Наверх

Носимое волшебство. Часть 2. Корпоративный сектор

Время чтения: 8 минут
0
Носимое волшебство. Часть 2. Корпоративный сектор

Объем мирового рынка носимых устройств сейчас составляет около 10 млрд долларов, а к 2018 году может вырасти до 30 млрд долларов и выше.

Начало в Носимое волшебство. Часть 1. Обзор потребительских устройств

Прогнозы рынка

Обзор потребительских носимых устройств показал, что их разнообразие велико и рынок имеет предпосылки к взрывному росту.

Основными мотивами создания и развития носимых устройств, по мнению аналитической компании PSFK Labs, являются развитие биотехнологий, синхронизированный стиль жизни (постоянное соединение с множеством устройств и источников/приемников данных), необходимость в естественных интерфейсах при взаимодействии с миром, потребности в улучшении здоровья и физических возможностей человека, потребность в персонализации обстановки (контекста).

По оценкам компании IHS объем мирового рынка носимых устройств сейчас составляет около 10 млрд долларов, а к 2018 году может вырасти до 30 млрд долларов и выше (см. рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма роста глобального рынка носимых устройств по оценкам компании IHS (пессимистичный, базовый и оптимистичный сценарии).

При этом, по мнению аналитиков IHS, рынок делится на следующие сегменты:

  • здоровье и медицина – устройства от инсулиновых инжекторов и приборов измерения давления до умных очков с возможностью помогать слабовидящим людям;
  • фитнес – измерители активности, эмоций, умные очки, датчики сна, устройства контроля пищи;
  • развлечения, infotainment – от умных часов до умных очков и умной одежды;
  • военные технологии – умная одежда, средства связи, умные носимые дисплеи.

Эксперты PSFK Labs считают, что в первую очередь развитие получат устройства с наиболее простым для реализации форм-фактором – браслеты, украшения. Далее будут развиваться очки и одежда, и уже затем – вживленные устройства.

Сценарии использования носимых устройств на первых порах будут более классическими: здоровье, спорт/фитнес и запись всего, что видит, слышит, чувствует пользователь. В дальнейшем будут развиты коммуникационные сценарии, возможности применения устройств как пульта управления окружающим миром, как способа аутентификации и как способа трансляции эмоций. Умные очки станут первым популярным устройством для усиления возможностей человека. Ожидается, что с 2017 года вживленные устройства смогут помогать людям практически во всех ситуациях – от записи пользовательского опыта до управления окружением (см. таблицу).

В данной таблице представлен прогноз PSFK по ожидаемым в течение следующих пяти лет параметрам носимых устройств и соответствующих функций.

Support (поддержка) – Забота о здоровье. Управляет и оперирует данными о состоянии здоровья.

Record (запись) – Накопление информации. Сохраняет записи о личном опыте в облаке.

Nudge (толчок) – Предугадывание поведения. «Подталкивает» к правильным действиям, чуткое наставничество гаджета способствует улучшению поведения человека (настроенная экосистема).

Communicate (общение) – Расширение коммуникаций. Объединенный опыт (connected experiences) способствует сближению вне зависимости от расстоянии.

Verify (проверка) – Идентификация владельца. Возможность установки пароля на самоаутенитфикацию.

Control (контроль) – Управление внешними устройствами. Взаимодействие с внешним миром посредством встроенного интерфейса.

Augment (улучшение) – Помощь органам чувств. Улучшение естественных способностей посредством усиленного сенсорного восприятия.

Restore (восстановление) – Гаджетопротезирование. Восстановление движения/действий с помощью индивидуального применения биотехнологий.

Mirror (зеркало) – Отражение эмоций. Отражение состояния человека через «зеркало эмоций».

Align (выравнивание) – Настройка окружающей среды. Системы персонализируют окружающую обстановку учитывая биометрические параметры.

Сценарии корпоративного сектора

Все перечисленные сценарии справедливы для потребительского рынка и таких отдельностоящих отраслей, как медицина и армия. А есть ли перспективы использования носимых устройств в корпоративной среде?

Сегодня нас окружает немало устройств, которые мы постоянно носим с собой, но которые применяются только или преимущественно в деловой практике. Смарт-карту, USB-токен, флешку или «проходку»-бейдж можно найти в кармане, в сумке, на лацкане или на ремне большинства офисных сотрудников. Это еще не вполне носимые устройства, но они дают представление о сценариях использования, в которых может пригодиться носимое волшебство.

Другой класс карманно-сумочных устройств, служащих деловым целям – это смартфоны и планшеты. Их можно назвать устройствами двойного назначения, т.к. они используются и для личных, и для бизнес-задач. Установленные на гаджетах приложения дают возможность подключаться к корпоративной почте, работать с корпоративными информационными системами, редактировать документы.

На основании этого можно сделать несколько предположений относительно носимых устройств в корпоративной среде.

Во-первых, носимые устройства для корпоративных нужд или должны быть достаточно легкими для того, чтобы носить их в кармане или сумочке и надевать их по приходу в офис, или должны подчиняться концепции BYOD, т.е. быть личными устройствами, которые применяются и для корпоративных нужд. В последнем случае, очевидно, устройства должны обладать достаточным потенциалом для встраивания приложений и хорошим API для подключения к ним. Как, например, очки Google Glass или умный браслет Haloband.

Во-вторых, сценарии использования будут близки к тем, что уже сейчас применяются в токенах и картах: аутентификация в офисе и корпоративных ИС, цифровая подпись, шифрование и расшифрование чувствительной к утечке информации.

Можно рассмотреть и другие сценарии, основанные на задействовании собственных устройств сотрудников. Вот некоторые примеры:

●    Индикатор присутствия. Браслет может не только являться проходкой в офис или средством цифровой подписи, он может отслеживать физическое расположение сотрудника, уведомляя корпоративные системы о присутствии или отсутствии.

●    Средство уведомления. Тот же браслет может обеспечивать обратную связь, например, вибрируя за некоторое время до запланированного совещания или срочного сбора команды.

●    Запись встречи, фото доски. Умные очки могут зафиксировать важные моменты переговоров и запечатлеть изображение доски с результатами обсуждения.

●    Распознавание документов. Получить информацию об атрибутах документа, подписях, уточнить этап согласования можно с помощью тех же умных очков, лишь взглянув на штрих-код документа.

●    Актуальная информация о входящих. Если продолжать тему документооборота и взаимодействия, то приложение для умных очков могло бы отображать свежие данные о входящих письмах, поручениях, назначенных совещаниях.

●    Электронный бейдж. Информация о сотруднике или посетителе появляется на экране смартфона или в умных очках.

Перспективы

Впрочем, в этих сценариях нет ничего такого, что нельзя было бы сделать и при наличии обычного смартфона и уже имеющихся в корпоративных системах данных. Сценарии выглядят несколько искусственными, не стоящими тех затрат, которые возникнут при разработке решений – в т.ч. затрат, связанных с разнообразием носимых устройств и их платформ.

Помимо прочего в использовании личных носимых устройств для деловых нужд есть проблемы, связанные с приватностью. В большинстве сценариев предполагается вторжение в личную жизнь, использование личных параметров, личного времени или личного пространства (и даже частей тела). И если чтение корпоративной почты со смартфона ночью в домашней постели – это вопрос выбора каждого, то сбор сведений о настроении сотрудников офиса или контроль их перемещения на основании данных с носимых устройств может оказаться неприемлемым для большинства людей.

В настоящее время перспективы носимых устройств в корпоративном секторе как минимум очень туманны – за пределами сценариев контроля доступа и подписания будущее умных гаджетов вряд ли можно назвать реальным. Тем не менее, жизнь богаче любых догадок, и нельзя быть уверенным, что не случится повтора истории с планшетами – устройствами, больше подходящими для игр и серфинга, но активно применяемыми для деловых задач, например, для рецензирования и подписания документов.

Источник: Эксклюзивно для ECM-Journal

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь