Наверх

Об электронном факторинге простыми словами

Время чтения: 5 минут
0
Об электронном факторинге простыми словами

Представьте, поставщик и покупатель обменяются документами за какие-то минуты, и в этот же день документы попадут фактору. Это значит, что и принять решение о выплате фактор может в тот же самый день.

Анастасия Щепина, аналитик Synerdocs.

Основная цель бизнеса – получение прибыли, и чем быстрее, тем лучше. Именно на это и направлено финансирование под уступку денежного требования (факторинг). Забирая небольшую часть прибыли, факторинговая компания позволяет поставщику вернуть деньги раньше, а значит и раньше вернуть их в оборот. Обмен электронными документами тоже нацелен на ускорение получения прибыли, ведь подключив его получить подписанные от покупателя документы и переслать их в факторинговую компанию можно за один день. Таким образом, факторинг + электронный обмен документами = возможность получить прибыль практически моментально.

Факто́ринг (от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

Как работает электронный факторинг

Классическая схема факторинга с бумажными документами выглядит следующим образом:

1.   Поставщик товара (кредитор) отгружает товар покупателю (дебитору), при этом в первичных учетных документах и в счетах-фактура поставщик должен указать уступочную надпись, цель которой, проинформировать покупателя об уступке денежного требования факторинговой компании (фактору).

2.   Кредитор передает фактору отгрузочные документы (товарная накладная и счет-фактура).

3.   Фактор финансирует до 95% суммы поставки.

4.   Дебитор реализует товар и оплачивает поставку фактору.

5.   Фактор оплачивает Кредитору оставшиеся средства за вычетом факторинговой комиссии.

В электронном факторинге всё происходит точно так же, за исключением того, что отгрузочные документы формируются, отправляются и пересылаются в электронном виде. Время на отправку документов и стоимость самой отправки снижаются. Выглядит схема обмена документами по договору факторинга следующим образом:

Весь обмен первичкой и счетами-фактурами происходит через сервис операторов ЭДО СФ.

Особенности подключения и внедрения

Процесс подключения электронного факторинга отличается от обычного подключения двух контрагентов, обменивающихся документами только между собой. О том, какие есть особенности и задачи при организации обмена электронными документами в факторинге, поговорим в этом разделе.

Факторинговый треугольник

В процессе факторинга участвуют три лица, и даже если к электронному обмену подключены фактор и дебитор или фактор и кредитор, то обмен электронными документами, особенно счетами-фактурами, в принципе не состоится.

Если же поставщик и покупатель уже обмениваются документами в электронном виде, без подключенного к обмену фактора процесс пересылки отгрузочных документов будет не очень удобным. Сразу возникнут вопросы с передачей фактору формализованных электронных документов, их открытием, с проверкой электронной подписи, хранением.

В итоге получается треугольник, все участники которого должны быть подключены к электронному обмену документа: поставщик, покупатель и фактор.

Это накладывает свой отпечаток на организацию подключения, договориться между собой должны все три стороны, поэтому необходима активная позиция всех участников обмена. В конечном итоге работать в электронном виде выгодно для всех.

Факторинг со стороны оператора ЭДО СФ

Есть две основных задачи, которые должны решить операторы ЭДО СФ для настройки электронного факторинга.

Во-первых, это возможность указания уступочной надписи. Изначально она не предусмотрена в форматах, поэтому операторам нужно обеспечить её поддержку.

Во-вторых, возможность пересылки кредитором фактору отгрузочных документов, которыми обменялись поставщик и покупатель. Пересылка отличается от обычной отправки тем, что пересылается документ, которым два контрагента уже обменялись ранее, вместе со всеми электронными подписями.

Уже несколько операторов ЭДО СФ решили указанные задачи и предлагают услуги электронного факторинга. Кстати, почему именно операторы ЭДО СФ? Всё просто – в процессе обмена участвую счета-фактуры. В электронном виде они должны соответствовать форматам, утвержденным ФНС, а обмен должен осуществляться только через операторов ЭДО СФ.

Преимущества электронных факторинговых операций

Обмен электронными документами в факторинговых операциях выгоден для всех. Во-первых, учитывая, что отправка первички и счетов-фактур происходит последовательно два раза (покупателю и фактору), то и вероятность потери бумажных документов возрастает в два раза. В электронном виде всё иначе. Оператор ЭДО СФ гарантирует доставку документов, а значит потери исключаются.

Во-вторых, сокращаются скорость и стоимость доставки документов. Указала эти два преимущества в одном, поскольку они стали уже базовыми отличиями электронного обмена. Представьте, поставщик и покупатель обменяются документами за какие-то минуты, и в этот же день документы попадут фактору. Это значит, что и принять решение о выплате фактор может в тот же самый день. И всё это за совсем небольшие деньги.

Потому электронный факторинг интересен не только факторинговой компании, но и самим поставщикам и продавцам.

Развитие электронного факторинга и не только

Все задачи решены, электронный факторинг заработал, но это ещё не всё. Остается всё тот же вопрос работы в роуминге. Участники обмена, подключенные к разным операторам ЭДО СФ, должны иметь возможность просмотреть уступочную надпись, а поставщик – переслать отгрузочные документы фактору без электронной подписи, что выходит за рамки обычного обмена в роуминге. Это значит, что все участники должны быть подключены только к одному сервису. Рано или поздно вопрос межоператорного взаимодействия встанет. Однако, на мой взгляд, это не проблема, а ещё одна задача развития электронного обмена, которая будет решена.

Факторинг – далеко не единственная сфера, где появляются специфичные решения. Уже сейчас переходят на электронный обмен страховых компаний со своими агентами, интернет-магазины со своими поставщиками, и везде есть свои нюансы. А есть ли в вашей отрасли особенные процессы, к которым нужен индивидуальный подход при переводе в электронный вид? Напишите нам об этом любым удобным способом!

Источник: Synerdocs

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь