Наверх

Чем поможет финансисту электронный счет-фактура

Время чтения: 4 минуты
7
Чем поможет финансисту электронный счет-фактура

Чем поможет финансисту электронный счет-фактура

Корректировочный счет-фактура или исправленный: когда и какой документ оформить ФНС отменяет электронные счета-фактуры. Да здравствует УПД! Ни для кого не секрет, что вопросы, связанные с применением электронных счетов-фактур уже долго обсуждается как на уровне рядовых бухгалтеров, так и в высших законодательных органах. Рано или поздно обмен электронными счетами станет такой же обыденностью, как системы «Банк-Клиент». Кроме всех удобств (скорость передачи и отсутствие бумаги), мне бы хотелось найти дополнительные выгоды от использования межкорпоративного электронного документооборота (e-invoicing), конечно, в первую очередь для финансиста, и возможно заглянуть в недалекое будущее.

ФНС отменяет электронные счета-фактуры. Да здравствует УПД! Начнем с сути понятия «счет-фактура». Это документ-основание для учета НДС. Электронный он или бумажный — не важно. Счет-фактура является основанием для принятия покупателем (нами) суммы НДС, предъявленных продавцом, к вычету. Немного простой математики:

1) Мы купили товар на 118 руб., в т. ч. НДС — 18 руб.

2) Мы оплатили поставщику 118 руб.

3) Мы реализовали продукцию на 1180 руб., в т. ч. НДС — 180 руб.

Мы обязаны заплатить в бюджет 180 руб. Но у нас есть счет-фактура поставщика на 18 руб. и имеем право на «вычет». Таким образом, мы должны заплатить в бюджет (180 р. — 18 р.) = 162 р. При условии, что имеем счет-фактуру с синей печатью (читай электронной подписью), товары должны быть приняты на учет и участвуют в налогооблагаемой деятельности. Понятно, что момент отгрузки и получения счета-фактуры может не совпадать по времени и может относиться к разным налоговым периодам. Существуют 2 варианта заявить вычет:

1) в налоговом периоде, в котором счет-фактура был получен фактически;

2) в налоговом периоде, когда была совершена операция.

Не смотря на то, что арбитражный суд в итоге допускает оба варианта, но лучше учитывать «опоздавшие» счета-фактуры в периоде, когда она получена. Становится понятным, что активное применение электронных счетов при работе с поставщиками позволит минимизировать (а возможно и вовсе исключить) описанную временную задержку и принять к вычету большую сумму. В итоге меньше платим в бюджет. А вот это непосредственный интерес финансиста — платить меньше (и по возможности, как можно позже). Разумеется, абсолютные суммы, уплаченные государству, не изменятся, но предсказуемость уплаты повысится в разы. А это уже серьезный плацдарм для качественного планирования НДС.

Итого, межкорпоративный электронный документооборот позволит:

  • минимизировать время получения счетов-фактур от поставщика и отражения его в книге покупок. Особо актуально для крупных производственных и торговых организаций, количество поставщиков которых превышает тысячи, а абсолютные суммы НДС — миллионы;
  • исключить потери в пути и обычный человеческий фактор. Кто-то кому-то не передал счет, проблемы почтовых организаций, в конце концов;
  • повысить достоверность планирования НДС к оплате на основании условий договоров с поставщиками.

Конечно, я описал процесс довольно поверхностно, но надеюсь, что у меня получилось донести свою мысль: не стоит бояться новых вещей, а надо искать в них пользу для себя.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 7

Михаил Романов 23 октября 2013
Не смотря на то, что арбитражный суд в итоге допускает оба варианта, но лучше учитывать «опоздавшие» счета-фактуры в периоде, когда она получена

А чем именно лучше? Т.е. кроме того, что "деньги получим быстрее" есть ли еще какие-то плюсы? И если других нет и это не критично, то правильно ли я понимаю, что разницы между электронным и бумажным вариантом никакой?

Михаил, еще раз заострю внимание на том, счет-фактура - это документ для учета НДС, и не имеет ничего общего к движению денежных средств между организациями. Для этого существуют другие документы - акты выполненных работ, товарные накладные и др. Эффект "деньги получим быстрее" стоит ожидать после объединения счета-фактуры и передаточных документов (об этом рассказывает Сергей Бушмелев тут). Очень интересно, что получится!  

