовлетворение которых является ключом для успешной стратегии вендора.

Отечественные компании, работающие на рынке электронного документооборота, в целом согласны с отмеченными AIIM тенденциям, отмечая, что некоторые из положений все же применимы в России в меньшей степени, чем в остальном мире.

Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink, полагает, что приведенный в докладе Джона Манчини список действительно отражает положение дел в ECM-отрасли, но, в основном, в социальном и потребительском аспекте применения таких систем и в меньшей степени – в контексте значения автоматизации работы с документами для бизнеса и экономики. По его словам, при всей важности и перспективности обозначенных вопросов для России все-таки пока более важны другие два аспекта, а именно бизнес-вопросы и культура или способ применения технологий.

Г-н Бейдер отмечает, что отечественным компаниям, играющим на рынке СЭД/ECM, до сих пор нужно доказывать владельцам бизнеса, что эти системы приносят реальные и измеримые выгоды, например, унификацию и снижение себестоимости бизнес-процессов, возможность оперативно реагировать на запросы клиентов, минимизировать штрафы и т.д. «Совершенно очевидно, что из этого вытекают две вещи, касающиеся вопросов применения технологий. Первая – это то, что ЕСМ-системы должны стать производственной операционной средой в компании заказчика наравне, например, с ERP и CAD, и использоваться в соответствии с тем, как производится добавочная стоимость в компании. Другими словами, они должны быть ориентированы, в первую очередь, на поддержку основного бизнеса компании для того, чтобы давать экономический эффект и оправдывать свое внедрение. Вторая – это то, что такого рода применение ЕСМ – это пока еще удел крупных коммерческих производственных и административных структур», - замечает господин Бейдер.

Сергей Курьянов, директор по развитию Docsvision, выразил уверенность, что в списке господина Манчини перечислены основные факторы, определяющие ближайшие перспективы развития индустрии ECM, и в этом смысле он выглядит исчерпывающим, хотя разные факторы сегодня могут иметь разную силу, что приведет к тому, что в ближайшее время одна их часть будет усиливаться, а другая ослабевать. «Для российского рынка на сегодняшний день определяющим являются не столько тенденции изменения поколенческих парадигм или появление новых мобильных устройств, сколько требования пользователей, сгруппированные в последний, восьмой пункт. Из них для нас важнейшим кажется требования «платить не за кастомизацию, а за настройку», а также «не платить за апгрейды». Характерно, что оба эти требования будут способствовать продвижению SaaS и Cloud-решений».

Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Интертраст», считает, что, несмотря на то, что факторы, определяющие грядущую «трансформацию индустрии управления контентом», указаны Манчини верно, больший интерес представляет вопрос, в чем, собственно, будут заключаться изменения. На его взгляд, суть изменений и их основной смысл должны лежать в области переопределения главного объекта ECM, которым сейчас является контент, а функции ЕСМ связаны с его созданием, хранением, использованием.

В ЕСМ «нового поколения», по мнению господина Ипатова, главной сущностью должен стать человек - с его повседневными делами, обязанностями, ответственностью, которыми он управляется при поддержке электронного контента. Специалист считает, что для изменений на рынке уже есть соответствующие предпосылки: наблюдаемое ежегодное удвоение объема электронных документов при относительно медленно меняющихся методах и средствах их обработки, агрегирования, извлечения и предоставления, а также все более высокая готовность основной массы потребителей к применению современных средств взаимодействия и работы с электронными документами. «Смена поколений практически завершена, и к управлению бизнесом приходят грамотные с точки зрения ИТ люди. Наконец, современные технологии уже сейчас могут предложить новые возможности к решению соответствующих задач. Таким образом, можно говорить, что количественные изменения, накапливающиеся в данной области, близки к критическим уровням и назрела необходимость и возможность изменений качественных», - подчеркивает он.

Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum, считает, что тренд «размывания» ECM виден не только в том, на какие функциональные блоки будет разбита корпоративная система с точки зрения эффективности эксплуатации, но и в том, как меняются способы обмена информацией между людьми, и в том, где эта информация оседает. Перенос значительной доли коммуникаций в Сеть (и далеко не только в виде электронной почты), по мысли эксперта, ведет зачастую к отказу от традиционной формы контента: «Роль документа сужается, и ECM-системы должны на это своевременно реагировать, чтобы соответствовать желаниям потребителей, поскольку корпоративный информационный периметр остается и по-прежнему важны задачи безопасности информации и качественного доступа к ней. Меняются лишь способы работы с информацией: для разных видов взаимодействия предлагаются разные инструменты и устройства».

Виктор Сенкевич, управляющий директор Paybot, предлагает свести все 8 положений Манчини к одной формуле, которой должны соответствовать, но пока не соответствуют сегодня ECM-решения: «Все больше информации все более простыми средствами». Специалист считает, что все новые версии ECM-продуктов все больше страдают одним кардинальным недостатком - в них новизна подменяется сложностью, что позвоялет новым продуктам, предлагающим простые сервисы (Shutterfly, Twitter и другим Веб 2.0-сервисам) возможность выхода в нишу корпоративного использования ECM, пока топовые игроки отрасли отрабатывают функциональность в своих новых версиях и становятся все сложнее для малых и средних предприятий. «Пользователям нужна простота, даже в ущерб функциональности. Распространение ECM на мобильный контент делает это требование критически важным. Известно, что 80% пользователей используют только 20% функций, - замечает господин Сенкевич. - Это та ниша, которой могут воспользоваться новые игроки на рынке ECM, предлагающие более простые и дешевые (часто бесплатные) продукты».

О полноте списка AIIM говорит и Глеб Лукин, генеральный директор «Летограф», отмечая при этом его «общность» в оценке ситуации. По его словам, в привязке к тенденциям рынка ECM, нужно выделять более конкретные тенденции корпоративного рынка, среди которых - глобальные изменения в подходе корпоративных пользователей к применению корпоративных информационных систем различного назначения. В числе трендов, оказывающих серьезное воздействие на рынок ECM, господин Лукин приводит переход к концепции SaaS для мелких и крупных компаний (исключая средние), которые заинтересованы в «аренде» программных решений, расположенных на веб-мощностях, вместо приобретения этих продуктов в собственное пользование. «Создание облака корпоративного документооборота для территориально-распределенных организаций станет возможностью быстро добиться реальной экономии ресурсов, повысить эффективность деятельности и предоставить возможность работать с документами всем, кому это необходимо и именно тогда, когда это необходимо. И этот тренд, скорее всего, станет основным ответом ECM-решений на «разрушительные силы», меняющие рынок», - заключает специалист.

«Перечисленные тезисы относятся, во-первых, к развитому рынку ECM, а во-вторых – во многом затрагивают рынок не корпоративных, а частных пользователей, - говорит Павел Житнюк, эксперт-аналитик «Корус Консалтинг». - Для российского корпоративного рынка многие тренды неактуальны: еще достаточно долго массовый заказчик в России не будет заниматься вопросами структурирования массивов электронной информации, интеграции ECM с социальным сетями и веб-сервисами, сохранения интеллектуальной информации внутри компании и пр., поскольку важность этих задач просто не осознается топ-менеджерами». По словам специалиста, для корпоративного российского рынка актуален тренд движения к использованию разнообразных мобильных устройств, так как заказчики уже привыкли к тому удобству, которое предоставляет мобильный клиент систем электронного документооборота. Помимо этого, отмечает господин Житнюк, для корпоративных клиентов важен тренд независимости работы СЭД от дополнительного ПО или конкретного браузера, возможность удаленного доступа из любой точки к корпоративным хранилищам информации.

Александр Бейдер, анализируя каждый из 8 тезисов доклада Манчини, заметил, что все они сейчас наиболее актуальны для стран Европы, имеющих дефицит квалифицированной рабочей силы и стремительно стареющим населением. «Следовательно, необходимы инструменты для того, чтобы работник мог выполнять свои обязанности наиболее эффективно, достигая большего результата с меньшими усилиями. Наиболее понятное средство в этом случае – автоматизация бизнес-процессов, которые позволяют эффективно доставлять необходимый контент для принятия решений ответственным работникам», - рассуждает он.

Говоря о популяризации ECM-продуктов, Бейдер отметил, что времена, когда система управления организационно-распорядительными документами устанавливалась только до уровня начальника отдела и его секретаря, уже прошли: «Для того, чтобы система работала, она должна быть установлена на каждом рабочем месте сотрудника компании. Но с учетом стоимости лицензий промышленных ECM такая задача становиться экономически проблемной. Следовательно, нужны «легкие», дешевые решения, обеспечивающие, по крайней мере, минимальный набор функций, но зато в совершенно доступном режиме». По его мнению, влияние MS Sharepoint на рынок сейчас достигло такой степени, что все топовые игроки стараются обеспечить интеграцию своих продуктов с ним, во-первых, для того, чтобы обеспечить сохранение контента MS Sharepoint для долгосрочного и безопасного хранения в своих репозиториях, во-вторых для того, чтобы сделать свой контент максимально доступным за счет его публикации с помощью Sharepoint. «Сейчас идет борьба по направлениям открытости, возможностям интеграции с ERP, гибкости, удобства использования, повышения производительности и защите информации. Однако это не функции, а базовые возможности платформ. Поэтому я предполагаю, что на рынке будет продолжаться расслоение, возможности «легких» и «тяжелых» систем будут далее возрастать, при этом они будут по-прежнему заметно присутствовать на рынке, а «средние» системы, по всей видимости, обречены», - заключил он.

В целом, отечественные игроки, замечают, что название презентации AIIM, в котором было употреблен эпитет «разрушительный» по отношению к силам или факторам, которые изменят рынок управления контентов, на самом деле отражает рыночные тенденции современности. Поэтому вендоры ECM-систем, для того, чтобы развиваться, обязаны учитывать потребности клиентов, несмотря на то, что удовлетворить их все одновременно трудно, дорого и долго.

Источник: CNews, 17 мая 2010

* - организация, признанна экстремистской на территории РФ

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь