Добавить в закладки могут только зарегистрированные пользователи.
Какие "электронные читалки" нам нужны? 

Владимир Митин06 июля 2010 г. 15:22

Владимир Митин

Интересные результаты показал опрос «Электронные читалки», проведенный в июне этого года среди читателей PC Week/RE. Из итогов этого опроса следует (см. диаграмму 1), что свыше 70% респондентов тем или иным способом читают электронные книги уже сейчас. При этом чаще всего используется ноутбук или нетбук, чуть реже — смартфон или коммуникатор и ещё реже — e-Book reader (э-читалка, EBR) или карманный компьютер.

Диаграмма 1. Какими электронными устройствами вы пользуетесь для чтения книг?

Диаграмма 1. Какими электронными устройствами вы пользуетесь для чтения книг?

Удивительный результат. Казалось бы, э-книги удобнее всего читать посредством специально предназначенных для этого устройств. Ан нет. В чем же загадка? Свет на ее решение проливает распределение ответов (см. диаграмму 2) на второй вопрос анкеты: «Заинтересованы ли вы в приобретении специального устройства e-Book reader?». Свыше трети респондентов, отвечают на этот вопрос утвердительно, но замечают, что цены на данные устройства пока слишком высоки. Почти пятая часть респондентов не хотят покупать специализированную э-читалку, а жаждут приобрести более универсальное устройство типа iPad. Интересно отметить, что респондентов, желающих в ближайшее время приобрести свою первую э-читалку, оказалось меньше, чем людей, у которых подобное устройство уже было, но которые хотели бы купить новое.

Диаграмма 2. Заинтересованы ли вы в приобретении специального устройства e-Book reader?

Диаграмма 2. Заинтересованы ли вы в приобретении специального устройства e-Book reader?

Выходит, «вторичных» покупателей e-Book reader сегодня больше, чем «первичных»! Вот как объясняет этот факт PR-менеджер компании Merlion Лариса Гордиенко: «Сейчас многие потребители до конца не понимают, что такое электронная читалка и зачем она им в принципе нужна, — отсюда такие противоречивые на первый взгляд результаты вашего опроса. К тому же на рынке весьма популярны конкуренты э-читалок — универсальные устройства».

Требования к функционалу э-читалок

Однако факт остается фактом: имеется достаточно большой круг людей, которые уже «подсели» на карманные э-читалки, но которых в них что-то не устраивает. Что же им нужно? Сразу бросается в глаза любопытный факт (см. диаграмму 3): большинство хочет, чтобы у электронной читалки был большой экран, но сама она при этом была компактной и малогабаритной! «Люди хотят и того и другого. Это совершенно нормально, — считает генеральный директор компании Softkey Феликс Мучник. — Для каждого случая в жизни сегодня существует специальный гаджет. Ведь в «полевых условиях» действительно на первом плане оказывается компактность устройства и экономичный расход аккумулятора. Дома и на отдыхе мы требуем от устройства максимального качества воспроизведения — здесь становится преимуществом большой экран».

Диаграмма 3. Наиболее важные функциональные особенности e-Book reader

Диаграмма 3. Наиболее важные функциональные особенности e-Book reader

Почти половина опрошенных считает, что читалка их мечты должна иметь возможность доступа в Интернет и цветной экран с возможностью воспроизведения изображений. Однако для еще большего количества людей более важен бесплатный доступ к онлайновой библиотеке. Чуть выше трети опрошенных полагает, что хорошая э-читалка должна иметь сенсорный экран, позволяющий оставлять рукописные заметки. Но это всё не главное. Свыше половины опрошенных считают, что главное свойство э-читалки — удобный пользовательский интерфейс.

Среди других пожеланий, высказанных нашими респондентами, встречаются следующие: возможность прослушивания текстов с помощью голосовых движков, наличие сопроцессора для удобной отрисовки форматов PDF и DJVU, возможность выбирать качество текста и изменять размер шрифта в широком диапазоне, возможность замены прошивки, поддержка большого количества форматов документов, наличие батареи высокой емкости (длительное время работы на одном заряде), экран высокого качества и т. д.

Даже простой вопрос: какие форматы данных должна понимать читалка? — каждый производитель э-читалок решает по-своему. Чем усложняет жизнь поставщиков и продавцов э-контента. «Э-книги должны быть кроссплатформенными, — говорит Феликс Мучник. — Это позволит в метро читать э-книгу с компактного устройства, а дома — с планшета или экрана монитора. Оптимальный вариант — 3–5 форматов. Думаю, со временем количество реально востребуемых форматов уменьшится».

Контент для э-читалок

Небезынтересно, что должно расти (или уже растет) быстрее: рынок э-читалок или рынок э-книг (то есть рынок контента для э-читалок)? Некоторый свет на динамику рынка э-читалок проливает исследование SmartMarketing, согласно которому в минувшем году в нашей стране было продано 189 тыс. устройств класса EBR (разных типов и категорий). При этом от квартала к кварталу объемы продаж увеличивались в полтора-два раза. В пятилетней перспективе потенциальная емкость рынка устройств чтения электронных книг, по оценкам SmartMarketing, составит не менее 4 млн. устройств. Иными словами, налицо очень быстрорастущий сегмент ИТ-рынка, на который уже положили глаз не только узкоспециализированные, но и широкопрофильные дистрибьюторы. В частности, «Марвел» и Merlion.

Контента для э-читалок припасено достаточно. Особенно за рубежом, где соответствующий рынок начал развиваться гораздо раньше. Но и в нашей стране уже сейчас можно найти немало как лицензионно чистого, так и своего рода пиратского э-чтива. Можно предположить, что в России пиратских э-книг — распространяемых как бесплатно (из чистого альтруизма и «любви к искусству»), так и за деньги, — значительно больше, чем лицензионно чистых, но достоверно оценить ассортимент пиратских э-книг не представляется возможным.

Что же касается лицензионно чистых э-изданий, то только в интернет-супермаркете Softkey ныне представлено свыше 23 тыс. наименований электронных книг, разбитых на 30 с лишним разделов. Да и покупателей — читателей этих книг, судя по статистике соответствующего сайта, немало — свыше 308 тыс. Еще больше э-изданий можно найти на «электронных полках» специализированного магазина Litres.ru. Там, в частности, встречаются электронные копии журнала PC Magazine/RE. «Расходятся они не так активно, —- говорит главный редактор этого журнала Олег Лебедев. — Примерно по 200–250 загрузок в месяц. Но это не показательно, так как сказывается специфика данного магазина, которому выгоднее продавать не серьезные журналы, а разного рода романы и детективы, названия которых попадают на самые видные позиции сайта. Но дело не только в этом. Я пришел к выводу, что серьезный иллюстрированный журнал читатели в большинстве своем все же хотят видеть в печатном виде”.

Результаты опроса (см. диаграмму 4) показывают, что среди владельцев э-книг самый популярный способ пополнения своей э-библиотеки — бесплатная загрузка с онлайновых ресурсов. И лишь четверть респондентов сообщили, что время от времени покупают э-книги в онлайновых или обычных магазинах.

Диаграмма 4. Где вы берете электронные книги?

Диаграмма 4. Где вы берете электронные книги?

«Лицензионные э-книги приобретают не более 10% владельцев э-читалок, — считает Феликс Мучник. — Ведь кроме добросовестных продавцов э-книг существуют и продавцы-пираты. Но обычному покупателю не под силу распознать пиратский онлайновый магазин. Наверное, у таких магазинов есть лишь один индикатор — наличие только анонимных систем приема оплаты».

Э-читалки и СМИ

Удивили нас ответы (см. диаграмму 5) и на пятый вопрос нашей анкеты: «Интересует ли вас возможность использовать электронную читалку для чтения публикаций различных СМИ?». Свыше двух третей респондентов ответили на него так: «Да, это было бы удобно» — и лишь десятая часть сообщила: «Нет, нас это не интересует». При этом пятая часть респондентов свою точку зрения в данном вопросе еще не выработала. То есть спрос на электронные варианты СМИ достаточно высок уже сейчас. А есть ли предложение?

Диаграмма 5. Интересует ли вас возможность использовать электронную читалку для чтения публикаций различных СМИ?

Диаграмма 5. Интересует ли вас возможность использовать электронную читалку для чтения публикаций различных СМИ?

«У нас на рынке практически нет предложений в сфере периодики, — говорит Феликс Мучник. — Нет единого агрегатора, который мог бы взять на себя заключение договоров с изданиями. В нише электронных книг и периодических изданий вообще очень интересная картина. Рынок формирует не спрос, а предложение. В реальности существующий спрос намного превышает объем продаж. Кроме того, часть продуктов в этом сегменте просто невозможно найти — они попросту не представлены легальными продавцами».

Можно предположить, что рынок электронных книг (т. е. цифровых копий традиционных бумажных книг) и рынок электронных периодических изданий (т. е. цифровых копий бумажных СМИ) — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

К примеру, уже сейчас на сайте Pressa.ru можно найти около 200 наименований различных изданий. Часть из них находится в открытом доступе, а часть доступна лишь за деньги. При этом все эти издания пригодны для воспроизведения только на достаточно мощных компьютерах с большим экраном. Форматы же, пригодные для воспроизведения на карманных читалках, основателей данного сайта, видимо, не привлекают. Почему? «Мы пришли к выводу, что по состоянию на июнь 2010 г. карманные э-читалки, прекрасно приспособленные для чтения не слишком перегруженных иллюстрациями электронных книг, не в состоянии отображать глянцевую периодику, — говорит заместитель генерального директора «Пресса.ру» Дмитрий Моисеенко. — Из имеющихся сейчас форматов, которые понимают карманные читалки, особенности верстки сохраняет только формат PDF, но он большой, ресурсоемкий и слабо защищен от копирования. И хотя у нас много бесплатной для чтения периодики, но есть и платные издания, издатели которых не простят нам бесконтрольного распространения соответствующих файлов. Да, сейчас мы ориентируемся на настольные компьютеры, ноутбуки и нетбуки, но в перспективе освоим iPad и другие планшетники. Карманные устройства для чтения электронных книг будут нам интересны лишь тогда, когда станут полноцветными».

Перспективы

Финальный вопрос нашей анкеты (диаграмма 6) звучал следующим образом: «Может ли электронная читалка полностью заменить для вас печатные книги и журналы?». Почти половина респондентов ответили на него так: «Нет, вряд ли я когда-либо откажусь от традиционных книг и журналов». Примерно треть респондентов сказали: «Да, со временем». Среди оставшейся части респондентов ответ: «Да, это уже произошло» — встречался приблизительно вдвое чаще, чем «Не знаю». Кто больше должен радоваться такому раскладу ответов — издатели традиционных бумажных книг и журналов или поставщики э-чтива? Видимо, всё зависит от личности производителя контента: оптимисты скажут одно, а пессимисты — совсем другое.

Диаграмма 6. Может ли электронная читалка полностью заменить для вас печатные книги и журналы?

Диаграмма 6. Может ли электронная читалка полностью заменить для вас печатные книги и журналы?

Вот что говорит о перспективах рынка э-читалок Лариса Гордиенко: «Основные минусы нынешнего поколения э-читалок таковы: они «тормозят» при перелистывании э-книг, их сложно использовать при недостаточной освещенности и они дорого стоят. Об э-читалке как о массовом продукте можно будет вести речь только тогда, когда подобное устройство на полке будет стоить около 3000 руб. При этом не факт, что за эти деньги в них будет использоваться тот вид электронных чернил (E-ink), который применяется сейчас. В то же время и нынешняя технология электронных чернил имеет свои преимущества: продолжительное время работы устройства без подзарядки и полное ощущение чтения с листа, чему способствует использование отраженного света и высокая контрастность изображения. А вот «накачать» карманную э-читалку портами 3G или Wi-Fi не получится: «убьется» главное преимущество такого устройства — длительное время работы аккумулятора. На сегодняшний день основными пользователями э-читалок являются жители наиболее крупных городов. Во-первых, здесь высокая мобильность населения, а во-вторых, заплатить 8000–9000 руб. за возможность читать книги с немного большим комфортом, чем, скажем, с экрана современного мобильного, может себе позволить или человек с хорошим доходом, или заядлый книгочей — ему экономически выгодней купить EBR, чем еженедельно покупать новые бумажные книги».

Олег Лебедев считает, что 99% обладателей э-читалок суть пираты по определению. При этом продажи электронных книг не очень хорошо идут даже в развитых странах с законопослушными жителями. В своем блоге он отмечает, что «в США на 2,5 млн. проданных iPad пришлось лишь 5 млн. книг, проданных в iBook. То есть пользователи этого устройства купили по две книги на девайс, чтобы посмотреть «как это выглядит», и на этом успокоились». Короче говоря, едва ли продажи «суперреволюционной новинки» iPad каким-либо серьезным образом повлияли на выручку торговцев электронными книгами.

Автору этих строк ситуация с карманными э-читалками напоминает ситуацию с мобильными телефонами. В связи со стремительным падением цен они менее чем за десять лет превратились из престижного атрибута очень состоятельных людей в предмет первой необходимости, без которого боязно выходить из дома. Возможно, лет через десять в российском общественном транспорте читать электронные книги будет не каждый сотый, как сейчас, а каждый десятый. При этом, разумеется, всегда найдутся люди, которым «по барабану» любые книги — как бумажные, так и электронные, другими словами, это те люди, которые под влиянием окружающей среды приобрели так называемое «клиповое сознание» и способны концентрировать свое внимание лишь на «мгновенных сообщениях» от своих реальных или виртуальных знакомых.

Что касается перспектив рынка э-СМИ (то есть цифровых копий крупноформатных деловых и развлекательных периодических изданий), то Дмитрий Моисеенко говорит о них так: «Проект «Пресса.ру» пока не может похвастаться большими абсолютными цифрами выручки и огромным количеством посетителей соответствующего Web-ресурса, но наш денежный оборот ежемесячно удваивается. Надеемся, что это тенденция».

Источник:  PC Week, 30 июня 2010

Тип: Статьи

 (2,33 - оценили 6 чел.)

Комментарии
  • Сохранить комментарий
  • Цитировать выделенное
  • Предпросмотр