Основные системы организации
Основные системы организации
Введение
Если рассматривать организацию как систему, в которой есть элементы, их взаимосвязи ну и, кончено, различные подсистемы, то можно выделить 5 основных систем, на которые опирается организация:
-
Система управления организационной структурой
-
Система сбалансированных показателей
-
Система управления ресурсами
-
Система управления взаимодействием
-
Система обучения
Эту точку зрения взял из материалов МАНХ (или WISE), которые в свою очередь использовали материалы Л. Рона Хаббарда, и которые до меня дошли через https://www.consulter.org
Указав "копирайты", продолжим :)
Возьмем за базу еще ряд тезисов, которые мне удалось понять с учетом своего опыта в управлении:
1. В этом списке нет "самой важной" или "менее важной" системы. Если исключить хоть одну из них, то вся организация рухнет. И если оставить какую то из этих систем без развития, то и вся организация остановится в развитии.
2. От сюда вывод, эти 5 систем нужно развивать постепенно друг за дружкой, это как тренировка тела. Если мы будем тренировать только бицепс, то очень скоро он у нас перестанет рости, пока мы не прокачаем трицепс, пресс, ягодицы и прочие части тела.
3. Достичь цели можно двумя способами: напрягаться и двигаться к цели и/или убрать перпятствия. Какой из способов выбрать, зависит от ситуации, где то нужно очень сильно напрячься, где то убрать препятствия и цель сама реализуется, а где то нужно наступать с обоих сторон.
Вот, учитывая все вышесказанное, давайте рассмотрим те 5 систем на которые опирается организация, а также возможные варианты инструментов для повышения эффективности...
1. Система управления организационной структурой
Характеристики низкого уровня системы
-
Трудности с поиском ответственности
-
Конфликты между сотрудниками из-за перепихивания ответственности
-
Разность прав и обязанностей, как следствие низкий уровень ответственности
-
Перегрузка одних сотрудников и слаба нагрузка на других;
-
Сложность планирования;
-
Нарушения ожиданий;
-
Отсутствие понимания сотрудниками своих функций и порядка действий в различных ситуациях;
-
Перегруженность руководства «разбором полетов»;
-
Низкий уровень качества с точки зрения потребителя, как результат низкие объемы реализации;
Характеристики высокого уровня системы
-
Понятное разграничение прав и обязанностей, высокий уровень ответственности;
-
Быстрый ввод в курс дел новых сотрудников;
-
Руководство занимается развитие организации, с минимальными трудозатратами на поддержание текущей деятельности;
-
Показатели поддаются планированию и достижению, в случае нарушений видны ответственные и причины;
-
Равномерная нагрузка на сотрудников и справедливые условия вознаграждения;
-
Прозрачность организации и соответствие ожиданиям, как с точки зрения руководства и сотрудников, так и с точки зрения потребителя.
-
Возможность управления качеством (превосходством ожиданий потребителя);
Препятствия
-
Сопротивление сотрудников новому порядку действий
-
Мотивация сотрудников к изменениям;
-
Вознаграждения за результаты;
-
Наказания за нарушение новых правил;
-
Увольнение сопротивляющихся;
-
-
Сложность создания организационной структуры и ее изменения
-
Использование специальных программ (BusinessStudio, ARIS, Инталев …);
-
Поиск специалиста по моделированию организационной структуры;
-
Покупка профессиональных услуг внешних специалистов;
-
Задачи
-
Описать структуру подразделений
-
Описать структуру процессов
-
Сделать срез описания с точки зрения руководителей (положения о подразделениях);
-
Сделать срез описания с точки зрения сотрудника (должностные инструкции);
-
Сделать срез описания с точки зрения результата/потребителя (регламенты процессов);
-
Организовать процедуры контроля действий в соответствии с новой системой;
-
Организовать процедуры регистрации отклонений и развития модели (аналог несоответствий и корректирующих действий из ИСО 9000)
Заметки
-
Создать все эти описания и срезы, а потом поддерживать их актуальность без инструментов очень сложно, потому рекомендуется применять программы типа BusinessStudio, ARIS
2. Система сбалансированных показателей
Характеристики низкого уровня системы
-
Сотрудники действуют в слепую, без знания целевых показателей и текущих.
-
Действия выполняются с точки зрения личных целей, которые очень часто бывают противоположны организационным.
Характеристики высокого уровня системы
-
Сотрудники знают, какие показатели нужно получить и видят текущий уровень показателей. Практики утверждают, что только этот момент поднимает эффективность на 20%.
-
Сотрудники начинают сопоставлять свои цели с целями организации, т.к. начинают думать, как их действия отражаются на требуемых показателях.
-
Пример: можно подойти к покупателю и спросить «Чего желаете?» как того требует регламент, а можно увидеть что твоя оплата труда теперь зависит от объема продаж и открыть книжку по продажам, почитать о том как нужно подходить к покупателям и что спрашивать, чтобы все было хорошо.
-
Препятствия
-
Сложность описания требуемых показателей
-
Использовать программы описания показателей в процессах из системы №1.
-
-
Отсутствие требуемых данных
-
Создание системы учета
-
-
Сложности со сбором, хранением и анализом данных о показателях
-
Использование специальных программ типа (QlickView, MS SQL AS, MS Excel OLAP, 1С:Консолидация …)
-
Задачи
-
Описать требуемые показатели по процессам
-
Проще всего это сделать через специальные программы, которые используются при создании системы №1
-
-
Добавить в текущие процессы функции учета данных для расчета показателей
-
Для этого желательно чтобы в используемых программах такие возможности были предусмотрены или программы позволяли развивать свой функционал
-
-
Создать процедуры сбора и анализа показателей
-
Рекомендуется использовать специальные программы (QlickView, MS SQL AS, MS Excel OLAP, 1С:Консолидация …)
-
-
Ввести мотивацию на достижение показателей, чтобы у сотрудников появилось желание использовать эту информацию и стремиться к улучшениям.
3. Система управления ресурсами
Характеристики низкого уровня системы
-
Отсутствие актуальной информации о наличии финансов, материалов, о заказах, потребность в закупках у поставщиков
-
Отсутствие информации о предпочтениях заказчиков
-
Отсутствие информации о показателях для системы №2
Характеристики высокого уровня системы
-
Наличие информации о имеющихся ресурсах, планах по заказам и потребности в закупках, которая позволяет принимать решения для увеличения прибыльности дела;
-
Наличие информации о том, что востребовано на рынке, и принятие решений по изменению перечня предложений;
-
Видим ключевые показатели деятельности организации, можем заблаговременно увидеть негативную динамику;
Препятствия
-
Сложность методологии управленческого учета под конкретный вид деятельности
-
Поиск и найм специалистов с опытом создания подобных систем
-
-
Отсутствие возможности учета требуемых данных в текущей информационной системе
-
Изменение или замена информационной системы
-
Задачи
-
Составление требований к информации необходимой для принятия решений
Заметки
-
Это одна из наиболее старых систем, потому инструментов для ее поддержки уже очень много (1С:Предприятие, iScala, MBS, SAP, КАС БизнесЛюкс …)
4. Система управления взаимодействием
Характеристики низкого уровня системы
-
Информационные сообщения (документы, письма, приказы, записки) теряются и забываются;
-
На поиски информации уходит очень много времени;
-
Бумажные сообщения сложны и затратны при создании и в процессе использования;
-
Путаница в документах и горы бумаги на столе
Характеристики высокого уровня системы
-
Сообщения преимущественно переведены в электронный вид, о сроках напоминает система. Потерять или забыть что то очень сложно;
-
Поиск информации в считанные секунды, если какой то документ когда то был в системе, то он обязательно найдется;
-
Электронные сообщения просты и эффективны при создании и использовании
-
В документах порядок, вся информация проклассифицирована и привязана к соответствующим делам
-
На столе только 3 группы документов: Входящие, В работе и Исходящие
Препятствия
-
Отсутствие знаний по делопроизводству
-
Найм специалистов для улучшения процедур и правил управления документацией
-
Обучение персонала новым действиям
-
-
Отсутствие системы электронного документооборота
-
Создание системы на базе специальных программ (DIRECTUM, EMC Documentum, DocsVision)
-
Задачи
-
Создание системы ЭДО
-
Изменение процессов и добавление правил упорядочивания документов (делопроизводства)
5. Система обучения
Характеристики низкого уровня системы
-
Сотрудники знают то что знают и делают так как знают. А знания у всех разные.
-
Опыт – сын ошибок трудных. Ошибки одного сотрудника остаются без внимания, а опыт уходит вместе с уходом сотрудника;
Характеристики высокого уровня системы
-
Сотрудники знают то, что нужно для выполнения своих действий, постоянно совершенствуют свои знания, чтобы быть лучшими
-
Ошибки регистрируются, анализируются и влияют на развитие программ обучения сотрудников
-
По всем ключевым направлениям деятельности разработаны программы обучения для сотрудников, пройдя которые сотрудник будет допускать минимум ошибок.
Препятствия
-
Отсутствие базы знаний
-
Автор использует для этих целей систему DIRECTUM
-
-
Отсутствие процедур учета отклонений и анализа причин
-
Автор использует для этих целей систему 1С:Предприятие
-
-
Отсутствие процедур формирования информационных подборок для программ обучения сотрудников
-
Автор использует для этих целей систему DIRECTUM
-
Программа представляет собой обычный документ Word с гиперссылками на информационные подборки в системе DIRECTUM, упорядоченные в порядке приоритета для изучения новыми сотрудниками;
-
-
Отсутствие системы оценок персонала
-
У автора такая система также пока что отсутствует :)
-
Задачи
-
Создать базу знаний или библиотеку информационных материалов по процессам организации, которые помогут сотрудникам добиваться безупречности в своих действиях
-
Для этих целей мне нравятся возможности систем DIRECTUM или BusinessStudio
-
-
Создать процедуру улучшения программ обучения сотрудников
-
Создать систему оценки персонала
-
Пока присматриваю возможности систем 1С:Оценка персонала и 1С-Битрикс: Корпоративный портал
-
Комментарии 4
Классификация вызывает несколько вопросов (как впрочем наверно и многие другие классификации)
1. Почему система обучения выделена отдельно, а не рассматривается управление персоналом?
2. ССП (в полноценном ее понимании) - далеко не самая жизненно важная система на предприятии, живут же многие без нее, это не управление ресурсами. Или если она так важна, то не менее важна и система управления качеством (СМК).
Но взглянуть на организацию с точки зрения таких параллельно действущих систем управления, безусловно, полезно. Помнится мне в свое время именно такой взгляд помог понять, что же такое СМК.
2. ССП в полноценном понимании у каждого своя :) Но есть ССП в минимальном варианте у каждого предпринимателя в России, это Z-отчет с кассы в конце месяца. Он знает свой ключевой показатель - Доход. Назовем этот уровень 0,1. Особо продвинутые предприниматель научились вычислять прибыль - назовем уровень 0,2 т.к. знаем уже целых 2 показателя. А есть уровень 0,8 - там уже могут сказать % текучести кадров и назвать около 4-х коэффициентов эффективности процесса управления продажами. Есть даже 1, наверное... :) Но назовите мне хоть одно предприятие которое смогло прожить дольше 3-х месяцев у которого нет ССП уровня 0,1? Сколько проживет предприятие которое не знает свой доход?
В общем давайте введем еще один тезис: нет системы правильной или не правильной. Есть системы высокого уровня - 1, и низкого 0.
Тут получаем формулу вычисления уровня организации, она звучит так 1 = 1*1*1*1*1
И так, если у предприятия все системы созданы безупречно, то это предприятие безупречно. Если хоть одна система хромает, то и предприятие хромает. Но если хоть одна система отсутсвует? То получаем 1*1*1*1*0=0 - дело закрывается.
Этот принцип называется Твердое и Пустое, его продвигает Владимир Тарасов :)
Как-то просто получается. Внедрил пять систем и пожинай лавровый лист.
А, когда-то давно, когда не было радио, люди думали, что будет радио и будет счастье, но пришло радио - а счястья нет!
Просто? :) Для начало нужно попробовать внедрить хотя бы одну, хотя бы на половину :) В Российских реалиях это будет уже подвиг! :)
Я вот уже год бьюсь в малой фирме и только только начались вырисовываться контурсы систем управления ресурсами и организационной структурой.
На практике это выглядит как учтеной финансовая система, где видны доходы с прибылью по различным разрезам, и регламенты в Word, связанные гиперссылками через DIRECTUM.
В качестве эффекта, можно назвать то что сотрудники теперь видят что им нужно делать, чтобы увеличить прибыль. Я меньше тону в текучке. Появилось больше времени на развитие.
И это только 2 системы, сделанные на половину. Впереди еще много работы. А об остальных 3-х я пока даже не заикаюсь, они в зачаточном состоянии. Так что простого тут мало.