Возвращаясь к вашему вопросу, фраза "... допускает оба варианта ..." относится к вариантам принятия к учету счета-фактуры, а не к представлению счета-фактуры.  

Сергей Бушмелев 23 октября 2013

Миша, попробую ответить. Слово "суд" подразумевает судиться. Судебный спор - затратное как по времени, так и по средствам мероприятие. Даже если его выиграешь. Поэтому оптимальным (безрисковым, бесспорным, и скорее, законным) вариантом будет учитывать счета-фактуры по дате их поступления. Пусть в примере Айрата бумажный счет-фактура от поставщика пришел только в следующем квартале. Значит, в бюджет по итогам этого квартала платим 180, а не 162 рубля. При переходе на электронный обмен счетами-фактурами до организации успевает доходить большее количество счетов-фактур, отправленных ближе к границе налогового периода. Для некоторых бизнесов, например, для крупных торговых сетей это не 18 рублей, а многие миллионы разницы. То есть организации в текущем периоде заплатит меньше. Да, абсолютная сумма не изменится, но за период можно здорово оптимизировать сумму налога к уплате. У торговых организаций деньги постоянно в обороте - причем оборачиваемость средств достаточно высока, особенно в розничной торговле продуктами питания.  Рубль, уплаченный в бюджет сегодня, и рубль, уплаченный в бюджет через месяц - разные деньги. Средства, выдернутые из оборота и отданные в качестве налогов, не приносят прибыли. То есть минимизация налоговых платежей в текущем периоде позволяет увеличить прибыль, так как организация успеет эти "сэкономленные" средства  прокрутить. Уже ради этого стоит переходить на электронный оборот счетов-фактур.

Далее, отказ от бумажных документов позволяет экономить на бумаге, на печати, на хранении документов, на трудозатратах по их обработке (включая копирование документов для предоставления в ФНС в рамках налоговой проверки).

Да, чуть не забыл экономию трудозатрат по вводу бумажных документов в систему. Правда, тут большую пользу приносит подключение к EDI, но вместе с переходом на электронные юридически-значимые счета-фактуры и накладные (EDI-сообщения не являются юридически значимыми) синергетический эффект будет ошеломляющим. 

Михаил Романов 23 октября 2013

Айрат, Сергей, спасибо за ответы.

Как я и предположил изначально (может несколько иносказательно сформулировал), основная разница в сроках применения вычета.

Об остальных достоинствах (и недостатках, о коих обычно поставщики стараются не упоминать) можно будет, я думаю, с уверенностью говорить через 3-4 года использования.

Необходимо упомянуть еще один момент. За всей эйфорией применения электронных СФ, не надо переборщить с "читам" (cheat): НДС к оплате не должен быть меньше НДС к вычету. Налоговики очень не любят, когда кому-то что-то должны и инициируют проверки.

Михаил Романов 24 октября 2013
За всей эйфорией применения электронных СФ, не надо переборщить с "читам" (cheat): НДС к оплате не должен быть меньше НДС к вычету.

Ну вроде как в случае если все вычеты ты подаешь в том же периоде, когда уплачиваешь налог, то такого быть не может. Я не ошибаюсь? А ты как раз пишешь, что для ЭСФ это легко осуществить.

А ты как раз пишешь, что для ЭСФ это легко осуществить.

Это легко осуществить вне зависимости от вида СФ. В случае электронного возрастет желание побыстрее получить вычет.  

Простой пример. Вы строите дом для заказчика в течение полугода, закупаете строительные материалы, оплачиваете услуги субподрядчиков. За первый квартал у вас накопились счета-фактуры поставщиков и логично хотите получить вычет. Но дом еще не сдан, т.е. реализации нет и нет налоговой базы - вычет вы вряд ли получете. Все усложняется, когда вы строите несколько домов и реализация есть в каждом квартале. Вот тут лучше не превышать сумму вычета над суммой оплаты. Но это уже тонкости работы налогового бюро ...

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь