Как повысить качество образования в сфере управления информацией
Некоторые выводы по темам круглого стола, который организовал ECM-Journal в рамках DOCFLOW 2013, были уже сделаны участниками по горячим следам. В этой статье мне хочется обобщить высказывания участников.
Некоторые выводы по круглому столу я уже сделал в записи блога, написанной «по горячим следам». Здесь же мне хочется «выйти на другой уровень» и обобщить высказывания участников.
Надеюсь, приглашенные эксперты на меня не будут в обиде, если я не буду цитировать их высказывания. Во-первых, это уже хорошо в своей статье сделала Ольга Звонарева, которая сама была активной участницей дискуссии. Во-вторых, мне хотелось бы сделать акцент на идеях, озвученных экспертами. Отмечу сразу, что все участники – мегаинтересные личности, и я благодарен судьбе и ресурсу ECM-Journal за возможность живого общения с такими интересными собеседниками. Итак, напомню, что 22 мая на территории DOCFLOW 2013 и под эгидой ECM-Journal собрались представители вузов и разработчиков ECM-систем, чтобы обсудить вопросы повышения качества образования в сфере управления информацией. Еще раз напомню участников круглого стола:
● Александр Соломонович Сапожников, старший научный сотрудник, Высшая школа экономики;
● Марина Даниловна Князева, декан факультета информатики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова;
● Анастасия Алексеевна Яганова, преподаватель кафедры автоматизированных систем документационного обеспечения управления Российского государственного гуманитарного университета;
● Юлия Михайловна Кукарина, доцент кафедры документоведения, член Совета учебно-методических объединений вузов РФ по образованию в области историко-документоведения;
● Тимур Меджитов, руководитель направления корпоративных продаж компании DIRECTUM;
● Наталья Александровна Храмцовская, кандидат исторических наук, ведущий эксперт по управлению документацией «Гильдии Управляющих Документацией» и ARMA International;
● Андрей Владимирович Храмцовский, представитель компании ЭОС;
● Ольга Звонарева, обозреватель PC Week.
Я сгруппировал ответы и идеи, получилось четыре основные темы. И начну я с того, что не вызывает сомнения. Как в том анекдоте, начну с хорошей новости.
Важность и нужность практического опыта работы с ECM-системами
Все участники круглого стола отметили важность, и даже необходимость практических навыков работы с ECM-системами. Этими навыками должны обладать не только будущие документоведы, для которых это хлеб насущный, но и будущие специалисты других профилей. Сама жизнь подводит нас к мысли, что умение пользоваться ECM-системами становится неотъемлемым элементом компьютерной грамотности, как когда-то таким непременным элементом было умение работать с офисными пакетами (MS Office, Open (Libre) Office).
Более того, современные студенты еще со школьного возраста адаптированы к использованию электронной информации, неважно, является ли это результатом преподавания информатики в школе или результатом самостоятельного изучения электронных реалий. Поэтому современные студенты ориентированы на электронный документооборот, для них это есть продолжение их ежедневных практик работы с информацией.
Представители вузов отмечают, что не испытывают по этому поводу проблем с ECM-вендорами. Последние разработали специальные предложения для вузов, причем как для использования ECM-систем в процессе обучения, так и для административных нужд вузов. В «продвинутых» вузах будущие специалисты документоведческих специальностей получают возможность поработать с несколькими системами электронного документооборота. Это здорово, так как у студентов формируются «надсистемные» знания, то есть они могут обобщить опыт использования нескольких систем и в дальнейшем оперировать понятиями более высокого порядка. Что позволяет с высоты «капитанского мостика» взглянуть на задачи организации в части управления документами.
Проблемы специальности
Разговор на круглом столе получился живой, я бы даже сказал «откровенный», и участники пошли дальше победных реляций в стиле съездов КПСС и озвучили, можно сказать «обнажили», сокровенные проблемы отрасли.
Приглашенные эксперты сошлись во мнении, что в отрасли назревают серьезные перемены. Это касается во многом роли и места документоведа в организации. Одна из главных проблем состоит в том, что люди, которые получают высшее образование в области документоведения, не идут работать по специальности. Не в последнюю очередь это связано с заработной платой, на которую могут рассчитывать выпускники. Это справедливо как для первого высшего, так и для второго высшего образования. Например, плата за второе высшее образование по специальности документовед составляет 200,000 в год. При последующей зарплате в 20,000 рублей в месяц такие инвестиции в собственное образование просто не окупятся.
Те же, кто приходит работать по специальности, нередко неприятно удивляют своих руководителей недостаточным багажом знаний. Связано это в не последнюю очередь с тем, что ситуация в отрасли меняется стремительно, и программы вузов просто не успевают за последними изменениями в законодательстве, регулирующем делопроизводство.
Вдобавок сказывается низкая мотивация на получение знаний, особенно у тех, кто получает первое образование. Думаю, что это и проявление общего тренда, характерного для всего современного высшего образования. Ну и делопроизводство и документоведение – специфичная область знания, где важны детали, доскональное знание нормативной базы, многочисленных стандартов. Да и без самостоятельного изучения и мониторинга постоянно меняющегося законодательства невозможно оставаться адекватным специалистом. Возможно, вчерашние школьники просто в силу психологических возрастных особенностей не готовы к этому?
Другая проблема отрасли заключается в том, что делопроизводители утратили монополию на знания в области управления документами. Сейчас навыки работы с системами электронного документооборота получают студенты самых разных специальностей, не только документоведы. Да и теоретические курсы, пусть и в меньших объемах, читаются на других направлениях. Представители этих специальностей могут рассчитывать на большую зарплату, и их авторитет в компании ощутимо выше.
Неужели знания в области документоведения никому не нужны? Наоборот, в организациях имеет место колоссальный голод знаний в области управления информацией.
Кому действительно нужны знания?
Парадокс ситуации заключается в том, что дефицит знаний в области документоведения испытывают как раз специалисты других профессий – управленцы, юристы, бухгалтерские кадры, даже ИТ-специалисты. Наибольший интерес и тягу к знаниям в области управления документами и информацией демонстрируют студенты второго высшего образования и посетители курсов повышения квалификации. Число желающих попасть на такие курсы как минимум вдвое превышает количество мест. И именно на таких курсах сходятся интересы и желания учеников и преподавателя. Первые жаждут знаний, а преподаватель с готовностью ими делится.
Эксперты отмечают, что документооборот интересен не сам по себе, а в прикладных задачах. Управление информацией – это часть корпоративной культуры, и внедрение ECM-решения – не что иное, как окультуривание корпоративной среды. Столкнувшись с трудностями и ощутив всю сложность возникающих задач, специалисты самых разных специальностей осознают, что им действительно нужны знания в области управления информацией.
Более того, как уже было отмечено выше, эти специалисты в организации обладают большим весом и большими ресурсами, поэтому они действительно могут решить эти задачи, могут довести до руководства их важность.
Но было бы по меньшей мере неразумно противопоставлять документоведов и юристов, бухгалтеров и ИТ-специалистов. Для решения серьезных задач, в число которых входит управление корпоративной информацией, нужна управленческая команда, где представлены и «гуманитарии», и «технари». Руководителю стоит знать, что технические специалисты более уважаемы в организации, и даже когда у них не хватает знаний, они своим напором могут передавить гуманитариев в решении проблем. Поэтому так необходимо умение работать в команде и умение управлять такими командами.
И вузы идут навстречу, они включают курсы управления информацией в учебные планы управленцев, юристов, бухгалтеров и по другим специальностям. И сразу возникают вопросы: кто, как и в каком объеме должен преподавать эти знания.
Как учиться?
Современные реалии таковы, что образование перестало быть долговременным активом. Все меняется настолько стремительно, что знания выпускника устаревают. Например, сейчас меняется гражданский кодекс, а он, как известно, является одним из важных источников знания в части подготовки документационного обеспечения гражданско-правовых сделок. В итоге выпускники выходят из стен вузов с «просроченными» знаниями, новые знания они должны добывать самостоятельно. Источниками знаний становятся не только учебники, но и научные или популярные статьи, а также знания, которыми делятся преподаватели, наставники на производстве, отраслевые эксперты. Вот почему будущим специалистам нужно давать не только готовые знания, но и учить тому, как искать и добывать эти знания самостоятельно. Не удержусь и здесь отметить просветительские цели, которые ставит перед собой ECM-Journal, собирая и создавая оригинальные материалы по теме управления информацией и организации взаимодействия.
Возвращаясь к вузовской программе, эксперты отметили, что если рассматривать утвержденный стандарт «всерьез», то может легко получиться так, что этим высоким стандартам не соответствует ни один земной специалист. Составление и совершенствование стандартов само по себе не даст ожидаемого эффекта в части улучшения качества подготовки специалистов. В том числе в сфере управления информацией. Нужны кадры, нужно желание самих учащихся.
Говоря о кадрах, необходимо помнить, что преподаватель должен не только читать материал, но и постоянно отслеживать изменения, которые происходят в отрасли, в том числе в законодательстве. Получается, что делать он должен это в свободное время и за свой счет, так как бюджет вуза может просто не потянуть дорогостоящих курсов повышения квалификации. Плюс ко всему преподаватель должен готовить новые программы обучения.
Здесь способны помочь производители ECM-систем. Они могут себе позволить выделить кадры, которые могут стать носителями знаний в области управления информацией, которые постоянно повышают свой уровень и практическую ценность в процессе решения практических задач и в процессе саморазвития. Преподавание знаний, в том числе студентам, будет основной деятельностью таких сотрудников. Также производители могут помочь вузам, приглашая преподавателей на свои образовательные мероприятия.
Раз уж мы затронули тему сотрудничества производителей ECM-систем и вузов, стоит отметить и другие варианты взаимодействия. Производители ECM систем, а также просто заказчики будущих кадров могут поучаствовать в совершенствовании учебной программы. Учебная программа состоит из двух частей: обязательной, утвержденной на уровне общероссийских стандартов, и вариативной, в рамках профиля или специализации. Последняя утверждается на уровне вуза. Именно эта часть может быть доработана совместными усилиями вуза и производителей ECM-систем.
Ну и не стоит забывать такой известный элемент обучения, как производственная практика. Вузы будут безмерно благодарны, если студенты в период прохождения практики получат действительно полезные знания и практические навыки в части управления корпоративной информацией.
Вместо эпилога
Андрей Колесов, обозреватель PC Week и один из немногих компетентных в области ECM журналистов, уже высказал предположение, что специалисты-делопроизводители в их «классическом» амплуа могут кануть в Лету, как в свое время это сделали динозавры или машинистки, занимающиеся набором текстов на печатных машинках, а позднее – компьютерах. Признаюсь, меня эта мысль также преследовала во время проведения круглого стола. Действительно, зачем нужны делопроизводители, если их обязанности и зарплату готовы поделить другие специалисты? Да и сами выпускники вузов не горят особым желанием идти работать по специальности за 20 тысяч рублей в месяц.
На круглом столе прозвучал и такой вариант развития ситуации. Делопроизводители становятся носителями уникальных сакральных и универсально-необходимых знаний, что автоматически гарантирует им высокий статус и достойную оплату. Всерьез считаю, что, даже получив эти уникальные знания, невозможно бесконечно долго обладать на них монополией. На мой взгляд, более реалистичной выглядит такая ситуация. Базовые знания в области делопроизводства становятся достоянием широкого круга специалистов. И для решения рутинных задач этих знаний достаточно. Но когда в организации необходимо поставить управление информацией на более высоком уровне (организация обращения граждан, оказание госуслуг, управление социальной информацией, управление интеллектуальной собственностью и т.п.), эти задачи решает команда под управлением профессионала в области управления информацией. А это другой уровень и другой набор знаний. Кстати, некоторые динозавры смогли выйти на новый уровень эволюции и продолжают жить, что называется, бок о бок с нами. Это птицы. В том числе, птицы очень высокого полета. Аллегория, надеюсь, вам понятна.
Источник: PCWeek
Комментарии 1
Действительно, вариант развития событий, когда бывшие делопроизводители, а ныне документоведы являются и будут продолжать являться носителями уникальных сакральных и универсально-необходимых знаний, безусловно, предпочтителен и не только для них самих.
Спасибо Вам, Сергей, за интересный взгляд и личное мнение по вопросу образования, который актуален. Как показало обсуждение в ходе круглого стола, всем, кто присутствовал, точно:-) Спасибо еще раз за приглашение на обсуждение!
Будем держать руку на пульсе событий!