Наверх

Управление информацией и СЭД. Прогнозы на 2013 год

Архив
Время чтения: 11 минут
0
Управление информацией и СЭД. Прогнозы на 2013 год

Все события, тренды, продукты появились и стартовали в 2012-м и даже раньше, но именно они, на мой взгляд, окажут значимое влияние на ИТ-ландшафт компаний.

В конце “старого” года и начале нового появляется огромное количество предсказаний на следующий год, от астрологических до экономических и технологических. Я тоже попытался составить свой прогноз развития ряда продуктов, технологий и трендов, которые так или иначе относятся к управлению информацией и будут актуальны в 2013 году. Все события, тренды, продукты появились и стартовали в 2012-м и даже раньше, но именно они, на мой взгляд, окажут значимое влияние на ИТ-ландшафт компаний.

BYOD

Могу ошибаться, но как раз в 2012-м все вдруг заговорили о новой парадигме — BYOD (Bring Your Own Device), подразумевающей, что пользователи применяют для работы свои личные устройства, а не предоставляемые организацией. Несмотря на то что сам термин появился относительно недавно, можно сказать, что компании уже проиграли эту войну, пошли на поводу у пользователей, ожидая от них взамен всплеск невиданной ранее инициативности, повышенной работоспособности и креативности. Больше всего хлопот BYOD доставляет ИТ-службам организаций, так как им не только приходится поддерживать зоопарк платформ, но и обеспечивать надлежащий уровень корпоративной безопасности на пользовательских устройствах. Думаю, что в 2013 году этот тренд получит развитие, поэтому будут активно развиваться мобильные приложения и мобильный веб-доступ.

Будут и первые пострадавшие от BYOD, в число таковых я бы включил RIM и Microsoft. Эти компании в свое время сделали ставку на модель “одна ОС, одно устройство”. Microsoft долгое время строила свою вселенную, где все устройства — от серверов до терминалов — работали на операционных системах от самой компании. RIM, кроме того, разрабатывала и продавала свое аппаратное обеспечение. В условиях, когда организация “централизованно” обеспечивала своих сотрудников всеми необходимыми для работы устройствами и программными продуктами, такая модель работала. Революция под названием BYOD разрушила эту модель, и теперь организациям приходится подстраиваться под вкусы пользователей, обеспечивая возможность работы с сонма их устройств, не всегда изначально предназначенных для решения корпоративных задач. Если Microsoft “заметила” этот тренд и даже пытается на нем заработать, начав выпуск продуктов под конкурирующие ОС (например, Microsoft Office для IOS и Android), то RIM рискует не пережить новый тренд.

Windows 8

Не сильно слукавлю, если скажу, что выход нового поколения операционных систем от Microsoft стал одним из значимых ИТ-событий года. Или одним из ожидаемых. Рекламная артподготовка была беспрецедентная, после нее обязательно должно было случиться чудо. Но в итоге мы получили Windows 8, Windows 8 RT и Windows Phone 8. Мне почему-то Windows 8 видится каким-то промежуточным решением, так как она одновременно поддерживает и Modern UI, и “традиционный” интерфейс. Но этот дуализм, вместо того чтобы обогатить пользовательский опыт, пока скорее сбивает с толку пользователей. Помимо нового интерфейса Windows 8 не может похвастаться какими-то другими яркими “фишками”, ради которых стоило затевать переход на эту ОС, особенно, если компьютер удовлетворительно работает под управлением Windows 7 или XP. Но все же доля Windows 8 начнет расти, но происходить это будет все больше “естественным” путем, в ходе замены старого парка машин на новые, на которые предустановят Windows 8.

Так что 2013-й обещает стать годом экспериментов с Windows 8 Pro/RT. ECM-вендоры будут экспериментировать с новым интерфейсом, адаптировать свои приложения под пальцевый ввод. Что-то из этого приживется, что-то так и останется смелым экспериментом. Но без проб и ошибок нет будущего, нет развития.

Офлайн-клиенты

В последние пару-тройку лет для ECM-вендоров стало хорошим тоном выпускать мобильные или специализированные клиенты для своих систем. Они, как правило, позволяют реализовать выборку сценариев (работа руководителя, просмотр документов, заданий и т. д.). Их функционал различается, но есть одна черта, которая еще несколько лет будет их объединять, — это возможность работы в офлайн-режиме. Причин выдвигать такое, казалось бы, архаичное требование на самом деле существует несколько.

Во-первых, несмотря на бурное развитие мобильных сетей третьего и четвертого поколений, еще остались бескрайние пространства, где доступна только спутниковая связь. Это прежде всего районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Когда мы говорим о мобильной работе, услужливая память, сразу рисует уютные кафе или комфортабельные залы ожидания с бесплатным Wi-Fi. Но жизнь многогранна, и местом удаленной работы может быть и буровая, прииск, просто удаленный филиал, где, в лучшем случае, доступен GPRS. В таких условиях рассчитывать на стабильную и скоростную связь не приходится.

Во-вторых, хотя сегодня появилось множество условно-безлимитных тарифов и оптимизирующих опций, у человека, недостаточно хорошо разбирающегося в тонкостях роуминга, есть шанс уйти в нулевой или даже отрицательный баланс. Или же стоимость интернет-соединения окажется неприятно дорогой. Ну и в третьих, есть иррациональный страх или осознаваемый и управляемый риск остаться без связи в критический момент в силу различных внештатных ситуаций техногенного или человеческого характера.

Поэтому многим пользователям офлайн-режим может показаться удачным и необходимым решением, минимизирующим вышеуказанные риски. Для вендора это означает необходимость разработки приложения для каждой мобильной платформы. Исходя из сказанного выше, я полагаю, что в 2013 году вендоры и пользователи еще не откажутся полностью от мобильных приложений, работающих в режиме офлайн, в пользу веб-приложений.

Самая популярная диагональ мобильных устройств — 5—7 дюймов

Нельзя сказать, что до прихода Apple в сектор семидюймовых планшетов в нем не было сильных конкурентоспособных игроков. Достаточно вспомнить планшеты Amazon Fire или Asus Nexus. Но все эти устройства работают под управлением Android. С появлением iPad Mini у пользователя, как и в секторе десятидюймовых планшетов, появится выбор — Android или iOS. Это должно подстегнуть конкуренцию, заставив производителей предлагать интересные решения и снижать цены. Мне кажется, что в секторе компактных планшетов случится самый значительный рост. Прибавим к этому тренд увеличения диагонали дисплея смартфонов, появления целого класса “плафонов” (они же smartlets, phabletws), и получится, что вполне вероятна ситуация, когда самыми массовыми среди всей армии гаджетов будут устройства с диагональю 5—7”. Скажу больше, именно при помощи таких устройств будут пытаться решать свои задачи “рядовые пользователи”. Думаю, что вендорам уже сейчас стоит начать проектировать свои интерфейсы, в том числе и под этот форм-фактор.

Социализация

В 2013-м нам никуда не деться еще от одного долговременного тренда — от социализации, причем в широком понимании этого слова, то есть от создания комфортной среды взаимодействия сотрудников, культивирования горизонтальных связей и внутренних коммуникаций. Социализация — это еще и попытка найти эффективный неденежный способ мотивации сотрудников. Но не потому, что “жалко денег” на оплату их труда, а потому, что на определенном этапе банальное повышение заработной платы перестает приносить ожидаемый эффект. Тем более что компании хотят не просто добиться от работников добросовестного исполнения обязанностей, а сделать из них заинтересованных участников развития компании. Нужны новые способы мотивации сотрудников, стимулирующие их раскрыть свой потенциал, проявить дремлющую внутри креативность. Нужны также и новые эффективные способы коммуникации, передачи знаний. Поэтому набирает ход “социализация” информационных систем предприятия — придания им черт социальных сетей, самого известного на текущий момент средства виртуального общения. Первичным в данном случае является не социальный функционал информационных систем, а социальная трансформация корпоративной культуры. Если появится что-то более “социальное”, чем соцсети, в информационные системы будут внедряться черты этого нового механизма.

Облака

К числу долговременных можно отнести и облачный тренд. Разговоры об “облачном” будущем информационных систем идут давно, сказано немало. Поэтому отмечу только нескольких важных, на мой взгляд, моментов.

Первый — облака перестали восприниматься как некая “монолитная” абстрактная технология. Бизнес начал осознавать, что существуют различные облачные модели и вырабатывает свое отношение к ним.

Малый и средний бизнес, а также отдельные бизнес-единицы крупных компаний будут тяготеть к публичным облакам и модели SaaS. Именно такая модель позволит им сэкономить на ИТ-расходах. Это экономия не только на вычислительной технике и программном обеспечении (аренда вместо приобретения), но и на заработной плате ИТ-специалистов. Вместо того чтобы нанимать специалистов, которые к тому же не факт, что будут загружены на 100%, можно получить квалифицированные услуги по развертыванию, поддержке и интеграции систем от облачного оператора.

Для крупного бизнеса важны возможности кастомизации, а также способности системы быть интегрированной в информационную среду предприятия. Поэтому корпорации все чаще задумываются о частных и гибридных облачных решениях. Потребителями частных облаков, как правило, являются ИТ-службы крупных компаний, которым важна возможность масштабирования своей ИТ-инфраструктуры.

Ряд экспертов считает, что местом следующей “облачной битвы” будет PaaS (Platform as a Service). Битва — это не только жаркая конкуренция облачных операторов. В первую очередь это будет сражение за предпочтения разработчиков, за понимание потребностей заказчиков, а значит, и за ИТ-бюджеты компаний. Но для этого необходимо прежде всего разработать бизнес-модели использования PaaS.

Второй момент: популярность облачной модели будет расти и благодаря появлению комплексных решений. Этот процесс уже начался, и в следующем году обязательно продолжится. Отдельные компоненты такого комплекса тесно интегрированы между собой, а сам комплекс закрывает основные задачи компании. Например, учетная система, сдача отчетности в электронном виде, система обмена юридически значимыми документами. Компании — подписчику сервиса уже не придется тратить время и усилия на интеграцию учетной системы с сервисами обмена документами и сдачи отчетности — все это уже сделано облачным оператором.

Еще один облачный тренд, на котором хотелось бы остановиться — это развитие персональных облаков. Например, домашний пользователь организует свое облачное хранилище персонального контента и может обращаться к нему с любого домашнего устройства (компьютер, планшет, смартфон, телевизор) посредством веб-сервисов. Организация персонального облака — не самая простая задача, поэтому первыми пользоваться данной технологией будут гики и продвинутые пользователи. Но с развитием технологии разворачивать и администрировать эти сервисы будет проще, что обеспечит персональным облакам более широкое распространение.

Обмен электронными документами

Снятие последних правовых и организационных препон с обмена электронными счетами-фактурами привело к росту количества операторов юридически значимого обмена электронными документами (ЮЗЭДО). Рост конкуренции должен привести к тому, что появится некий список требования к функционалу сервиса, без которого станет невозможно просто присутствовать на рынке. Как минимум в этом списке должны быть:

  • передача в утвержденном формате счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ;
  • передача неструктурированных документов;
  • сдача налоговой отчетности;
  • интеграция с ERP- и ECM-системами.

Но это минимальный набор, чтобы выделиться среди конкурентов, оператору придется разрабатывать дополнительный функционал или попытаться заключать эксклюзивные соглашения с какой-либо организацией, массово обменивающейся документам со своими контрагентами. Но в последнем случае решающее слово может остаться за ФАС. Примерами дополнительного функционала может быть интеграция с зарубежными операторами (e-invoicing networks), поддержка стандартов обмена структурированными данными (EDI), интеграция с платежными системами и т. п.

* * *

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в 2013 году в сфере ИТ проявятся следующие тренды:

  • Будет набирать силу парадигма BYOD, вендорам не останется ничего, кроме как обеспечить работу приложения на сонме потребительских устройств. А ИТ-службы компаний должны будут обеспечить надлежащую информационную безопасность.
  • 2013-й обещает быть годом экспериментов с Windows 8, новым интерфейсом. Доля Windows 8 будет расти преимущественно за счет обновления парка компьютеров.
  • ECM-вендоры не откажутся от разработки мобильных приложений, работающих в режиме офлайн, так как еще остались пространства, куда не проник доступный мобильный скоростной Интернет, а также еще не ушли стражи и не исчезли риски остаться без связи в неподходящий момент.
  • Самым популярным фактором мобильных устройств для решения повседневных задач станут планшеты и смартфоны с экранами диагональю 5—7”.
  • Продолжится “социализация” корпоративной культуры и способов взаимодействия. Как следствие, соответствующие изменения будут появляться в информационных системах.
  • Бизнес будет примеривать различные облачные модели, исходя из размера компании и степени “облачной” зрелости.
  • На рынке обмена электронными документами намечается серьезная конкуренция, а это значит, что операторы будут искать незанятые ниши, выходить на рынок с новыми, интересными предложениями.

Пользуясь случаем, хочу поздравить читателей с наступающим, пожелать всего самого наилучшего, пусть в вашей жизни будет меньше проблем и неприятностей и больше новых интересных открытий и свершений! С Новым Годом!

Источник: PC Week

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь