Наверх

Директор по цифровым технологиям — Chef Digital Officer (CDO)

Время чтения: 8 минут
0
Директор по цифровым технологиям — Chef Digital Officer (CDO)

Для того, чтобы начать трансформацию компании в направлении «Digital» некоторые компании назначают сотрудника ответственного за цифровую трансформацию — Chef Digital Officer (CDO). Рассмотрим, что это за должность и какие обязанности на нее возлагают.

Со всех сторон звучит термин «цифровая трансформация», при этом большинство российских компаний находится в «каменном веке» с точки зрения внутренней автоматизации, понимания клиента и предоставления цифровых сервисов. Для того, чтобы начать трансформацию компании в направлении «Digital» некоторые компании назначают сотрудника ответственного за цифровую трансформацию — Chef Digital Officer (CDO). Рассмотрим, что это за должность и какие обязанности на нее возлагают.

CDO

Для чего нужен Chef Digital Officer?

Те, кто погружен в тему цифровой трансформации прекрасно понимают, что переход в «Digital» для трансформируемой компании, это не просто косметический ремонт, а коренная перестройка всех бизнес-процессов, и даже изменение бизнес-модели компании.

Без «жесткого» управления программой цифровой трансформации, с выделением всех необходимых финансовых и организационных ресурсов, достичь результатов в требуемые сроки будет затруднительно, ведь это серьёзное изменение, которое будет встречать сопротивление на всех уровнях организации.

Существенный масштаб необходимых изменений требует дополнительных механизмов координации внутри компании, и именно поэтому все чаще и чаще можно увидеть назначение специализированных менеджеров, отвечающих за цифровую трансформацию организации, с соответствующими правами и полномочиями.

Итак, снова в бизнес-лексиконе появилось новое трехбуквенное сочетание CDO — Chief Digital Officer – менеджер, отвечающий за цифровую трансформацию, или в переводе на русский язык – директор по цифровым технологиям. Его миссию в компании можно определить следующим образом – помочь организации, преобразовать традиционные «аналоговые» продукты и услуги в “цифровую” форму.

Конечно не все отрасли сейчас переживают цифровой бум, однако там, где можно перевести взаимодействие с клиентом и ключевые сервисы в цифровой формат – цифровая трансформация неизбежна. В первую очередь это банки и страхование, медиа и развлечения, обучение и туризм, телекоммуникации и розничная торговля.

С учетом активностей многих компаний в области цифровой трансформации, появление CDO уже стало трендом, например, по информации компании Gartner – «только 6% компаний имеют CDO, но они появляются быстрее, чем мы их можем посчитать». Уже создан международный клуб CDO, который насчитывает более 1000 участников.

Аналитика Gartner:

Чуть менее 40% CDO являются стратегическими советниками управляющих и генеральных директоров по цифровой бизнес-стратегии.

Чуть более 40% являются директорами по цифровому маркетингу (Digital Marketing Officers — DMO).

Остальные CDO имеют другие роли.

Уже сейчас 20% CIO начали брать на себя роль CDO.

Зона ответственности CDO

Так как CDO отвечает за цифровую трансформацию, то ключевой его задачей является именно преобразование компании, при этом, если директор по информационным технологиям (CIO — Chief Information Officer), как правило, больше ориентирован на информационную поддержку существующих бизнес-процессов с помощью типовых ИТ-решений, то CDO сфокусирован в первую очередь на фронт-офис компании, сбор и анализ клиентских данных, и самое главное, на оцифровку существующих услуг компании или создание новых в формате «Digital».

Фактически CDO должен вместе с топ-менеджментом сформировать видение, стратегию и детальный план действий по трансформации бизнес-процессов, продуктов и услуг компании в цифровой формат, с возможностью предоставления клиентам сервисов в цифровом виде.

Основная сложность при поиске кандидата на должность CDO заключается в том, что очень непросто найти сотрудника со столь разносторонним опытом, ведь он должен иметь опыт в интернет-маркетинге, социальных медиа, электронной коммерции, транзакционном бизнесе, цифровых каналах продаж, а также знать возможности технологий цифровой трансформации, цифровые стратегии и бизнес-модели, построенные на цифровых технологиях. И еще одно ключевое качество которое редко встречается в российских условиях – это умение и реальный опыт цифровой трансформации в российских или зарубежных компаниях.

Аналитики компании Deloitte выделили три типа CDO:

Ex-agency – лидеры в области цифрового маркетинга и взаимодействие с заказчиком. Характерны прежде всего для товарных производств с необходимостью привлечения новых клиентов и улучшения поддержки имеющихся.

Digital transformation strategists – агенты изменений и переосмысления преобразований своей организации (в отраслях, где цифровая трансформация уже началась — медиа, развлечения, обучение).

Technologists – те, кто считают, цифровизацию с технологической стороны первоочередной задачей организации, чаще всего подотчетны CIO. Характерны в основном для отраслей промышленного производства, энергетики, фармации.

Граница между CDO и CIO

Можно сказать, что CDO является ответственным за внедрение цифровых технологий в процессы взаимодействия с клиентами, а также за предоставление клиентам цифровых сервисов, тогда как за CIO остаются все решения по информационным технологиям и ИТ-инфраструктуре компании.

Грань между CDO и CIO условна, и требует отдельной договоренности, ведь роли CIO и CDO должны не только дополнять друг друга, но и тесно сотрудничать для успешной реализации цифровой трансформации в компании. CDO больше сфокусирован на бизнесе и развитии, тогда как CIO больше уделяет внимания построению надежной и безопасной ИТ-инфраструктуры компании.

Главное для CDO — это техническая экспертиза в новых технологиях, понимание бизнеса и возможность не только сформировать видение того, куда организация должна двигаться, но и возможность через определенный промежуток времени привести организацию в эту точку. Есть примеры компаний, где CIO совмещает в себе как свою роль, так и роль CDO, имея соответствующую экспертизу, однако данный случай не является массовым.

В каких отраслях Chef Digital Officer встречается чаще

Телекоммуникации, медиакомпании, банки, страхование, транспорт, туризм, розничная торговля и обучение – в этих отраслях цифровая трансформация уже идет полным ходом, и поэтому цифровые директора там скоро станут нормой. А вот компании из фармацевтики, химии, производства, энергетики или добычи полезных ископаемых еще редко имеют в своем составе CDO, ведь эти отрасли пока лишь только начинают ощущать давление цифровой трансформации.

Анализ международной статистики показывает, что CDO чаще всего можно встретить в крупных компаниях, численностью более 10 000 сотрудников, тогда как в небольших компаниях роль ответственного за цифровую трансформацию чаще всего возлагают на одного из ключевых менеджеров.

Уровень подчинения

Совершенно логично, что один человек не может полностью разобраться во всех деталях бизнес-процессов компании и необходимых к внедрению цифровых технологий, и поэтому необходимо вовлечение всей организации в цифровую трансформацию, а задача CDO заключается в управлении программой цифровой трансформации.

Для придания CDO полномочий, необходимых для проведения масштабных изменений, необходимо максимальным образом повысить уровень CDO в компании, и как правило, это должно быть прямое подчинение высшему лицу в компании. В некоторых компаниях CEO настолько увлечен цифровой трансформацией, что берет на себя роль CDO, и это самый удачный вариант с точки зрения вероятности успеха цифровой трансформации.

Успех действий CDO в компании зависит от возможности установить сквозную ответственность за ключевые задачи цифровой трансформации, а именно: определение стратегии, дизайн целевой операционной модели, поддержка трансформации, взаимодействие с новыми партнерами и многое другое, что потребует привлечения всей управленческой верхушки компании, а также ключевых сотрудников.

С целью мотивирования CDO для него необходимо разработать систему показателей, отражающих успешность цифровой трансформации, а также создать дополнительную систему мотивирования для других подразделений, направленную на достижение задач, поставленных в рамках программы цифровой трансформации.

И конечно нельзя ожидать от Chef Digital Officer «чуда», ведь он один, без поддержки всех руководителей, не сможет преобразовать компанию в цифровую форму. Ему необходимо содействие всей компании для проведения тяжелых внутренних преобразований.

План действий

Если формировать план действий для CDO, то в первую очередь он должен понять бизнес-цели и задачи всех заинтересованных сторон в компании, а затем определить, где в организации существуют возможности для цифровизации.

Далее нужно определить цифровую зрелость организации в области мобильных, социальных технологий, клиентской аналитики и бизнес-процессов, а также оценить возможности масштабирования существующих в компании технологий.

После необходимо согласовать приоритеты организации, например, снижение затрат, улучшение обслуживания клиентов, повышение известности бренда, после чего разработать гипотезы для цифрового видения и разработать структуру для новой операционной модели, после чего спроектировать новую бизнес-модель, основанную на цифровых технологиях.

В случае принятия решения о старте программы цифровой трансформации необходимо создать интегрированный портфель цифровых проектов, утвержденных и готовых к старту, коммуникационный план по реализации плана цифровой трансформации, а главное систему мотивации для руководителей ключевых подразделений и участников программы цифровой трансформации.

Далее необходимо начинать выполнение проектов по цифровой трансформации с анализом полученных результатов, на что в крупной компании может понадобиться не один год.

Опубликовано на E-xecutive.

Источник: блог Андрея Коптелова.

 

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь