Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Электронные документы и обмен ими (ЮЗЭД)

Развитие операторов ЭДО: тормозящие факторы, взгляд в будущее. Круглый стол. Часть 1.

  0 комментариев Добавить в закладки

На рубеже 2014-2015 гг. на страницах нашего портала вышел первый Круглый стол с операторами ЭДО «Обмен электронными документами: вопросы взаимопонимания» (часть 1 и часть 2). Отрасль юридически значимого электронного документооборота продолжает эволюционировать, принимая все более значимую роль для российского бизнеса. Чем живут операторы ЭДО сегодня, что тормозит их развитие, и каким они видят будущее? Мы собрали мнения представителей пяти активных игроков рынка ЭДО и готовы поделиться их точкой зрения на самые насущные вопросы ЮЗЭДО.

Перед вами первая часть круглого стола, в которой представители операторов ЭДО делятся своим мнением по двум актуальным вопросам: какова роль государства в регулировании рынка и в чем они видят перспективы своего развития на рынке ЭДО.

Участники круглого стола

Иван Агапов, руководитель бизнес-направления Synerdocs компании DIRECTUM

Роман Барашенко, руководитель отдела ЭДО ЗАО «Калуга Астрал»

 

Константин Козлов, руководитель проекта «Контур.Диадок» компании «СКБ Контур»

Артем Меликджанян, коммерческий директор компании «Такском»

Дмитрий Силевич, «Корус Консалтинг СНГ»

Быть ли независимому развитию, или без помощи государства не обойтись?

Сегодня крупные компании понимают суть технологии ЭДО, и их не нужно убеждать в полезности перехода на нее. Нуждаются ли операторы ЭДО в сложившихся условиях в сильной поддержке регулятора рынка (в лице государства), или рынок сможет развиваться независимо?

Дмитрий Силевич, «Корус Консалтинг СНГ»: Безусловно, нуждаются. Динамика роста ЭДО значительно увеличилась за последние два года. Растет и трафик документооборота. Но уровень проникновения ЭДО в масштабах страны все равно пока составляет всего около 5%.

Многим компаниям, несмотря на понимание удобства и выгоды от использования ЭДО, необходим толчок для принятия решений, выделения ресурсов для интеграции и изменения бизнес-процессов внутри себя. В том числе часто организации видят налоговые риски при замене бумажного документооборота на электронный. И здесь помощь государства просто необходима.

Иван Агапов, Synerdocs: Рынок уже развивается независимо, но насколько динамично? Государство может стать катализатором развития, если, например, обяжет компании определенной категории использовать счета-фактуры в электронном виде, то и весь бизнес активнее начнет переходить на ЭДО. В роли регулятора государство может дальше развивать нормативную базу, способствующую быстрому развитию рынка. Здесь показателен пример того, как власти подошли к регулированию законодательства и правоприменительной практики в области судебного делопроизводства. Активное развитие законодательства в области применения электронных документов в судах – показатель доверия государства к ЭДО.

Поддержка государства однозначно нужна операторам – как минимум, в части развития нормативно-правовой базы. Например, недостаточно проработан вопрос архивного хранения электронных документов. В идеале эта работа должна происходить совместно с бизнесом в рамках обсуждения НПА, проведения конференций с приглашением экспертов от операторов ЭДО.

Константин Козлов, «Контур.Диадок»: В целом рынок достаточно самостоятелен. Главное тому подтверждение – в России не было и нет законодательного требования к бизнесу переходить на ЭДО, тем не менее трафик электронных документов ежегодно возрастает в разы. Но о стопроцентной самостоятельности говорить нельзя. Роль государства важна, так как оно периодически дает рынку мощные импульсы, без которых он развивался бы гораздо медленнее. Например, утверждение формата и порядка передачи электронных счетов-фактур в 2011 и 2012 годах, изменение формы декларации по НДС в конце 2014-го и разработка формата электронного УПД. Более того, в ряде отраслей сохраняются препятствия для ЭДО. В целом мы понимаем, как их устранять, и содействие регулятора могло бы помочь и ускорить развитие электронного документооборота в этих сферах.

Роман Барашенко, «Калуга Астрал»: По данным ФНС и НО «РОСЭУ», сейчас в электронном виде передается только 1% документов из общей массы, остальные все так же передаются на бумаге. Многие крупные организации переходят на ЭДО и переводят своих контрагентов, но это занимает значительное время.

По нашему опыту, далеко не каждый заказчик может мотивировать всех своих контрагентов перейти на ЭДО. Если генератор трафика не имеет сильного влияния на своих контрагентов, то он может столкнуться с контраргументом от своих покупателей: обмен документами в электронном виде все еще не обязателен».

Поэтому я считаю, что дополнительное стимулирование рынка со стороны регулятора могло бы ускорить развитие направления ЭДО. Однако и сейчас ФНС идет навстречу рынку и предлагает нормативные акты, позволяющие сделать обмен документами в электронном виде более удобным. В частности – в вопросах роуминга и в разработке новых форматов документов.

Артем Меликджанян, «Такском»: Преимущества ЭДО очевидны, но часто они нивелируются за счет необходимости ведения смешанного документооборота и поддержки одновременно «бумажных» и «электронных» бизнес-процессов. Бизнес по-прежнему смотрит на технологию ЭДО настороженно, хотя утверждены форматы, выпущены разъяснения, разработаны доступные технологии, и Федеральная налоговая служба полностью поддерживает переход на электронный обмен бухгалтерскими документами.

Исходя из мировой практики, можно предположить, что рынок сможет развиваться без поддержки регулятора, но использование ЭДО останется на уровне проникновения в 10-30%. В странах с обязательным применением электронных документов этот уровень достигает 90% и позволяет снизить нагрузку и на государство, и на бизнес.

Направления развития операторов ЭДО: дополнительные сервисы, функциональность, внутренний документооборот

Ваше мнение, в какую сторону будут развиваться сервисы операторов в условиях большого числа уравнивающих факторов (технология роуминга и роуминговые хабы, законодательные ограничения)? Где вы видите возможность для качественного роста: в клиентском сервисе, расширении функциональности или иной плоскости?

Константин Козлов, «Контур.Диадок»: В комплексном развитии. Мы стараемся, чтобы ни одно направление не провисало. Сервис традиционно важен для Контура на протяжении всей его истории. Мы делаем все, чтобы уровень не снижался: тщательно отбираем сотрудников, обучаем их, развиваем новые каналы связи с клиентами: соцсети, Телеграмм и т. д. Параллельно расширяем функциональность Диадока: развиваем технологическое партнерство, совершенствуем интеграционные решения, разрабатываем новые возможности веб-версии и т. д. По роумингу. В прошлом году законодательство обязало всех операторов обеспечить его своим пользователям одним из двух способов: подключиться к роуминговому хабу или заключить договоры со всеми операторами. СКБ Контур сам стал роуминговым оператором и готов обеспечивать связь пользователям разных систем.

Иван Агапов, Synerdocs: Сегодня существуют факторы, уравнивающие сервисы операторов ЭДО. На мой взгляд, это нормальное явление. Для того, чтобы абоненты разных операторов и сами операторы взаимодействовали между собой, должна быть база с общими принципами и стандартами, которых бы придерживались все игроки рынка.

Качественней рост для операторов ЭДО я вижу в комплексном решении бизнес-потребностей заказчика, не только в области приема и отправки электронных документов, но и в потребностях, связанных с обработкой, согласованием, хранением электронных документов внутри компании. А также в создании решений, которые позволяют не только перевести документооборот в электронный вид, но и решить зависящие от него бизнес-задачи заказчиков (например, ускорение поступлений денежных средств, завязанных на обработку и подписание оригиналов документов).

Мы не ограничиваемся базовыми составляющими, а расширяем функциональность сервиса и интеграционных решений, в которых нуждается наш заказчик. Также помогаем в подключении контрагентов, в представлении документов в ФНС и суд, разрабатываем продукты, которые, помимо базовой отправки документов, позволяют обрабатывать их и хранить внутри компании (решения DIRECTUM и DirectumRX).

Роман Барашенко, «Калуга Астрал»: Я считаю, что сейчас на законодательном уровне сложилась благоприятная почва для развития рынка ЭДО. Многие вопросы, которые пару лет назад считались краеугольными (межоператорское взаимодействие, скорость реакции регулятора на потребности участников рынка), решены благодаря совершенствованию законодательства и личному активному участию в них операторов.

Сейчас возможность для роста видится, во-первых, в расширении функционала клиентского сервиса в части обмена с внешними контрагентами. Во-вторых, в оптимизации операторами и их партнерами внутренних бизнес-процессов клиентов.

Когда участники рынка придут к пониманию того, что переход на ЭДО – это комплексная задача, затрагивающая все сферы деятельности компании, можно будет говорить о качественном скачке в этом направлении.

Дмитрий Силевич, «Корус Консалтинг СНГ»: По-прежнему, функциональность и надежность систем, удобство пользования, качественные интеграционные решения, уровень клиентского сервиса остаются важнейшими факторами для привлечения и обслуживания клиентов. Для качественного роста операторы сейчас фокусируются на создании новых электронных сервисов, расширяют продуктовую линейку для максимально комплексного предложения клиентам, и это становится важнейшим драйвером развития рынка. Например, на базе EDI строится интеграция с ФГИС «Меркурий», создаются порталы автоматизации заказов IDMS, на базе ЭДО работает E-Факторинг, сквозной кредитный процесс в электронном виде в Сбербанке, от подачи заявки на кредит до подписания кредитно-обеспечительной документации. После перевода кредитного процесса в электронный вид трудозатраты банковского работника на одной сделке сократились до 20 часов. Расширяется функционал, так, в состав сервиса ЭДО Сбербанка, E-Iinvoicing, включен сервис проверки контрагентов, эффективный инструмент снижения предпринимательских рисков при работе с партнерами. Данные для проверки берутся из официальных государственных источников, от Федеральной налоговой службы до Портала государственных закупок. Только в первый месяц количество уникальных пользователей услуги составило 20 тысяч человек, и число их постоянно растет.

Артем Меликджанян, «Такском»: Действительно, ситуация на рынке постепенно выравнивается – проблема обмена документами между клиентами разных операторов решена. Рост рынка теперь зависит от комплексного подхода при реализации технологий и внедрении электронных документов в уже знакомые продукты и процессы. Прежде всего, это создание единой информационной архитектуры, которая позволит создавать автоматические цепочки согласования документов, вести единый электронный архив, использовать данные документов в учетных системах, тем самым сокращая ошибки человеческого фактора и оптимизируя финансовые и временные издержки.

***

Вторая часть круглого стола выйдет на страницах портала ECM-Journal на следующей неделе.

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев