Наверх

Какие специалисты должны уметь управлять информацией

Архив
Время чтения: 8 минут
2
Какие специалисты должны уметь управлять информацией

В обсуждении тем круглого стола, который прошел на DOCFLOW 2013 и был посвящен вопросам образования в сфере управления информацией, заочное участие приняла Серова Галина Александровна – профессор Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГ

В обсуждении тем круглого стола, который прошел на DOCFLOW 2013 и был посвящен вопросам образования в сфере управления информацией, заочное участие приняла Серова Галина Александровна – профессор Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ).

Получая знания, обучаясь междисциплинарной коммуникации, студент должен понимать и представлять, что они ему могут понадобиться в будущем в профессиональной деятельности. Одним из основных факторов влияния на все сферы деятельности любого специалиста является широкое использование новых информационных технологий. Знания и использование их сегодня является обязательными условиями для специалистов, которых готовят Вузы страны.

Сфера применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и развитых средств коммуникаций весьма обширна. Она включает различные аспекты — от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объеме необходимую информацию для реализации профессиональных целей.

Студенты XXI века должны быть подготовлены теоретически и профессионально к новым условиям работы в современной экономике, так как от этого зависят масштабы использования информационных технологий во всех аспектах человеческой деятельности и то, какую роль будут играть эти технологии в повышении эффективности общественного труда.

Какие специалисты должны уметь управлять информацией

●   Специалисты ДОУ, понимающие и владеющие традиционной технологией работы с документами, его описанием. Они помогут участвовать в разработке систем автоматизации делопроизводства и документооборота, создавать шаблоны документов, участвовать во внедрении современной информационной технологии на базе современных технических устройств (в том числе и популярных сегодня мобильных устройств)

●   ИТ-специалисты. Как организаторы хранения информации, создания БД документов, архивов, способные оценить и хранить цифровые записи для соблюдения требований законодательных и регулирующих органов. Организации имеют, как правило, огромное количество записей (данных), которые требуют специальных знаний для их оценки и сохранения.

●   Менеджеры бизнес-информации. ИТ-специалисты управляют ИТ-ресурсами, бизнес-руководители - сферой деятельности, а кто отвечает за информацию (за достоверность, полноту)? Результаты исследования Business Pulse, проведенного Gartner с июня по август 2009 года, свидетельствуют, что 20% бизнес-менеджеров оценивают информацию, получаемую от ИТ как недостаточную.

●   Менеджеры Информационной безопасности. Сегодня это является одной из самых актуальных проблем управления информацией.

Обучение таких специалистов.

Первый и, наверное, самый главный принцип обучения специалистов: использовать любую возможность для расширения диалога со студентами как метода обучения и как средства их личностного развития. Пока что дидактика («вертикальная коммуникация») продолжает наступать, хотя ее формы становятся все более разнообразными. Интернет хорош как справочник, но как учитель он еще находится в детском возрасте. Причем ясно обозначилась зависимость: чем больше дидактики в процессе преподавания, тем чаще студенты и вообще молодые люди «бегут» во всемирную паутину, где можно сразу общаться на равных.

Сказанное ничуть не противоречит развитию интернет-образования. Напротив, студенты «за»: они полагают, что необходимо «создание единых информационных образовательных порталов, с выложенными на портале видеозаписями публичных лекций и т.п. Это позволяет получать знания удаленно, не выходя из дома и учиться любому, имеющему доступ в Интернет» (из интервью со студентами). То есть интернет – средство преодоления неравенства в образовании, его демократизации, конечно не единственное. Но стоит отметить, что всему свое место.

В этом случае возникает вопрос чему учить и как учить? И мой ответ на этот вопрос – научной организацией труда. А точнее, речь идет об усвоении студентом элементарных навыков научной работы, ее организации и технологий. Если мы хотим готовить себе смену, то хотя бы те, кто имеет склонность к научной работе, должны уметь составить план работы, написать отчет, вести протоколы, четко формулировать свои мысли, реферировать научную литературу и т.д. И надо отметить, что эти навыки необходимы практически для любой офисной работы. Это раннее вовлечение студентов в исследовательские и образовательные проекты как младших партнеров (а не как статистов), начиная с написания заявки на грант и до составления итоговых отчетов. Вся страна и мир живут по принципу проекта (гранта), но студенты в массе своей не имеют ни малейшего представления об этом важнейшем элементе социального порядка. Возможно они что-то и «проходили» («сдавали»), но ни теоретически-прикладных, ни технологических умений у них нет. Подчеркиваю: не порядка социологической науки и образования, а социального порядка в обществе! Чтобы не отстать окончательно хотя бы от наших западных коллег, мы должны учить студентов навыкам научного общения на иностранных языках, переписке, участию в on-line международных конференциях. Это действительно нужный всем стандарт, но им опять же мало кто владеет. Сложнее, но необходимо, готовить их к обучению и стажировке в Европе, США и Китае.

Реагирование вузовских программ на новые развивающиеся области знаний

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве фактора конкурентоспособности все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.

Управление знаниями – это направление деятельности, которое обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, доступу и использованию информационных ресурсов любой организации.

Глобальная цель управления знаниями в вузе – повышение конкурентоспособности образовательных услуг вуза. Она предполагает четыре основные стратегические задачи: создание и внедрение научно-технических инноваций и инновационных форм обучения, анализ рынка образовательных услуг и быстрота реагирования на изменение его тенденций, эффективность использования знаний, постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Что касается последнего, то можно отметить сейчас своеобразную кадровую деградацию. Поколение, которое знает и сохраняет традицию преподавания, изучения науки, уже практически через 3–5 лет уйдет, не успев передать эстафету. Профессиональные школы умирают быстро, а на их возрождение уходят десятилетия. Как предсказывал науковед, через 10–15 лет вузы буквально съедят науку, так как из-за демографической ситуации «аспирантов первого года обучения и вчерашних выпускников уже нужно будет направлять в лекционную аудиторию выступать в роли “профессоров”, которых станет катастрофически не хватать для обеспечения образовательного процесса в высшей школе…Учтем при этом, что нынешнее постепенное снижение числа абитуриентов после 2015 года сменится их увеличением.

Что уже сейчас можно сделать? Нужна реформа. И она должна выражаться в том, что высшее образование должно отвечать запросам работодателей и рынку труда, готовить специалистов по конкретным заказам предприятий. Высшее образование должно опережать состояние рынка труда, готовить специалистов «завтрашнего дня». Высшее образование должно научить будущих специалистов ставить и решать любые научно-технические, управленческие и социально-экономические задачи. Высшее образование должно стать более гибким, легко перестраивать направление и содержание учебного материала вслед за научно-техническим прогрессом общества. Высшее образование должно базироваться на современных научных достижениях, информационных технологиях, быть более приближенным к требованиям наукоемкого инновационного производства. Высшее образование должно оставаться бесплатным для всех студентов, поскольку у большинства родителей нет финансовой возможности платить за обучение своих детей.

Проблемы современного преподавания

Кто должен разрабатывать программы?

Преподаватели по всей стране пишут в своих рабочих программах, какие компетенции и какого рода в будущем специалисте должна формировать та или иная дисциплина, каковы цели и средства ее изучения. Не подвергая ни малейшему сомнению необходимость наличия такой программы, позволим себе все же усомниться в целесообразности жесткой регламентации ее формы. В советское время тоже были рабочие программы, но им, а главное, их форме не придавалось такого сакрального значения, как сейчас. А образование было лучше, и специалисты были грамотнее.

Противоречие вузов и бизнеса

Система высшего образования в современном российском обществе испытывает огромные трудности, связанные с противоречиями между производителями (вузами) и потребителями образовательных услуг.

Можно выделить следующие проблемы высшего профессионального образования:

●   вузы готовят кадры по устаревшим специальностям;

●   коммерция высшего образования ставит преграды для способных молодых людей из низших социальных слоев;

●   устаревшая материально-техническая база вузов не соответствует информационным технологиям;

●   произошла замена ценности образования ценностью диплома о высшем образовании;

●   снизился интеллектуальный потенциал молодежи, у студентов исчезли установки на труд, научную деятельность, общественно-политическую активность

●   снизилась конкуренция российского высшего образования.

Добиться высокой конкурентоспособности, можно следующими мерами: объединить учебно-исследовательскую работу студентов с заказами промышленных предприятий, готовить специалистов для конкретных фирм; определить размер государственного финансирования системы образования,  привлечь успешные промышленные предприятия к финансированию высшей школы через образовательные фонды и кредиты; организовать интенсивный обмен студентами, аспирантами, преподавателями с ведущими западными университетами; российское образование доказало свою конкурентоспособность «утечкой мозгов» на Запад, оно должно следовать своим прежним курсом, не принимая во внимание требования Болонской конвенции.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 2

Лет пять назад, в ходе выступления на конференции CNews по управлению бизнес-процессами и сервис-ориентированной архитектуре у меня состоялась интересная дискуссия с представителями высшего образования.

На вопрос: "какими качествами должен обладать архитектор информационных систем?" я ответил, что, на мой взгляд, мы не сможем подготовить универсального архитектора, способного быть экспертом по широкому кругу вопросов. Намного важнее научить человека умению вписываться в существующие рабочие процессы и экспертные группы, учится вносить свой вклад в общее дело. Это и явилось главным вопросом дискуссии. Высшее образование учит специалистов всему понемногу. Немного бизнесу, немного технологиям, немного разработке, немного проектному управлению, немного процессному. А после окончания ВУЗа у молодого человека начинается длительный и обычно довольно болезненный период самоидентификации в деловой среде. 

Елена Питомцева 11 сентября 2013

Описание подходов к обучению архивистов в США в университете Клейтона: сочетание удаленного обучения, реализации практики и использования современных трендов в переводе Натальи Храмцовской http://rusrim.blogspot.ru/2013/09/ii.html

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь