Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
ИТ-директору Делопроизводителю Кадровику Бухгалтеру
Межкорпоративный документооборот (внешний ЭДО)

Новые правила перевозки грузов в 2021 году. Что изменится?

  0 комментариев Добавить в закладки

В 2018 году эксперты активно обсуждали грядущие обновления в Постановлении № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Поправки встретили отпор со стороны транспортников и операторов электронного документооборота. Но с того времени мало что изменилось. Почему всё-таки дело не сдвинулось с мёртвой точки и каких изменений стоит ожидать в 2021 году?

Путь к новому Постановлению № 272 оказался извилистым и длинным

О Постановлении

Вот уже третий год не утихают разговоры о том, что рынку нужен новый глоток воздуха в виде электронной транспортной накладной (далее – ЭТрН). На неё возлагаются большие надежды, в том числе и связанные с обелением рынка. Но чтобы использовать документ, необходимо обновить Постановление и закрепить в нём возможность использования оригиналов в электронном виде.

Появлялись разные предложения по изменению правил перевозки грузов. Это были и инициативы рабочих групп при Сколково, ECR, отраслевых объединений, наработки Минтранса… Однако воз и ныне там. Недостаточно ввести термин ЭТрН и утвердить его на законодательном уровне, необходимо проработать цепочку изменений в других нормативных правовых актах (далее – НПА). Они коснутся:

  • правил дорожного движения в части представления сотрудникам ГИБДД документов на груз. Кстати говоря, есть даже проект изменений о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения;
  • иных НПА, связанных с подачей документов в суды, страховые компании;
  • законов, касающихся регулирования деятельности экспедиторов;
  • а самое главное – подачи документов в ФНС. К слову, налоговая служба принимает ЭТрН в качестве оправдательного документа при совершении хозяйственных операций. Подробнее об этом – в следующем разделе статьи.

О форматах

ФНС принимает в электронном виде документы, которые составлены в формате, установленном законодательством. При этом порядок выставления и получения регулируется Министерством финансов. Для документации, подготовленной в электронном виде, но для которой не определён формат, процедура подачи довольно проста: распечатал – заверил – принёс. Но как быть, если таких документов у компании тысячи? Это долго, дорого, а порой и вовсе бессмысленно.

Казалось бы, транспортные документы, составленные в электронном виде, должен курировать именно налоговый орган, но этим вопросом на сегодняшний день заведует Министерство транспорта. Причина, почему так произошло, видится одна: Минтранс желает контролировать оборот грузов на территории РФ, потому считает, что сначала необходимо навести порядок концептуально и только потом перейти к решению вытекающих задач, таких как представление электронных документов в ФНС.

Однако это так не работает. Своим мнением делится системный аналитик Synerdocs Станислав Петраков:

«Важно отметить, что у ФНС, кроме опыта разработки форматов отчётных документов, например, налоговых деклараций, есть и опыт разработки форматов для бизнеса. За подтверждением далеко ходить не надо – достаточно вспомнить формат УПД (приказ ФНС РФ от 19 декабря 2018 г. N ММВ-7-15/820@). Более того, сама история работы налогового ведомства над подобными форматами документов началась около 10 лет назад – первая версия приказа об утверждении формата счетов-фактур вышла аж в 2012 году (Приказ ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@). Был ли он плох? Безусловно, так как содержал недоработки и несколько раз пересматривался, но к чему мы пришли? К тому, что ФНС планомерно работала над его улучшением, прислушивалась к бизнесу и, главное, накопила колоссальный опыт в области разработки форматов документов, в том числе в согласовании требований законодательства и реальных потребностей рынка. Результатом этой работы стало то, что формат УПД и первичных учётных документов используется повсеместно. К сожалению, Минтранс таким опытом похвастаться не может.

Важно замолвить слово и за операторов электронного документооборота. Они будут краснеть перед заказчиками за каждый неучтенный порядком и форматом сценарий работы, а главное – будут вкладывать свои ресурсы в разработку и внедрение этих нововведений. Если основа для работы с «ФНС-подобными» форматами документов у операторов уже есть, они «привыкли» с ними работать и научились «читать» приказы, то как обстоит дело с Минтрансом? Всё значительно хуже. Их подход к разработке формата кардинально отличается от подхода ФНС. Кроме структурных отличий, есть и некоторые неоднозначные моменты в части данных, которые необходимо указывать в документах. Банальный пример: структура адреса в УПД и ТрН отличается – как по набору элементов, так и по их размерности. Опытный читатель, конечно, может возразить: «И там, и там .XML. Что за оператор такой, который не в состоянии организовать поддержку формата?» Организовать может, несомненно! Вопрос только в расходах, которые он понесёт, а главное в том, насколько такой формат сможет закрыть потребности бизнеса. Мы склоняемся к мысли, что сценарий развития событий будет аналогичен истории со счетами-фактурами – выйдет первая версия приказа и много-много лет «ёжики будут плакать, колоться и продолжать есть кактус».

К чему это всё? Транспортная накладная, как ни крути, относится к зоне ответственности Минтранса, но стоит ли изобретать велосипед? Имеется контролирующий орган в лице ФНС, которому этот документ нужен не меньше. К тому же у него есть опыт работы с бизнесом и практика в разработке форматов. Поэтому мы склоняемся к мысли, что налоговики потенциально смогут сделать формат ТрН, если не идеальным, то намного лучше того, на который способен Минтранс. И дело не в квалификации специалистов или уровне заинтересованности, а в банальном житейском опыте».

 

Эксперимент Минтранса

Планы здесь наполеоновские. Считается, что в ближайший год будет утверждён формат ЭТрН, а уже в октябре 2020 года пройдет пилотный обмен между цепочками «грузоотправитель – транспортная компания – грузополучатель». Далее по следам эксперимента предполагается транслировать решение на весь рынок. По правде говоря, в такое краткосрочное достижение глобальных целей мало верится, как минимум, по ряду причин:

  1. Формат ЭТрН ещё не утверждён. Более того, предлагаемый Минтрансом он кардинально отличается от формата первичных и закрывающих электронных документов, установленных ФНС. 
  2. Операторам электронного документооборота необходимо время на разработку и поддержку формата.
  3. На настройку роуминговых пар уйдёт также немало времени.
  4. Клиентам вместе с операторами необходимо найти полноценные цепочки для обмена.
  5. Не решён вопрос с экспедиторскими компаниями, которые являются полноценными участниками обмена. В ТрН сейчас даже нет поля, где бы они смогли поставить отметку.
  6. Необходимо принять ряд НПА, которые регулировали бы предъявление документов ГИБДД, представление в ФНС и т.д.

Что в итоге?

Как видите, нерешённых вопросов множество. Поэтому мои прогнозы касательно 2021 года довольно пессимистичные. Предполагаю, что даже в случае утверждения формата, в первую очередь, к обмену смогут подключиться крупные торговые сети, с собственным автопарком, остальным же придётся ещё долго решать организационные вопросы по переходу на ЭДО.

Однако стоит сказать, что ряд компаний уже используют электронные транспортные накладные в сервисе Synerdocs и для них, вероятно, утверждение формата станет «зелёным светом» при тиражировании решения.

Источник: журнал «Автотранспорт» (выпуск № 8, 2020 г.).

Иллюстрация: кадр из к/ф «Кавказская пленница».

 

 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев