Цифровая трансформация
Правда ли, что бухгалтеров заменят роботами? Как помогает искусственный интеллект в управлении персоналом? И какие цифровые технологии уже влияют на бизнес в России, а какие ещё только начинают внедрять? Ответы — на этой странице.
Содержание
Развитие цифровизации в России
Что такое цифровая трансформация в 2020 году? Это не только инвестиции в ИТ и эффективные преобразования с помощью цифровых технологий. Это ещё и изменение модели бизнеса, установка на соответствие будущим ИТ-запросам клиентов и партнеров — игра на опережение.
Внедряя современные digital-технологии, не стоит забывать о важном — ИТ-решения влияют на все направления бизнеса и затрагивают различные классы информационных систем: ERP, системы управления корпоративным контентом (ECM), эффективностью предприятия (CPM/BI), персоналом (HRM), взаимодействием с поставщиками и клиентами (CRM) и т.д.
Основная цель любой системы сегодня — эффективно решать задачи цифровизации компании. В их числе перевод в электронный вид бизнес-процессов, в которые вовлечено максимальное число работников, а также улучшение уже автоматизированных процессов с помощью технологических новшеств, таких как интеллектуальные и RPA-решения. |
Технологии цифровой трансформации и определения
Мобильность и чат-боты
Облачные технологии
Интернет вещей
Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности
Цифровые двойники
Большие данные
Икусственный интеллект
RPA (robotic process automation)
Межкорпоративный юридически значимый обмен
Блокчейн
Content Services Platforms
Мобильность давно находит отражение в корпоративных информационных системах: для АСУТП — это вывод информации об оборудовании на планшет, в ECM — это решения для быстрого рассмотрения документов руководителями, BI–приложения демонстрируют пользователям панель управления с ключевыми верхнеуровневыми показателями предприятия.
Чат-боты становятся новым средством взаимодействия между сотрудником и системой, покупателем и интернет-магазином, компанией и контрагентом, гражданином и правительством.
Используются в мировой практике достаточно давно. Однако в России, а особенно в корпоративном секторе, влияние тренда пока невелико, хотя даже государственные заказчики проявляют интерес к облакам. Сегодня на рынке представлены решения по частным, публичным и гибридным облачным моделям работы в информационных системах.
Влияет в первую очередь на производственный слой систем — АСУТП и EAM. Они собирают исчерпывающий набор сигналов о состоянии оборудования, запускают процессы для обработки событий, важных с точки зрения бизнеса.
Виртуальная реальность (Virtual reality, VR) — это общий термин для контента, который можно воспроизводить с помощью специального оборудования, в том числе шлемов виртуальной реальности, смартфонов и других устройств. На них могут транслироваться видео, снятое на панорамную камеру, так и 3D-ролики.
Технология дополненной реальности (Augmented Reality, AR) позволяет примерять виртуальный контент на реальный мир. C помощью таких цифровых подсказок можно, например, быстро найти нужный продукт в супермаркете, узнать, как собрать новую мебель или научиться пользоваться спутниковым навигатором в автомобиле.
Смешанная реальность (Mixed Reality, MR) — видео, в которых VR-контент совмещается с линейным видеорядом, снимаемым в реальном времени (используется хромакей).
Цифровые копии физического объекта или процесса, помогающие оптимизировать эффективность бизнеса.
Близко связаны с интернетом вещей и слоем обработки информации в АСУТП, но иногда используются и напрямую в ERP.
Как и машинное обучение, находит практическое применение в каждом классе информационных систем. С его помощью снижается количество рутинных операций при взаимодействии с системой (например, «вбивание» данных). Также интеллект используется для выявления закономерностей, в том числе неочевидных, из фактов корпоративной информации. В дальнейшем на их основе принимаются решения.
Форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом программном обеспечении роботов (ботов) или работников искусственного интеллекта. Роботы RPA используют пользовательский интерфейс для сбора данных и управления приложениями.
Преобразуется взаимодействие не только внутри компании, но и во вне: налаживается обмен данными и документами с контрагентами, поставщиками, покупателями, госорганами. Пока это касается лишь ECM- и ERP-систем, в которых обрабатываются структурированные и слабо структурированные документы в ходе обмена с контрагентами. Впереди возможен переход на принципиально новые технологии, в том числе блокчейн. Это позволит организовать более масштабную доверенную среду обмена, отойти от документов как таковых и перейти к «умным» контрактам.
Технология, в основе которой лежит идея создания цепочки блоков, в каждом из которых хранится определенная информация, а точнее, некоторый набор фактов (данных), например, транзакций. Общее доверие базируется не на доверии к какому-то отдельному участнику (узлу сети), а ко всей сети целиком. Это возможно благодаря слиянию методов криптографии, распределенных вычислений, алгоритмов и концепций теории игр.
Новый класс систем, который появился в результате развития ECM. Прежними остались требования к работе с образами документов, управлению документами, записями и бизнес-процессами, к совместной деятельности. Появилась и новая интересная функциональность, например, аналитика, связанная как с документами, так и с бизнес-процессами. Также предполагается иной подход к юзабилити и интерфейсам, которые рассматриваются не только внутри ECM-системы, но и через подключение внешних систем. Новое понимание навигации и поиска информации: её становится больше, необходимо вводить тегирование и управление метаданными.
Будущее в ИТ-решениях и системах компании
В какую сторону будут развиваться информационные системы (и в частности ЕСМ) в ближайшие 5-10 лет, определяют ключевые ИТ-тренды.
Интеллектуальность
С использованием интеллектуальных сервисов корпоративные системы могут извлекать из неструктурированного документа его содержание и важные метаданные. Например, в случае с ECM — для автоматического заполнения регистрационных карточек. Таким способом они учатся классифицировать контент как отдельных документов, так и их совокупность с учётом контекста.
Классификация применяется при автоматическом построении маршрутов (workflow) — кому направить документ, с каким сроком, возможен ли альтернативный вариант. Сейчас же часто всю работу делает человек: анализирует поток документов, вникает в их суть, определяет подходящих исполнителей. Чтобы упростить процесс, нужно формировать аннотации — извлекать из документов и их «окружения» самые важные для пользователя данные и представлять их в удобном виде.
Читайте также: |
Цифровизация HR-процессов, бухгалтерии и других направлений
Результаты онлайн-опроса ECM-Journal на тему «Когда искусственный интеллект заменит делопроизводителя?»:
- 30% — в ближайшие 3 года;
- 22% — в течение 7 лет;
- 21% — через 10 лет;
- 27% — не заменит.
Искусственный интеллект может избавлять сотрудников от рутины, поэтому со временем исчезают и бизнес-роли. Среди них — кадровики и делопроизводители, которые оформляют бумажные документы и/или заносят их в систему, или бухгалтеры, «забивающие» проводки в ERP.
Бухгалтеры, делопроизводители и HR-менеджеры, конечно, никуда не исчезнут. Ожидается, что они больше не будут тратить время на бумаги и начнут выполнять более интеллектуальную работу. |
Особенно заметен процесс цифровой трансформации в сфере управления персоналом. В частности, российские компании переходят на электронные трудовые книжки, меняется и законодательство. Так же активно проходит цифровизация канцелярии и бухгалтерии — всё больше документов и процессов там переводят в безбумажный вид.
Читайте также: |
Охват сотрудников и мобильность

Сегодня у всех есть личные мобильные устройства, и в большинстве случаев это смартфоны с доступом к интернету. Даже если сотрудники не автоматизированы внутри предприятия (например, работают на производстве или в торговых залах), с ними можно удалённо взаимодействовать: передавать корпоративную информацию и принимать обратные запросы через корпоративные чат-боты.
Офисным сотрудникам необходим доступ к корпоративной информации даже за пределами своего автоматизированного рабочего места — когда они находятся в командировке или на совещании. Это важно для поддержки непрерывности бизнеса, чтобы рабочие процессы не «застывали».
Если этого не сделать, то и через 5-10 лет мы продолжим работать на бумаге. Чтобы полностью перейти на электронную форму взаимодействия, нужно проработать её надежность и юридическую значимость, учесть привычки людей, предоставляя им легкость и удобство, сравнимые с практикой личного общения или работой на бумаге.
Читайте также: |
Использование облачных технологий

Уже сейчас вендоры предлагают заказчикам решения для работы в облаке: это и частные облака, и публичные, и гибридные модели.
Крупные компании используют облачные технологии, но пока через свои дата-центры. Однако часть процессов не просто можно, а даже удобно, выносить «наружу». Например, при проведении бизнес-эксперимента: когда нужно протестировать обновленный бизнес-процесс, но нет времени ждать, пока руководство согласует заявку или внутренняя служба включит процесс в контур действующей системы.
Ещё одно преимущество облаков — эластичность. Количество информации будет расти, и часть архива можно вынести за пределы предприятия в зашифрованном виде.
Проекты цифровой трансформации
Представляем опыт крупных компаний, которые успешно внедряют передовые ИТ-решения: