Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Внедрение электронного документооборота

Рекомендации по организации корпоративного дистанционного обучения

  0 комментариев Добавить в закладки

Опытные специалисты по внедрению СЭД признают, что успех проекта во многом зависит от грамотного процесса обучения пользователей работе в новой системе. Но в силу различных причин выстроить процесс обучения получается не всегда. Что мешает?

●    большое количество одновременно обучающихся пользователей;

●    короткие сроки проведения обучения;

●    отсутствие учебных классов;

●    отсутствие возможности собрать пользователей в одном месте и в одно время;

●    а также ряд других факторов.

Поэтому в ходе проекта руководитель проекта совместно с заказчиком прорабатывает различные варианты проведения обучения. Одним из альтернативных вариантов очного обучения является дистанционное.

Дистанционное обучение (или e-learning) — взаимодействие преподавателя и слушателей между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Преимущества

Дистанционное обучение позволяет:

●    снизить затраты на проведение обучения (нет расходов на аренду помещений, поездок к месту учёбы как слушателей, так и преподавателей и т.п.);

●    проводить обучение большого количества человек;

●    повысить качество обучения за счет применения современных средств, интерактивных инструментов, электронных библиотек и т. д.;

●    создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения);

●    составить комфортный график усвоения материала: дистанционное обучение обычно проводится не более 4-х часов в день;

●    совмещать получение знаний с работой. В оставшиеся 4 часа заказчик имеет возможность вернуться к своим рабочим обязанностям.

Риски

При всех своих преимуществах формат дистанционного обучения характеризуется некоторыми рисками. Озвучим их:

●    Существенные трудозатраты, связанные с предварительной настройкой площадки для проведения обучения и тестовым подключением слушателей;

●    Возможность технических неполадок и сбоев;

●    Отсутствие зрительного контакта между преподавателем и слушателями;

●    Высокая вероятность, что слушатель, находясь на своем рабочем месте, будет отвлекаться на звонки, общение по работе, но вне обучения, пропускать важные моменты, озвучиваемые преподавателем.

●    При этом у преподавателя нет возможности полностью контролировать «присутствие» и вовлеченность участника обучения;

●    Преподаватель не всегда может полностью отслеживать выполнение практической работы, в том числе насколько самостоятельно она выполнена слушателем.

Важным условием при выборе дистанционного обучения является высокая степень мотивации к обучению, организованности и самодисциплины слушателя.

Интернет и современные технологии предлагают различные формы проведения дистанционного обучения, они могут проводиться в режиме онлайн или офлайн. Рассмотрим варианты, которые зарекомендовали себя при проведении обучения работе с информационными системами подробнее.

Формы дистанционного обучения, которые практикуют внедренцы

Вебинар

Распространенная форма дистанционного обучения, при которой пользователи подключаются к прослушиванию посредством площадок (сайтов) для вебинаров, позволяющих проводить демонстрацию слайдов, видео, рабочего стола с демонстрацией ПО. Для того чтобы выбрать площадку, необходимо ответить на ряд вопросов: потребуется ли публиковать материалы для скачивания? важен онлайн-чат? нужна ли видеоконференция? и т.д. Плюс этой формы в том, что она предполагает компактную занятость преподавателя – на время вебинара.

В каком случае выбирать формат вебинара? Если необходимо донести до слушателей небольшую по объему информацию (до 4 часов), например, теоретические знания без практических занятий.

Медиакурсы

Относится к офлайн обучению. Можно запустить в любой момент и пересмотреть при необходимости, но нет возможности задать вопрос преподавателю. Медиакурс обычно размещается на любом внешнем ресурсе в виде ролика, который можно скачать и сохранить на рабочем ПК. Материал будет доступен в любое время.

В каком случае выбирать? Если материал для изложения маленький по объему, понятный и не вызовет вопросов пользователей.

Обучающие площадки

Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью специализированных образовательных площадок.

От вебинаров интернет-занятия на площадке отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Эта форма предполагает взаимодействие пользователей по определённой теме с помощью комментариев, вопросов, оставляемых на сайте, и работу по установленной программе изучения материала. Материал может быть представлен в текстовом виде и/или видео. Часто образовательная площадка предоставляет возможность оценки знаний ученика (тесты), отслеживания усвоения темы, а так же социальные формы взаимодействия – профили пользователей, рейтинги, статусы и т.д..

Минус такой формы, что он достаточно затратный для организаторов обучения, так как требуется подготовить и привести все имеющиеся материалы под требования площадки, ее использование часто требует оплаты. Преподаватель должен выделять время на различные активности по обучению: ответы на вопросы, проверку заданий, отслеживание уровня усвоения и т.д..

Бывает, что обучающая площадка развернута не в интернете, а внутри сети одной организации. Это может быть оправдано большими объемами регулярного обучения. Элементы дистанционного обучения бывают встроены в некоторые системы управления знаниями, которые используются в деятельности организации (например, call-центра).

В каком случае выбирать? Если есть готовность вложиться в подготовку курсов на обучающей площадке, а так же: материал для освоения очень объемный, требует обсуждения с преподавателем (или даже дискуссий), закрепления полученных знаний практической работой, так же нужен фитбек по каждому слушателю, чтобы понимать кто и на сколько освоил в материале.

 

Имеются и варианты, предполагающие сочетание различных форм. Например, серия вебинаров, просмотр медиа-курсов, выдача самостоятельных заданий по электронной почте и общение, ответы на вопросы в чате или на форуме.

Дистанционное обучение — это экономичная и гибкая система обучения, которая сейчас находится на пике развития. Не бойтесь пробовать!

 

 

Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Евгений Кочуров 20 марта 2017 г. 07:49  
Юрий Зерин 18 марта 2017 г. 19:18  
Сергей Бушмелев 15 марта 2017 г. 22:47  
Елена Истомина 15 марта 2017 г. 13:08  
Сергей Бушмелев 15 марта 2017 г. 10:46  
Больше комментариев