День корпоративной мобильности – обзор современных задач и перспектив развития
11 октября состоялась конференция «День корпоративной мобильности» – встреча для общения руководителей бизнеса, ИТ и ведущих мировых поставщиков мобильных решений и пользовательских устройств.
Корпоративная мобильность сегодня
Что значит мобильность? Возможно, у кого-то это слово ассоциируется только с мобильным телефоном. Однако тенденции развития бизнес-структур и накал пользовательского интереса придают понятию мобильности более широкий смысл. Сегодня мобильная связь нужна уже не только для того, чтобы позвонить. Потому актуальным становится проведение мероприятий, посвященных новым возможностям для бизнеса. 11 октября состоялась конференция «День корпоративной мобильности» – встреча для общения руководителей бизнеса, ИТ и ведущих мировых поставщиков мобильных решений и пользовательских устройств.
Меня как документоведа, помимо всего прочего, заинтересовала возможность узнать на этом мероприятии, что такое мобильный сотрудник сегодня и каково его положение в компании. С этого вопроса организаторы мероприятия – Центр корпоративной мобильности АйТи, Российский Союз ИТ-Директоров и один из первых докладчиков, компания IDC – начали конференцию.
Примечательно, что на сегодняшний день фактически уже нет понятия «мобильный или не мобильный сотрудник». Все мы в той или иной степени являемся мобильными. Однако, уточняя высказывания докладчиков, мобильным считается сотрудник, который 20% своего рабочего времени отводит на решение рабочих вопросов вне офиса.
Итак, мобильные сотрудники (mobile workers) в свою очередь делятся на сотрудников, работающих в офисе (office-based mobile workers), вне офиса (non-office-based mobile workers) и сотрудников, работающих дома (home-based mobile workers). И на этом их структуризация не заканчивается, а имеет довольно разветвленные уточнения.
Нередко по ходу конференции докладчики оперировали не понятием «мобильность», а словом «мобилизация». Всеобщая мобилизация! Теперь значение этого слова перемещается в сферу использования мобильных устройств.
Системный взгляд на организацию мобильных решений
На сегодняшний день, согласно статистическим данным, мобилизация является трендом года. Смартфоны превышают продажи персональных компьютеров. И наибольший рост продаж отмечен у тех из них, которые закупаются компаниями для своих сотрудников.
По мнению аналитиков, интерес к корпоративной мобильности даже выше, чем к популярным облачным системам. И в этой связи, говоря и о мобильных устройствах, и о современных мобильных решениях, организаторы мероприятия призвали всех присутствующих поставщиков и пользователей стремиться рассматривать понятие мобильности в рамках системного подхода, избегая «кусочных» решений.
Согласно той же статистике, по числу мобильности сотрудников сегодня лидируют США, и этому способствует экономика, ориентированная на предоставление сервис-услуг. И хотя общий процент пользователей мобильных устройств в нашей стране значительно ниже, всего 27, тем не менее, рост мобильных сотрудников увеличивается с каждым годом.
Чем же обусловлен рост интереса к использованию мобильных устройств? Привлекательная возможность и желание иметь все необходимые данные в кармане, доступ к корпоративным данным, актуальная информация в любой момент и в любом месте.
На сегодняшний день бизнес ставит задачу – сотрудники должны максимум времени уделять производственным вопросам. Соответственно, мобильное устройство должно обеспечить пользователю максимум возможностей. Однако, подбирая устройство связи, важно найти баланс между функциональностью безопасностью.
В свою очередь, функционал мобильного устройства зависит от сценария использования и категории самого пользователя. Конкретному предложению – конкретный функционал.
Другими важными составляющими выбора являются оптимальная цена, удобный дизайн и выбор операционной системы. В настоящий момент на рынке лидирует два основных игрока – iOS и Android . В меньшей степени, по мнению специалистов, но также используются системы Windows и BlackBerry.
Обращаясь к вопросу обеспечения современного пользователя удобным мобильным предложением, была отмечена необходимость идентификации пользователей, что является системной последовательной работой IT-служб. Также их инициатива важна в проведении предварительных исследований и формировании общих рекомендаций, взяв за основу международные стандарты.
Обсуждение: использование мобильных устройств сегодня и перспективы на будущее
Очень интересным была пленарная часть конференции, участникам которой предлагалось обсудить тему личного и повседневного использования мобильных устройств, дать оценку актуальности и перспективам их использования в завтрашнем дне, обозначив плюсы и минусы.
Участники, в свою очередь, обратили внимание докладчиков на то, что профессионалы забывают, для кого делают свой продукт – снова звучат англоязычные термины и определения. Безусловно, конференция, прежде всего, ориентирована на специалистов IT-служб, но, тем не менее, присутствующим в зале реальным и потенциальным пользователям их язык зачастую непонятен.
Второй акцент был связан с основополагающей темой конференции: участники заметили, что эффективнее было бы оценить презентацию мобильного устройства, если бы с его помощью докладчики управляли слайдами на экране. Демонстрация возможностей мобильных решений была бы наглядной.
Эту тему мы, участники конференции, обсуждали в перерывах и полностью соглашались с этими пожеланиями. От себя замечу: видимо, тот же участник пленарного заседания высказывался по схожим моментам и на конференции Docflow 2012 – весьма актуально для непрограммистов и неайтишников!
Итак, вот неполный список англоязычной терминологии в сфере IT-технологий, которая звучала в ходе всей конференции и которую приходится понимать, отправляясь на подобные мероприятия: deviсe, SkyDrive, BackEnd, desktop, screenshot, field force, sale spots и, соответственно, понимать, что такое iOS и Android.
В этой связи также говорилось об отсутствии специализированных изданий, и было высказано справедливое пожелание более активной популяризации, разъяснения пользователям всех необходимых понятий, основополагающих моментов, касающихся работы мобильных устройств и решений.
В ходе ответов на вопросы пленарной части конференции был обозначен главный ресурс современного сотрудника – не деньги, а время. И в этом мобильные решения должны быть первым помощником. Важно изменить стратегию развития технологий – обеспечить экономию времени и комфортное использование. В этой связи компаниям-производителям нужно предлагать пользователю такое устройство, которое он мог бы легко доработать под свои запросы.
Говоря о популяризации мобильных устройств, была отмечена важность начала «разъяснительной» работы с руководящим составом компаний – потенциальных или уже реальных заказчиков, тем самым, способствуя изменению их взглядов на работу в целом.
Человеку, независимо от статуса, до сих пор проще и привычнее записать информацию на бумаге, сунув в карман, чем тратить время на то, чтобы научиться делать то же самое при помощи мобильного устройства. Но, как отмечают специалисты, современные тенденции таковы – что тот, кто не будет иметь мобильного устройства и использовать его в бизнесе, останется в проигрыше. Сегодня важно и нужно постоянно быть готовым к новшествам, совершенствованию принципов работы.
Как один из вариантов стимулирования процесса внедрения мобильного решения в бизнес-процесс компаниям-исполнителям было предложено брать те устройства, с которыми уже работает заказчик, и дорабатывать их под нужды их бизнеса.
Говоря о минусах работы с мобильными устройствами, специалисты отмечали отсутствие качественного мобильного Интернета. И не то что по стране, а даже в столичном регионе. Также недоработанную законодательную базу. Довольно затратное решение разработки бизнес-процессов. И соответственно, решение проблем безопасности, которые не просто сопоставить с предъявляемыми требованиями к функционалу.
Также остро, как и в вопросе внедрения СЭД, стоит вопрос взаимопонимания: где, когда и как компания-заказчик планирует использовать мобильное решение.
Проблема безопасности так же важна и актуальна. Однако участники в ряде случаев отмечали явное преувеличение тревог, связанных с возможными рисками, что часто мешает быстрому внедрению и эффективной работе с мобильным устройством. Современная концепция решения этой проблемы – это адекватный комплексный подход. В любом случае, бизнес всегда вынужден учитывать возможные риски, заранее продумывая пути решения проблем, связанных с безопасностью.
Решением некоторых локальных вопросов безопасности может быть пересмотр такого явления, как осведомленность одного специалиста компании обо всей цепочке конкретного бизнес-процесса от и до. Решить этот вопрос можно, обозначив четкие рамки владения информацией каждого специалиста.
Говоря о будущем решений для мобильных устройств, высказывалось пожелание объединить в одном устройстве, к примеру, данные об идентификации пользователя, кошелька (кредитной карты), телефона и соответственно возможностей решать все рабочие вопросы.
Общим резюме пленарного заседания можно назвать правильный выбор сценария и интеграции.
Презентации компаний-участников конференции
В рамках презентаций приглашенных компаний-производителей мобильных устройств, мобильных решений организаторы конференции постарались объединить их в общую картину проблемы мобильности. Образно говоря, сложить в общий пазл решение всех насущных задач.
Среди выступавших было достаточно много широко известных компаний, таких как IBM, Samsung, Siemens, Asus, Lenovo, Cortado, 1C, Алладин и др.
В своих выступлениях и презентациях компании в качестве основополагающего фактора выдвигали комплексный подход к вопросам корпоративной мобильности, возможность их использования в удобное время, портативность. Основной ориентир – это результативность, способствующая своевременному решению задач, стоящих перед пользователем.
В качестве перспектив развития рынка мобильных решений звучала возможность использования многоплатформенных приложений, систем установки обновлений.
Говоря о предложениях, касающихся использования СЭД на мобильном устройстве, также был представлен вариант мобильного решения, однако пока ориентированного на руководителей.
В заключение хотелось бы выразить признательность организаторам конференции за интересное мероприятие, актуальную информацию, поблагодарить за прекрасно организованные перерывы на кофе и обед! А также высказать пожелание к проведению подобных встреч в будущем году с учетом решения тех задач, которые были обозначены на данной конференции.
Источник: ECM-Journal
Комментарии 2
Компании-производители устройств идут в эту сторону, правда, в гораздо большей степени в потребительском секторе. Apple предлагает AirPlay и Time Capsule для объединения всех устройств Apple в пределах сети в одну сильно связную инфраструктуру. У Microsoft есть схожая технология — Xbox SmartGlass. Они нацелены на то, чтобы пользователь, имея два и более различных устройств (одного производителя), мог получить от объединения их в одну сеть синергетический эффект — значительное увеличение числа сценариев работы. Думаю, подобные технологии в корпоративном секторе — не за горами, а то и уже существуют. Но сильно кастомизируемое одно мобильное устройство — это, мне кажется, нонсенс, либо я просто не понимаю, о чём речь. Разные устройства на вкус и цвет — да; одно устройство с гибкими параметрами — невозможно.
Только лишь интернет? Сама по себе юзабельность таких устройств пока, к сожалению, уступает и настольным компьютерам, а иногда — обычной бумаге. Кто находил свой планшет разряженным в самый неподходящий момент, поймёт меня (хотя, соглашусь, очень тяжело разрядить батарею планшета). Кто пытался написать что-нибудь на экране пальцем или даже стилусом, тот знает, насколько иногда проще бросить всё и написать на бумаге. И эти технологии, безусловно, развиваются: батареи растут, появляются такие вещи как Samsung S-Pen. Apple недавно запатентовала новую технологию рукописного ввода с помощью стилуса или даже пальца для преобразования угловатых линий во вполне сносный человекопонятный почерк. Впрочем, соглашусь, плоды развития этих замечательных затей мы рискуем получить куда скорее, чем качественный интернет.
Потому что руководители — та категория пользователей, которой по-хорошему нужно только мобильное решение с чётко выделенным из общего состава функционалом. Сценарии работы руководителей в целом ясны и детерминированы, они поддаются обобщению. При этом, чем ниже по иерархии мы идём, тем общее множество всех задач, выполняемых всеми данными сотрудниками, мощнее, больше. Поэтому стандартные приложения «для всех категорий» — монструозные, перенасыщенные функциональными возможностями: оно — одно для всех и поэтому должно покрывать все требования, а их в разрезе всех категорий пользователей получается очень много. Приложения для руководителей проще сделать мобильными — нужно умножить требуемый функционал на мобильность (репликация с главным хранилищем, разрешение различных конфликтных ситуаций), и это произведение получается не очень большим. Если умножать все-все функции приложения «для всех» на мобильность, получается нецелесообразно сложное приложение. Кстати, если разделять пользователей по признаку присутствия на «мобильном рабочем месте» (онлайн), то здесь к руководителям можно отнести и тех сотрудников, которые работают в полевых условиях. Для них мобильных, адаптированных для «российского интернета» приложений гораздо меньше.