Наверх

Российский рынок СЭД ускоряется в соответствии с мировыми трендами

Архив
Время чтения: 7 минут
0
Российский рынок СЭД ускоряется в соответствии с мировыми трендами

Российский рынок СЭД развивается, следуя общемировым трендам, однако несколько отстает от актуальных веяний на Западе. Тем не менее практика уже заставила осознать потребность в комплексном подходе к ИТ-инфраструктуре...

Мария Попова, Анатолий Кравченко

Российский рынок СЭД ускоряется в соответствии с мировыми трендамиРоссийский рынок СЭД развивается, следуя общемировым трендам, однако несколько отстает от актуальных веяний на Западе. В частности, к идее получения продуктов по SaaS отечественный заказчик пока только привыкает, а поставщик – учится с ней работать. Однако практика уже заставила осознать и потребность в системах управления контентом как таковых, и в их эффективной интеграции с другими приложениями, и в целом – в комплексном подходе к ИТ-инфраструктуре. Все вместе это заметно повлияло на рост спроса на СЭД в России в последние годы.

Российский рынок СЭД несколько отстает от зарубежного в своем развитии и опережает его по темпам роста. Если глобально поставки систем управления контентом увеличиваются на 11-13% в год, и это считается очень хорошим показателем, то в России речь до настоящего времени шла о 20-25%. Та стадия развития, на которой находится сейчас отечественный рынок, видимо, не предполагает активной консолидации – по аналогии с той, что наблюдается в последние годы в мире. Впрочем, отрасль вовлечена, так или иначе, в глобальные процессы – в России представлены все вендоры, реализующие агрессивную стратегию слияний и поглощений на рынке ЕСМ. Соответственно, их маркетинговые усилия в продвижении новых концепций и подходов к управлению контентом на отечественный рынок также распространяются, и без особых задержек.

Из своей собственной практики российские компании уже осознали потребность в комплексных решениях. Приходит понимание, что СЭД – система, позволяющая объединить организацию в единое информационное пространство. Системный подход к организации закладывает предпосылки рассмотрения ЕСМ как инструмента снижения рисков и получения конкурентных преимуществ на рынке.

Таблица 1. Тенденции российского рынка СЭД
(источник: CNews Analytics, 2009 )

Продукт / Услуги

Потребители

●  Расширение функциональности

●  Интегрированные решения

●  Смещение в сторону ECM

●  Новые требования к системам (непрерывность бизнеса, адаптивность, масштабируемость)

●  Рост спроса на коробочные решения

●  Рост спроса на вертикальные решения

●  Рост спроса со стороны СМБ

●  Рост инвестиций в ИТ инфраструктуру

●  Повышение требований к продуктам и поставщикам

●  Интерес к российским решениям

Производители / Поставщики

Общерыночные тенденции

●  Расширение продуктовой линейки

●  Предложение специализированных услуг

●  Усиление позиций глобальных игроков

●  Развитие партнерских отношений

●  Реализация комплексных долгосрочных проектов

Без стандартов

Проблема стандартизации – точнее отсутствия единых стандартов – для российского рынка СЭД, вероятно, одна из самых актуальных. Сергей Афанасьев, исполнительный директор «Гильдии управляющих документацией», предполагает, что принятый недавно национальный стандарт на базе международного ISO 15489 станет отправной точкой для формирования базы российских национальных стандартов. Правительством РФ одобрена концепция формирования «Электронного правительства» до 2010 года, в которую включена разработка национальных стандартов на базе ИСО 26300 и MoReq-2, других международных форматов офисных документов.

Экспертная оценка показала абсолютную адекватность Единой европейской спецификации построения систем автоматизации ДОУ MoReq-2 к национальным условиям России, отмечает Сергей Афанасьев. Международные стандарты качественно построены, глубоко проработаны, апробированы действительностью, их разумное применение в национальной практике – реальный и органичный путь интеграции в международное интеллектуальное и экономическое пространство.

В любом случае переход на новый национальный стандарт предполагает значительные материальные и интеллектуальные затраты. «Возможно, проще договориться о правилах формирования исходящего сообщения и требованиях к системам автоматизации», - комментирует эксперт. При этом остается еще нерешенной проблема самого статуса электронного документооборота, который до сих пор официально не определен – как, собственно, и легитимность электронного документа.

Курс на интеграцию

Проблема интеграции автоматизированного управленческого документооборота со смежными ИС в этом секторе отнюдь не нова, но пока сохраняет актуальность. Разработчики уже накопили опыт создания интегрированных решений, часто объединяя усилия с целью их продвижения. Речь идет об интеграции СЭД с такими корпоративными приложениями, как ERP, CRM, HRM, BI и пр. Происхождение этих решений, вероятно, определило вектор предпочтений в области интеграции – международные платформы с возможностью кастомизации.

Одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений интеграции считается использование документационных порталов. В частности, игроки рынка говорят о высокой востребованности портала Microsoft SharePoint Portal Server.

Вместе с тем, отдельные участники рынка, исходя из своего опыта, уже говорят, что потребность в интеграции разрозненных систем не является общей тенденцией. Ввиду того, что крупные компании все чаще централизовано внедряют тяжелые комплексные решения, в то время как малые используют ограниченное число многопользовательских приложений, а задачи интеграции для них имеют низкий приоритет и не вписываются в бюджет. В этом ракурсе отмечается, что чаще речь идет не об интеграции разрозненных систем, а о переходе на промышленные платформы. Правда, те же программно-аппаратные решения, реализующие ЕСМ - концепцию преодоления изолированности информации на предприятии, построения единого инфопространства - все равно предполагают интеграцию c ERP или другими системами, охватывающими ключевые бизнес-процессы (например, АБС в банках).

Подходы к управлению контентом в организациях 2008

Рис. 1. Подходы к управлению контентом в организациях 2008
(источник: TerraLink, 2008)

От управления контентом к управлению знаниями

В последние два года можно говорить о достижении отечественным рынком СЭД определенного уровня зрелости – уже сформировалось достаточно четкое понимание, что из себя представляют подобные решения и как они могут повысить эффективность бизнеса. Соответственно, растет интерес к промышленным платформам, к новым концепциям в области архитектуры систем – и в целом к парадигмам Web 2.0 и Enterprise 2.0. Внимание к этим темам на рынке, пока явно не слишком подготовленном к их адаптации, в значительной степени формируется за счет маркетинговых усилий западных вендоров.

В частности, в России начинают прививать инфраструктурный и сервисный подходы (СОИ и СОА), ориентированные на коллаборационность - развитие совместной работы с теми или иными видами структурированного и неструктурированного контента (документов, презентаций, аудио и видео файлов и т.д.). С другой стороны, на ту же коллективную, при этом оптимизированную, более эффективную работу направлены принципы Web 2.0. Предусмотренные возможности гибкого использования форумов, блогов, wiki, тэгов и других медиа-инструментов расширяют границы корпоративной среды – однако с таким трудом повышающие свою прозрачность и открытость российские предприятия в своей массе пока вряд ли готовы оценить подобные преимущества.

Тем не менее, растет популярность зарубежных методологий управления, в частности, повышается интерес и спрос на BPM, СОА. Накапливается и определенный опыт реализации подобных проектов – чтобы можно было на что-то ориентироваться и стараться избегать уже известных ошибок. Происходит постепенное включение в западную парадигму ведения бизнеса и, соответственно, его информатизации. Маркетинговая активность играет здесь достаточно важную роль – и не напрасно. Тем более, в ситуации, когда конечные пользователи не всегда хорошо осознают реальные последствия автоматизации, и стратегию внедренцев вообще рекомендуют сфокусировать не на извлечении прибыли в краткосрочной перспективе, а в первую очередь на установлении долгосрочных отношений с заказчиком.

Источник: CNews

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь