Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Тренды, мобильность и контент в жизни

Перед гиперпрыжком в облако не забудь про план "Б"

  5 комментариев Добавить в закладки

Наличие «плана Б» – это естественный пункт в чек-листе разработки, внедрения и существования любой информационной системы. И, как правило, все клиентоориентированные облачные вендоры по умолчанию предполагают варианты выхода из облака.

Перед началом работы в облаке ИТ-аналитик обязан собрать необходимую информацию о возможностях импорта/экспорта данных, иначе усилия, затраченные на ввод данных на облачный сервис, могут стать камнем на шее, и переход на другой облачный сервис, возможно, более удобный и современный, будет слишком дорогим процессом.

Покажи мне, кто ты

Типизируем вендоров по сложности процедуры выхода.

Тип «Хан Соло»

Согласно списку актерского состава, Харрисон Форд исполнит роль Соло в новом фильме всемирно известной саги.

Облачные вендоры, довольно известные, но небольшие, могут резко менять вектор движения и двигаться преимущественно в сторону заказчика, однако вектор может поменяться в любой момент.

Они могут реализовать любой импорт/экспорт для того, чтобы завлечь клиента, но следующее обновление может перечеркнуть все наработки.

Тип «Йода»

Вендоры-титаны. Они прошли все мыслимые и немыслимые кризисы, имеют четкую стратегию работы с пользователем. Заранее обговаривают все варианты взаимодействия. Из коробки обеспечивают импорт/экспорт данных, при необходимости смогут реализовать требуемую функциональность выгрузки, но это будет стоить денег.

Тип «Дарт Вейдер»

дарт вейдер фото

Крупные организации, инвестировавшие в облако, имеющие известный бренд и огромный штат сотрудников. Считают свой продукт единственно верным и всячески будут препятствовать выходу заказчика из сервиса. Они стремятся сделать облачный сервис наиболее функциональным, реализуют на сервисе практически все возможности, которые были когда-либо заявлены конкурентами. Это в итоге может привести к хаосу внутри компании пользователя и усложнению процесса работы с системой.

Сервис будет иметь скудные возможности выгрузки данных. Побег от этого вендора будет невероятно сложным.

Тип «R2D2»

Сервисы таких вендоров максимально просты и понятны, имеют ограниченную но во многих случаях достаточную функциональность. Заказчики любят эти системы за простоту, стабильность и надежность. Выгрузка данных из сервиса будет реализована с помощью универсальных форматов (Excel, CSV), на возможность индивидуальной доработки экспорта/импорта не стоит рассчитывать.

«Используй силу, Люк»

При первом знакомстве с облачным сервисом обязательно уточните у специалистов вендора возможность загрузки/выгрузки данных, будет ли возможность реализовать экспорт данных в необходимом формате, и сколько будет стоить такая выгрузка.

Вендоры «Йода» и «Дарт Вейдер» обычно имеют вариант системы для локальной установки. В случае неэффективности облака, частых проблем со связью, вариант с переносом сервиса с данными на локальный сервер компании будет наилучшим решением.

Относитесь с осторожностью к вендорам типа «Хан Соло». В конце концов, вы просто можете потерять данные.

Для молодых компаний с небольшим объемом данных идеально подойдут вендоры типа «R2D2». В дальнейшем при росте организации появится возможность перенести данные на площадку «Йода».

Если вы уже пользуетесь услугами «Хан Соло», начните создавать копии важных документов и прочих текстовых данных, которые хранятся на облаке.

Выбирайте сервис того вендора, который предоставляет почтовую рассылку о входящих заданиях. В таком случае при проблемах на стороне провайдера управление бизнес-процессами будет дублироваться, информация о заданиях не потеряется.

«Теперь будь храбр и не оглядывайся назад»

Не так давно в связи введением непопулярных мер ограничения объема бесплатных ресурсов на сервисах Microsoft OneDrive и Evernote, пользователи начали мигрировать на другие аналогичные ресурсы. Начали набирать популярность специальные сервисы и приложения, которые позволяют в автоматическом режиме переносить данные из одного сервиса в другой.

Так, например, большую популярность получил сервис Mover (https://mover.io/), который позволяет обеспечить трансфер данных между облачными хранилищами (Box, Dropbox, SugarSync, Copy, Egnyte, SharePoint, Google Drive, Amazon S3, (S)FTP, WebDAV и другие), а также средство импорта из Evernote в OneNote (https://www.onenote.com/import-evernote-to-onenote).

Вероятно, популярность таких сервисов и программных продуктов будет расти, и подобные предложения появятся для большинства облачных сервисов.

«Сосредоточься. Почувствуй Силы течение»

Можно проследить аналогию между невозможностью быстро и удобно перенести данные в другую систему с невозможностью перенести номер телефона к другому провайдеру. 1 декабря 2013 года вступил в силу закон об услуге по переносу мобильных номеров (Mobile Number Portability, MNP). Т.е. законодательно была закреплена возможность по переносу номера телефона к другому провайдеру.

К настоящему времени процесс перехода от одного оператора к другому стал обыденным явлением. Отмена «мобильного рабства» оказала сильное влияние на рынок мобильных сетей - рынок активизировался. Мобильные операторы были вынуждены инвестировать значительные ресурсы в быстрое перестроение алгоритмов работы, вносить изменения в инфраструктуру. Пользователи смогли получить новые выгодные предложения, был снижен негатив пользователей за счет того, что они получили уверенность, что телефонный номер под их контролем. За 3 года ситуация на рынке стабилизировалась, пользователи в последнее время не торопятся менять оператора. По материалам Forbes (http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/279657-god-svobody-kto-vyigral-ot-otmeny-mobilnogo-rabstva), причина этого кроется в том, что предложения операторов выровнялись, и пользователи теперь не видят смысла в переходе на другого оператора.

В случае широкого распространения облаков, вероятно, будет законодательно закреплена возможность выгрузки данных из облака в файлы какого-либо стандартизованного формата.

«Да пребудет с тобой Сила»

Если смотреть на аналогию с мобильными операторами, видится, что предложения облачных вендоров, в конце концов, станут почти одинаковыми, и потребитель уже не захочет разбираться в преимуществах и недостатках того или иного предложения. Получат развитие универсальные сервисы трансфера данных между облачными сервисами.

Большая часть рынка достанется крупным облачным сервисам, которые ориентированы на потребности заказчиков. «Йода» и «Дарт Вейдер» будут править балом, «R2D2» закроет потребности молодых компаний, «Хан Соло» может исчезнуть совсем.

 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (5)
Ирина Орлова 30 августа 2016 г. 08:56  

Интересная классификация вендоров, но немного не хватило именно экспертного (пусть даже субъективного) мнения - какие из существующих облачных сервисов к какому типу относятся.

Андрей Ардашев 30 августа 2016 г. 09:03  
Ирина Орлова 30 августа 2016 08:56
Интересная классификация вендоров, но немного не хватило именно экспертного (пусть даже субъективного) мнения - какие из существующих облачных сервисов к какому типу относятся.

Ирина, спасибо за комментарий! Если данная тема будет популярна, субъективная оценка будет сделана в рамках серии статьей.

 

 

Наталья Демина 31 августа 2016 г. 17:26  

Андрей, а какие условия прописываются по хранению выгружаемых данных после их выгрузки из облака? Они уничтожаются? Или какое-то время еще хранятся?

Есть ли какие-то общепринятые нормы, или это решается индивидуально для каждого клиента?

Андрей Подкин 01 сентября 2016 г. 10:38  
Или какое-то время еще хранятся?

А вот, кстати, да. Облачные операторы уже проанализировали закон Яровой? Надо им обеспечивать хранение любых данных полгода после "удаления" или нет?

 

 

Андрей Ардашев 12 сентября 2016 г. 09:58  

Вопрос хранения данных заказчика довольно интересный и сложный, стоит отдельной статьи, и, возможно, на основании интервью крупных провайдеров. 

По разъяснению И. Яровой (https://lenta.ru/news/2016/07/04/yarovaya/): «Закон не предлагает хранить информацию. Закон дает только право правительству Российской Федерации в течение двух лет определиться, а надо что-то хранить или не надо, в каком объеме, в отношении какого среза информации»

В большинстве случаев, срок хранения данных в облаке согласуется с заказчиком индивидуально. 

Сейчас обсуждают
Роман Гудков 17 января 2017 г. 10:10  
Недостающие документы, необходимые для заключения договора, можно представить в электронной форме, прибегнув к помощи нотариуса.

Ульяна, а можно ли таким образом оформить карточку с образцами подписей? Или в карточке должна быть только собственноручная "живая" подпись? 

Вадим Майшев 16 января 2017 г. 11:27  

Не особо авторы/журналисты утруждают себя использовать правильные термины: тут и "стоимость ЭЦП" - ЭЦП уж 5 лет по закону нет, да и ЭЦП "не продается" (УЦ продают сертификаты).

Никто еще не видел в природе живьем простую электронную подпись, а будто бы только она "устраняет ограничения на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме" :-)

А проблема в том, что граждане вынуждены оформлять дорогостоящую электронно-цифровую подпись, чтобы обжаловать постановления в электронном виде.

Кто решил, что она дорогостоящая? В сравнении с чем? В государстве нет ничего бесплатного! Давно были у нотариуса/врача/... или оплачивали пошлины за "услуги" государства, живущего на деньги налогоплательщиков? И никто (пока) не запрещает использовать неэлектронные варианты взаимодействия!

Александр Валеев 16 января 2017 г. 08:22  
«Большинство услуг и сервисов на портале требуют только простой электронной подписи, однако некоторые услуги, действительно, нужно подписывать квалифицированной электронной подписью. На сегодняшний день это необходимая технология, и она продолжит действовать», — заявил замглавы Минкомсвязи России Алексей Козырев. На сайте Минкомсвязи приведен весь список госуслуг, для которых нужна ЭЦП (XLSX,  187,5 КБ).

Многие опубликовали новость о госуслугах. Но о том, понадобится ли еще КЭП, только здесь. Спасибо

Больше комментариев