Наверх

Цифровая трансформация: здесь и сейчас!

Время чтения: 11 минут
1
Цифровая трансформация: здесь и сейчас!

Перевод статьи о технических и бизнес-аспектах цифровой трансформации, в том числе с точки зрения архитектуры приложений и безопасности. Автор разбирает конкретные примеры бизнес-моделей и такую новую парадигму как «восприятие — вычисление — действие».

От редакции: представляем вам перевод статьи Майка Розена о технических и бизнес-аспектах цифровой трансформации, в том числе с точки зрения архитектуры приложений и безопасности. Майк разбирает конкретные примеры бизнес-моделей и такую новую парадигму как «восприятие — вычисление — действие».

Майк Розен является консультантом компании Wilton Consulting Group в сфере корпоративной архитектуры, бизнес-архитектуры и сервис-ориентированной архитектуры. Он изучал сервис-ориентированную архитектуру в 2003–2011 годах и по бизнес-архитектуру в 2012 — 2014. После нескольких лет в качестве аналитика отрасли, освещающего стратегическую архитектуру, он ушел с головой в другую важную тему — цифровая трансформация.

abstract, architectural design, architecture

Цифровая трансформация — больше, чем хайп

Тема цифровой трансформации раздута до максимума. Но только потому, что она стала предметом хайпа, не значит, что все это нереально. Все более, чем реально, и развивается очень быстро. Справедливости ради стоит отметить, что многие организации уже поменяли свой подход к производству и работе с рынками сбыта. Те компании, которые еще не задумывались о переходе, в недалеком будущем могут оказаться в опасном положении.

Так что же такое цифровая трансформация? Цифровая трансформация — это применение цифровых технологий и возможностей для улучшения бизнес-моделей, оперативных, организационных и моделей взаимодействия. Компании, которые уже запустили процесс цифровой трансформации, создают новые продукты и сервисы, расширяют рынки, повышают эффективность деятельности, усиливают удовлетворенность клиента и набираются опыта, привлекают сотрудников и партнеров, оптимизируют активы, управляют рисками и открывают новые возможности монетизации.

Новые модели цифровой трансформации

Новые бизнес-модели улучшают существующие продукты и сервисы так же хорошо, как и создают их. Например:

Связанные продукты/сервисы/активы создают интеллектуальные продукты и сервисы. Используйте связанную информацию для улучшения продукта, технического обслуживания, предоставляйте пользователям ответную реакцию и рекомендации. Хорошие примеры такой модели — дистанционные медицинские устройства, такие как система непрерывного контроля уровня глюкозы Medtronic.

Платформенная бизнес-модель облегчает обмен между двумя и более независимыми группами, обычно между потребителями и производителями. Эти платформы ценятся, потому что представляют собой масштабируемые сети пользователей и ресурсов, доступных по запросу. Примеры: Amazon и Facebook*.

Менее дорогое содержание основных активов и экономика совместного потребления выстроены на платформенной модели и используют ее для связи владельцев с теми, кто хочет использовать эти активы. Яркие примеры — Uber и Airbnb. Экономика совместного потребления также зависит от сети, но делит стоимость активов на весь пул владельцев или пользователей. Например, программа Nissan Share, по которой машину продают нескольким владельцам и управляют их взаимодействием.

Взаимодействие клиентов предоставляет персонализированное и целенаправленное взаимодействие с потребителями, что заставляет их чувствовать себя «понятыми, особенными, частью чего-то важного». Пример: мобильный шоппинг-ассистент Macy’s On Call.

Монетизация информации. Информация собирается с нескольких ресурсов, ее анализируют, агрегируют, анонимизируют и продают результаты. Примеры: Oracle’s Unified Customer Data и IBM’s Weather Channel Weather Data Packages.

Операционные модели

Операционные модели сосредоточены на улучшении внутренних или партнерских операций, эффективности и процессов. Примеры:

● цифровая цепочка поставок;

● интеллектуальный фулфилмент [прим. ред.: Fulfillment — комплекс операций от принятия заказа до его доставки конечному потребителю];

● дополнение решений;

● роботизированная автоматизация процессов;

● синхронизация цифровых двойников.

Модели взаимодействия

Модели взаимодействия стимулируют обмен информацией между организациями и заинтересованными сторонами. Фокусируясь на потребителях важно помнить о взаимодействии с сотрудниками компании, партнерами и остальными лицами.

Взаимодействие с потребителями, как сказано выше, сосредоточено на работе с клиентом, обычно для того, чтобы увеличить степень удовлетворенности, уровень продаж и завоевать лояльность клиентов.

Взаимодействие с сотрудниками сосредоточено на повышении продуктивности, удовлетворенности и удержании сотрудников. Основное препятствие, с которым сталкиваются компании при переходе на цифровую экономику, это привлечение квалифицированного персонала. Вовлеченность работников — ключевой момент в получении звания «лучший работодатель».

Цифровая экосистема: модный термин или новая реальность? Взаимодействие с партнерами направлено на их объединение для оптимизации совместных процессов, таких как цепочка поставок или расширение экосистемы для улучшения сетевого эффекта и платформенной бизнес-модели.

Восприятие, вычисление, действие — главная парадигма

Все перечисленные выше модели основываются на так называемой главной парадигме цифровой трансформации — «восприятие, вычисление, действие». Как ваша компания взаимодействует с окружающей средой и управляет данными, каким образом анализирует их, что получает в итоге, чтобы улучшить результаты. Лидеров цифровой трансформации отличает то, как они используют эти аспекты для действий, которые увеличивают добавленную стоимость, создаваемую ими, улучшают их бизнес, изменяют модели управления и взаимодействия.

Восприятие — постоянное накопление данных из нескольких источников в режиме реального времени.

Вычисление — агрегирование и раскрытие, анализ, изучение информации, ее понимание и получения знаний.

Действие — создание комплексного восприятия состояния вашего бизнеса и окружающих его событий для подкрепления решений, принятых людьми, и для автоматизации внутренних и внешних операционных и бизнес-процессов.

Ключевой фактор парадигмы и цифровой трансформации — интернет вещей (IoT). На протяжении следующих 7 лет, к 2025 году, число интеллектуальных устройств в интернете увеличится в 4 раза и достигнет 80 миллиардов. В то же время количество данных, большая часть которых из интернета вещей, на порядок увеличится до 180 зеттабайт. Понимание этого, подготовка и умение воспользоваться ситуацией — основные характеристики на пути к успеху в цифровой трансформации. Также одним из ключевых факторов является архитектура (ИТ и бизнес) для поддержания масштаба, объема и скорости новой цифровой экономики.

Архитектура цифровой трансформации

Архитектура — важнейший компонент устойчивого преобразования, масштабируемости, гибкости и скорости, необходимых для конкуренции в цифровой экономике. Но, как и все прочее, она должна измениться, чтобы идти в ногу с новыми требованиями. Новый подход к архитектуре и платформе необходим для поддержки новых реалий и стратегических приоритетов таких, как экспериментальное взаимодействие, оптимизация процессов, интернет вещей и монетизация информации.

Цифровая бизнес-платформа

Это новая концептуальная инфраструктура для архитектуры, которая отвечает требованиям масштаба, объема, скорости и безопасности для новой парадигмы «восприятие, вычисление, действие». По большому счету, она:

● поддерживает взаимодействие и общение внутри и за пределами экосистемы;

● имеет подсистемы для накопления и хранения большого количества разного вида данных в настоящем времени;

● предоставляет базу для познавательных способностей искусственного интеллекта, машинного и глубинного обучения, анализа, моделирования, визуализации;

● обеспечивает условия для прогнозных и предписываемых мер, включая расширение, автоматизацию, отчетность;

● интегрируется с уже существующими корпоративными системами;

● обеспечивает безопасность;

● обеспечивает масштабируемость, гибкость и управляемость.

