Добавить в закладки могут только зарегистрированные пользователи.
Будут ли электронные счета-фактуры обязательными? 

Анастасия Щепина28 октября 2013 г. 10:59

Этот вопрос все чаще звучит в профессиональных кругах – среди бухгалтеров и среди ИТ-специалистов. Особенно после изменений в Налоговом кодексе, которые фиксируют обязательную электронную отчетность. И, разумеется, сегодня ФНС уходит от прямого ответа на этот вопрос. Дискуссия усугубляется еще и тем, что все события лета в области электронного документооборота косвенно намекают на эту возможность.

Всего за три месяца случилось столько всего важного, сколько не случалось даже в самые, казалось бы, активные годы до этого. Предлагаю в этой статье попробовать собрать вместе все важнейшие новости и попробовать понять, являются ли они предвестниками перехода на обязательный обмен счетами-фактурами в электронный вид.

Электронная подпись

Некоторые делопроизводители затаив дыхание наблюдали за тем, как изменяется электронная подпись. А за последнее время она действительно сильно изменилась: 1 июля закончил свое действие Федеральный закон №1 «Об электронной цифровой подписи», и на смену ему пришел Федеральный закон № 63 «Об электронной подписи».

В целом нужно отметить, что электронная подпись в соответствии с новым законом стала более удобна для применения именно в межкорпоративном делопроизводстве. Уже сейчас ее можно использовать для разных услуг, в том числе для сдачи отчетности, госуслуг и, что важно для нас, межкорпоративного обмена.

Учитывая интерес высшего руководства страны к электронной подписи, надеюсь, что и процедура получения станет проще. Следовательно, и технология станет массовой и доступной, что косвенно облегчит переход к обязательному обмену счетами-фактурами в электронном виде.

Формы и форматы электронных документов

ФНС продолжает улучшать форматы электронных документов. И, что особенно важно, форматы меняются в связи с пожеланиями крупнейших и активных налогоплательщиков, уже использующих в работе электронный документооборот счетами-фактурами. Налоговая действительно заинтересована в том, чтобы сделать эту технологию максимально эффективной.

Вот, например, летом было несколько интересных изменений в формах и форматах электронных документов:

●   теперь для указания даты выставления и получения счетов-фактур достаточно подтверждения оператора ЭДО, и извещение о получении от покупателя не требуется;

●   появилась возможность использовать единый корректировочный счет-фактуру, и в ближайшем будущем следует ожидать изменений в форме и формате;

●   рабочей группой по формам, форматам и порядку обмена документами НП РОСЭУ разработана и опубликована для ознакомления предварительная редакция формы и формата Единого Акта приемки товарно-материальных ценностей (ТОРГ-1-4);

●   Минфин России поддержал предложение ФНС о целесообразности применения налогоплательщиками универсального передаточного (отгрузочного) документа вместо счета-фактуры и первичного учетного документа, но указал несколько замечаний в своем письме от 28.08.2013 г. № 03-07-15/35322, касающихся формулировки названия этого документа и правил использования.

Создаются новые форматы, совершенствуются существующие – это всё ожидаемо и понятно. Но нужно отметить, что использование формализованных документов меняет подход к их обработке: работа с документами становится проще и гибче, и у тех организаций, которые с 2014 года будут подключаться к операторам электронного документооборота, будет возможность оценить удобства обмена формализованными документами.

Горизонтальный мониторинг

Летом 2013 года подводились первые итоги начатого в 2013 году пилотного проекта по использованию новой формы налогового администрирования – расширенное информационное взаимодействие, так называемый «горизонтальный мониторинг». Из интервью некоторых участников пилотного проекта газете RBK daily можно сделать выводы, что проект дает положительные результаты. Налоговики также уже обсудили возможность создания специальных программных средств для обработки поступающей от налогоплательщиков информации, необходимость внесения в будущем изменений в налоговое законодательство и многие другие актуальные вопросы.

Учитывая положительную практику такого подхода в Нидерландах, надеюсь, что в нашем государстве такой подход приобретет популярность и повысит доверие между налогоплательщиками и налоговыми органами, и позволит решать большинство вопросов в досудебном порядке.

Налоговый кодекс

Самые значимые изменения для электронных документов произошли в Налоговом кодексе. В конце июня был подписан Федеральный закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», ст. 10 которого внесла поправки в первую часть Налогового кодекса РФ, касающиеся электронного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговым органами.

С 1 января 2014 года следующие категории налогоплательщиков должны будут предоставлять налоговые декларации только в электронном виде через операторов электронного документооборота:

●   налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный код превышает 100 человек;

●   вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;

●   налогоплательщики, не указанные выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй Налогового кодекса РФ применительно к конкретному налогу.

Как раз в августе Клерк.Ру провел опрос «Поддерживаете ли вы поправку в НК РФ, обязывающую отчитываться по НДС в электронной форме?», согласно результатам которого 72,7% опрашиваемых ответили  отрицательно, и лишь 7,6% решили, что данная мера даст положительные результаты. Это говорит о том, что далеко не все налогоплательщики готовы к сдаче налоговых деклараций в электронной форме.

Также с 2015 года указанные выше налогоплательщики должны обеспечить получение от налогового органа документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Обмен будет осуществляться через операторов электронного документооборота, которые также обеспечивают межкорпоративный обмен электронными документами, и следует ожидать, что понятие «специализированный оператор связи» исчезнет совсем.

Вывод

В целом, на мой взгляд, данные изменения должны ускорить переход на электронный документооборот, и большинство организаций, попробовав, поймут преимущества обмена документами в электронном виде. Мы уже знаем, что к 2014 году многие организации должны быть подключены к операторам электронного документооборота и использовать квалифицированную электронную подпись.

Ведет ли это к тому, что счет-фактура перейдет в обязательный электронный вид? Похоже, что сейчас  вовсю готовится благодатная почва для этого. И в ближайший год ФНС продолжит активно развивать платформу для перевода всех налогоплательщиков на документооборот электронными счетами-фактурами. Думается, что ближе к концу 2014 года ведомство объявит об этом открыто.

Нам же пока остается только сводить все факты воедино, смотреть на зарубежный опыт, сравнивать с аналогичными процессами (например, с электронной отчетностью) и делать выводы. Предлагаю заняться этим вместе, для этого есть удобный повод – прошедший недавно онлайн-семинар «Электронная первичка по фэн-шуй. Советы бухгалтеру». Смотрите запись, попробуем вместе понять, что нас ждет в области электронного документооборота в ближайшие годы.

Источник:  klerk.ru

Тип: Статьи

 (4,35 - оценили 4 чел.)

Комментарии
  • Сохранить комментарий
  • Цитировать выделенное
  • Предпросмотр