Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
Учебники Просто о СЭД ЭП/ЭЦП Внешний документооборот Цифровая трансформация Эксперты
Тренды, мобильность и контент в жизни

Ставки сделаны на расширенный интеллект

  2 комментариев Добавить в закладки

Искусственный интеллект (ИИ) остается главным трендом мирового рынка информационных и интернет-технологий. Компании, которые вступили на путь цифровой трансформации, воспринимают интеллектуальные сервисы как неотъемлемый элемент ИТ-инфраструктуры нового поколения. Расширяется спектр кейсов использования ИИ: от автоматизации рутинных мелких задач до автономного принятия решений. В ИТ-стратегиях большинства современных компаний ИИ в каком-то виде присутствует.

Термин «искусственный интеллект» стал собирательным: все множество умных решений и технологий, в основе которых заложена функция самообучения (машинное обучение или глубинное обучение), сегодня воспринимается как ИИ. Исходя из степени развития ИИ выделяют несколько уровней[1]:

●   автоматизированный интеллект – берет на себя выполнение стандартных задач с рутинными операциями;

●   вспомогательный интеллект – оптимизирует решения человека, помогает делать работу быстрее и качественнее; 

●   расширенный интеллект – помимо перечисленного способен находить наилучшие решения для конкретных условий, помогает человеку решать задачи, которые он не может выполнить самостоятельно;

●   автономный интеллект – предполагает самостоятельное принятие решений машинами без участия человека.  Беспилотные транспортные средства – наиболее понятный и близкий всем пример автономного интеллекта.

Автоматизированный и вспомогательный интеллект с использованием RPA уже применяются. Это доступное и понятное в использовании ПО, ценность которого очевидна конечным пользователям. На таком уровне, когда ИИ помогает сотруднику выполнять его работы, доверие к ИИ сформировано.

 

Автономный интеллект – это перспективная область, которая до сих воспринимается как технология далекого будущего, хотя работы в этом направлении ведутся. Однако остается один значительный нюанс – человек не заинтересован в создании мира самостоятельных машин.

«Во всей этой шумихе по поводу инструментов, сервисов и алгоритмов ИИ можно упустить важный момент: цель ИИ заключается в том, чтобы дать людям возможность стать лучше, умнее и счастливее, а не создавать «машинный мир» сам по себе. – комментирует вице-президент Gartner по исследования Светлана Сикулар (Svetlana Sicular). – Расширенный интеллект – наиболее выигрышный путь применения ИИ, при котором машины и люди работают одинаково эффективно».

Gartner определяет расширенный интеллект как модель партнерства человека и ИИ, которые работают вместе для усиления когнитивных способностей. Это включает в себя и обучение, и принятие решений, и новый опыт.

К 2030 году, по оценкам Gartner, более 44% коммерческой выгоды, которую получат компании при использовании технологий ИИ, принесет именно расширенный интеллект. Следующий по эффективности сегмент – 24% – это интеллектуальные агенты, 19% – автоматизированные системы принятия решений и 13% – прочие умные решения. 

https://emtemp.gcom.cloud/ngw/globalassets/en/newsroom/images/graphs/AI%20Augmented%20Sicular.png

Накопление пользовательского опыта – главный источник бизнес-ценности ИИ.  Расширенный интеллект повышает эффективность цифровизации процессов, а вместе с человеческим подходом и здравым смыслом меняет систему управления предприятием:

●   выполнение стандартных задач и рутинных операций передается ИИ, сотрудники станут выполнять более сложные и важные задачи, которые зачастую требуют творческого подхода;

●   исполнение сложных процессов ускоряется, при этом минимизируется количество ошибок – снижается влияние человеческого фактора, т.к. есть дополнительная поддержка со стороны ИИ;

●   принятие управленческих и стратегических решений основывается на анализе больших данных и прогнозах. ИИ способен выявлять неочевидные зависимости и выдавать решения, которые прошли оценку с разных сторон.    

Расширенный интеллект подразумевает использование алгоритмов машинного обучения и сетей глубинного обучения, а также методы рационального и дополненного машинного обучения (Lean and Augmented Learning), на базе которых ИИ сможет создавать собственные данные, имея ограниченный объем информации для обучения. IBM, например, акцентирует внимание на работу с угрозами: ИИ ищет связи, выдает рекомендации, и в итоге компании смогут быстрее и увереннее отрабатывать возникшие риски, оценивать инциденты. 

Бизнесу нужны системы, которые способны воспринимать разные виды контента и извлекать смысл, предлагать решения, основанные на выявленных фактах, и непрерывно обучаться. Все это и есть расширенный интеллект, который не «вместо людей», а «с людьми» и «ориентированный на людей».  

***

Выбирая решения для своего бизнеса, важно учитывать стратегию самого вендора. Продуманная карта развития программных продуктов, готовность исследовать перспективные области и создавать новое – то, на чем строится доверие. В этом году обновленную стратегию развития представила компания DIRECTUM: концепция DigitALL стала воплощением комплексного подхода к внедрению инноваций – оцените сами на www.directum.ru/digit-all

 

1 - Из данных отчетов международной консалтиноговой компании PwC https://www.pwc.ru/ru/publications/workforce-of-the-future-rus.pdf и https://www.pwc.ru/ru/sports/AISportReport.pdf

 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (2)
Андрей Николаев 24 сентября 2019 г. 12:41  
Однако остается один значительный нюанс – человек не заинтересован в создании мира самостоятельных машин.
Gartner определяет расширенный интеллект как модель партнерства человека и ИИ, которые работают вместе для усиления когнитивных способностей. Это включает в себя и обучение, и принятие решений, и новый опыт.

Все так, человек не заинтересован в автономном ИИ для решения своих, локальных, или иначе - "подчиненных" - задач.

Когда мне, человеку, нужно облегчить рутинный труд на моем участке бизнеса или жизни, то конечно мне ни к чему "самостоятельность" окружающих меня машин. Мне удобно, чтобы машина делала то, что я хочу, и мне удобно в любой момент времени контролировать и управлять "ходом мысли" моего ИИ-инструмента.

А если представить себе решение задач за гранью (как вариант - ПОКА за гранью) досягаемости человека. Это космос, в первую очередь, глубинные участки земного шара, агрессивные или непригодные для человека срЕды, а если совсем фантазировать, то и некий "параллельный" мир. Именно тут (или "там") потребуется не просто ИИ, а автономный ИИ, который будет не накапливать пользовательский опыт, а создавать его. Не только имитировать мысли, но и мыслить сам, чувствовать, понимать и принимать не только и не столько рациональные решения.

Конечно, сейчас сложно представить прикладные или бизнес задачи, для которых это потребуется. Но кто сказал, что мы знаем и понимаем предел цифровизации процессов вокруг нас в частности и предел будущего цифрового мира в целом?

Наталия Бендерская 30 сентября 2019 г. 17:58  

ИИ - инструмент, подающий большие надежды на упрощение человеческой жизни. Со всеми его преимуществами и перспективами, он зависим от платформы. Чем больше функциональности в основе, тем больше путей развития у ИИ.

Вспомним, что продукт должен быть удобным и простым в использовании. Не приведёт ли разработка ИИ к общему усложнению? Можно разработать множество алгоритмов, но будет ли машина выполнять их быстрее и качественнее, чем специалист? Будут ли эти алгоритмы удобны, понятны и полноценны? 

Сейчас обсуждают
Больше комментариев