Архитектура интеллектуальных данных

Основа цифровой бизнес-платформы — архитектура интеллектуальных данных. Здесь организация берет данные и превращает их в информацию, знания, понимание, и самое главное — значение. Архитектура интеллектуальных данных поддерживает:

● сбор данных в текущем времени;

● хранение данных, моделирование, воспроизведение и визуализация;

● машинное обучение;

● обработку аналитики;

● автоматизацию и контроль;

● отчетность и публикация.

Информационная архитектура и бизнес-архитектура

Конечно, успех в цифровой трансформации зависит не только от технологий. Также важно иметь:

● хорошо развитую стратегию;

● четко сформулированные операционную модель и бизнес-модель;

● понимание ваших возможностей в бизнесе;

● последовательный план развития с расставленными приоритетами;

● способность быстро принимать основанные на фактах решения.

Другими словами, необходимо иметь информационную и бизнес-архитектуру, которые смогут направлять вашу компанию и поддерживать применение технологий для цифровой трансформации.

Архитектура приложений и технологическая архитектура

Цифровую бизнес-платформу и архитектуру интеллектуальных данных поддерживают прикладные решения и технологии архитектуры. Взгляд на них сильно поменялся за последние 3-5 лет. Новые концепции, такие как контейнеры, микросервисы, API, поддерживают создание «функции как услуги» (FaaS) и «данные как услуга» (DaaS). «Платформа как услуга» (PaaS) предоставляет строительный материал для сборки, пока DevOps предоставляет методы для разработки и развертывания. Все это опирается на облачные технологии, включая IaaS и гибридные решения. Принимая это во внимание, создание платформы цифрового бизнеса, которая поддерживает информационную модель, архитектуру и бизнес-модель, становится задачей прикладных решений и архитектуры технологий.

Архитектура безопасности

Ни одна современная платформа не может считаться законченной без выстроенной архитектуры безопасности. Не только угрозы становятся сложнее, но и обстоятельства, в которых компания должна функционировать. Архитектура безопасности содержит три основных компонента, которые вместе создают новое отношение к безопасности — то, что IDC называют «доверие к цифровым технологиям».

Риск устраняется путем применения средств контроля в рамках традиционных средств обеспечения безопасности, которые управляют идентификацией, доверием и угрозами. Старая модель «охранять и защищать» устарела и заменена более новой — «сдерживать и контролировать».

Репутация — внешнее восприятие того, насколько заслуживает доверия бизнес, требует управления цифровым брендом, как реализованы внутренние и внешние бизнес-процессы и безопасность, насколько целесообразны его действия.

Приватность — управление защитой, контролем и предоставлением информации, например, в соответствии с новыми требованиями общих правил защиты данных.

Безопасность — это не только проблема технологий. Хотя это всегда было так, но сейчас это важно, как никогда раньше. Бизнес-модели, оперативные и модели взаимодействия должны принимать во внимание безопасность с самого начала, если компания планирует доверять цифровым технологиям.

Резюме

Цифровая трансформация — это применение цифровых технологий и возможностей для улучшения бизнес-моделей, оперативных, организационных и моделей взаимодействия.

Восприятие, вычисление, действие — главная парадигма цифровой трансформации.

Лидеров цифровой трансформации отличает то, как они используют эти аспекты для действий, которые увеличивают добавленную стоимость, создаваемую ими, улучшают их бизнес, изменяют модели управления и взаимодействия.

Основа цифровой бизнес-платформы — архитектура интеллектуальных данных. Здесь организация берет данные и превращает их в информацию, знания, понимание, и самое главное — значение.

Новое отношение к безопасности — то, что IDC называют «доверие к цифровым технологиям».

Перевод: Екатерина Зоренко, DIRECTUM.

Источник: BPTrends

* — организация, признанна экстремистской на территории РФ

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 1

На самом деле непонятна цель статьи. Из-за того, что цели статьи нет, непонятно, что должен получить читатель по итогу. Ну и, собственно, я после прочтения данного материала ничего и не получил. То, что мир развивается, и цифровые технологии также развиваются и все больше внедряются в бизнес и жизнь - это и так понятно и укладывается в одно предложение. 

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь