Какие специалисты должны уметь управлять информацией
В обсуждении тем круглого стола, который прошел на DOCFLOW 2013 и был посвящен вопросам образования в сфере управления информацией, заочное участие приняла Серова Галина Александровна – профессор Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГ
В обсуждении тем круглого стола, который прошел на DOCFLOW 2013 и был посвящен вопросам образования в сфере управления информацией, заочное участие приняла Серова Галина Александровна – профессор Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ).
Получая знания, обучаясь междисциплинарной коммуникации, студент должен понимать и представлять, что они ему могут понадобиться в будущем в профессиональной деятельности. Одним из основных факторов влияния на все сферы деятельности любого специалиста является широкое использование новых информационных технологий. Знания и использование их сегодня является обязательными условиями для специалистов, которых готовят Вузы страны.
Сфера применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и развитых средств коммуникаций весьма обширна. Она включает различные аспекты — от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объеме необходимую информацию для реализации профессиональных целей.
Студенты XXI века должны быть подготовлены теоретически и профессионально к новым условиям работы в современной экономике, так как от этого зависят масштабы использования информационных технологий во всех аспектах человеческой деятельности и то, какую роль будут играть эти технологии в повышении эффективности общественного труда.
Какие специалисты должны уметь управлять информацией
● Специалисты ДОУ, понимающие и владеющие традиционной технологией работы с документами, его описанием. Они помогут участвовать в разработке систем автоматизации делопроизводства и документооборота, создавать шаблоны документов, участвовать во внедрении современной информационной технологии на базе современных технических устройств (в том числе и популярных сегодня мобильных устройств)
● ИТ-специалисты. Как организаторы хранения информации, создания БД документов, архивов, способные оценить и хранить цифровые записи для соблюдения требований законодательных и регулирующих органов. Организации имеют, как правило, огромное количество записей (данных), которые требуют специальных знаний для их оценки и сохранения.
● Менеджеры бизнес-информации. ИТ-специалисты управляют ИТ-ресурсами, бизнес-руководители - сферой деятельности, а кто отвечает за информацию (за достоверность, полноту)? Результаты исследования Business Pulse, проведенного Gartner с июня по август 2009 года, свидетельствуют, что 20% бизнес-менеджеров оценивают информацию, получаемую от ИТ как недостаточную.
● Менеджеры Информационной безопасности. Сегодня это является одной из самых актуальных проблем управления информацией.
Обучение таких специалистов.
Первый и, наверное, самый главный принцип обучения специалистов: использовать любую возможность для расширения диалога со студентами как метода обучения и как средства их личностного развития. Пока что дидактика («вертикальная коммуникация») продолжает наступать, хотя ее формы становятся все более разнообразными. Интернет хорош как справочник, но как учитель он еще находится в детском возрасте. Причем ясно обозначилась зависимость: чем больше дидактики в процессе преподавания, тем чаще студенты и вообще молодые люди «бегут» во всемирную паутину, где можно сразу общаться на равных.
Сказанное ничуть не противоречит развитию интернет-образования. Напротив, студенты «за»: они полагают, что необходимо «создание единых информационных образовательных порталов, с выложенными на портале видеозаписями публичных лекций и т.п. Это позволяет получать знания удаленно, не выходя из дома и учиться любому, имеющему доступ в Интернет» (из интервью со студентами). То есть интернет – средство преодоления неравенства в образовании, его демократизации, конечно не единственное. Но стоит отметить, что всему свое место.
В этом случае возникает вопрос чему учить и как учить? И мой ответ на этот вопрос – научной организацией труда. А точнее, речь идет об усвоении студентом элементарных навыков научной работы, ее организации и технологий. Если мы хотим готовить себе смену, то хотя бы те, кто имеет склонность к научной работе, должны уметь составить план работы, написать отчет, вести протоколы, четко формулировать свои мысли, реферировать научную литературу и т.д. И надо отметить, что эти навыки необходимы практически для любой офисной работы. Это раннее вовлечение студентов в исследовательские и образовательные проекты как младших партнеров (а не как статистов), начиная с написания заявки на грант и до составления итоговых отчетов. Вся страна и мир живут по принципу проекта (гранта), но студенты в массе своей не имеют ни малейшего представления об этом важнейшем элементе социального порядка. Возможно они что-то и «проходили» («сдавали»), но ни теоретически-прикладных, ни технологических умений у них нет. Подчеркиваю: не порядка социологической науки и образования, а социального порядка в обществе! Чтобы не отстать окончательно хотя бы от наших западных коллег, мы должны учить студентов навыкам научного общения на иностранных языках, переписке, участию в on-line международных конференциях. Это действительно нужный всем стандарт, но им опять же мало кто владеет. Сложнее, но необходимо, готовить их к обучению и стажировке в Европе, США и Китае.
Реагирование вузовских программ на новые развивающиеся области знаний
Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве фактора конкурентоспособности все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.
Управление знаниями – это направление деятельности, которое обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, доступу и использованию информационных ресурсов любой организации.
Глобальная цель управления знаниями в вузе – повышение конкурентоспособности образовательных услуг вуза. Она предполагает четыре основные стратегические задачи: создание и внедрение научно-технических инноваций и инновационных форм обучения, анализ рынка образовательных услуг и быстрота реагирования на изменение его тенденций, эффективность использования знаний, постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Что касается последнего, то можно отметить сейчас своеобразную кадровую деградацию. Поколение, которое знает и сохраняет традицию преподавания, изучения науки, уже практически через 3–5 лет уйдет, не успев передать эстафету. Профессиональные школы умирают быстро, а на их возрождение уходят десятилетия. Как предсказывал науковед, через 10–15 лет вузы буквально съедят науку, так как из-за демографической ситуации «аспирантов первого года обучения и вчерашних выпускников уже нужно будет направлять в лекционную аудиторию выступать в роли “профессоров”, которых станет катастрофически не хватать для обеспечения образовательного процесса в высшей школе…Учтем при этом, что нынешнее постепенное снижение числа абитуриентов после 2015 года сменится их увеличением.
Что уже сейчас можно сделать? Нужна реформа. И она должна выражаться в том, что высшее образование должно отвечать запросам работодателей и рынку труда, готовить специалистов по конкретным заказам предприятий. Высшее образование должно опережать состояние рынка труда, готовить специалистов «завтрашнего дня». Высшее образование должно научить будущих специалистов ставить и решать любые научно-технические, управленческие и социально-экономические задачи. Высшее образование должно стать более гибким, легко перестраивать направление и содержание учебного материала вслед за научно-техническим прогрессом общества. Высшее образование должно базироваться на современных научных достижениях, информационных технологиях, быть более приближенным к требованиям наукоемкого инновационного производства. Высшее образование должно оставаться бесплатным для всех студентов, поскольку у большинства родителей нет финансовой возможности платить за обучение своих детей.
Проблемы современного преподавания
Кто должен разрабатывать программы?
Преподаватели по всей стране пишут в своих рабочих программах, какие компетенции и какого рода в будущем специалисте должна формировать та или иная дисциплина, каковы цели и средства ее изучения. Не подвергая ни малейшему сомнению необходимость наличия такой программы, позволим себе все же усомниться в целесообразности жесткой регламентации ее формы. В советское время тоже были рабочие программы, но им, а главное, их форме не придавалось такого сакрального значения, как сейчас. А образование было лучше, и специалисты были грамотнее.
Противоречие вузов и бизнеса
Система высшего образования в современном российском обществе испытывает огромные трудности, связанные с противоречиями между производителями (вузами) и потребителями образовательных услуг.
Можно выделить следующие проблемы высшего профессионального образования:
● вузы готовят кадры по устаревшим специальностям;
● коммерция высшего образования ставит преграды для способных молодых людей из низших социальных слоев;
● устаревшая материально-техническая база вузов не соответствует информационным технологиям;
● произошла замена ценности образования ценностью диплома о высшем образовании;
● снизился интеллектуальный потенциал молодежи, у студентов исчезли установки на труд, научную деятельность, общественно-политическую активность
● снизилась конкуренция российского высшего образования.
Добиться высокой конкурентоспособности, можно следующими мерами: объединить учебно-исследовательскую работу студентов с заказами промышленных предприятий, готовить специалистов для конкретных фирм; определить размер государственного финансирования системы образования, привлечь успешные промышленные предприятия к финансированию высшей школы через образовательные фонды и кредиты; организовать интенсивный обмен студентами, аспирантами, преподавателями с ведущими западными университетами; российское образование доказало свою конкурентоспособность «утечкой мозгов» на Запад, оно должно следовать своим прежним курсом, не принимая во внимание требования Болонской конвенции.
Комментарии 2
Лет пять назад, в ходе выступления на конференции CNews по управлению бизнес-процессами и сервис-ориентированной архитектуре у меня состоялась интересная дискуссия с представителями высшего образования.
На вопрос: "какими качествами должен обладать архитектор информационных систем?" я ответил, что, на мой взгляд, мы не сможем подготовить универсального архитектора, способного быть экспертом по широкому кругу вопросов. Намного важнее научить человека умению вписываться в существующие рабочие процессы и экспертные группы, учится вносить свой вклад в общее дело. Это и явилось главным вопросом дискуссии. Высшее образование учит специалистов всему понемногу. Немного бизнесу, немного технологиям, немного разработке, немного проектному управлению, немного процессному. А после окончания ВУЗа у молодого человека начинается длительный и обычно довольно болезненный период самоидентификации в деловой среде.
Описание подходов к обучению архивистов в США в университете Клейтона: сочетание удаленного обучения, реализации практики и использования современных трендов в переводе Натальи Храмцовской http://rusrim.blogspot.ru/2013/09/ii.html