Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)

Стандарты: открыты ли они?

  0 комментариев Добавить в закладки

Бетси  Фаннинг

Что делает стандарты открытыми?

Существует ли что-либо в мире на самом деле доступное или открытое? Я бы поспорила с данным утверждением относительно стандартов. Перед тем как объяснить, что именно я имею в виду, давайте освежим в памяти, что такое стандарты вообще.

На самом элементарном уровне, стандарты являются ничем другим, как договоренностью между различными организациями о том, как должен работать процесс, как должна быть внедрена технология или о том, как данная технология должна быть разработана и произведена. Они обеспечивают четкие и согласованные требования, которые делают возможным взаимодействие продуктов или взаимозаменяемость их частей. Существует два типа стандартов – де-юре и де-факто. Стандарты де-юре разрабатываются специализированными организациями, занимающимися стандартизацией, или через организации, устанавливающие стандарты.

Стандарты де-факто – это стандарты, развитие которых было вызвано рыночными потребностями, и которые получили широкое признание многих промышленных организаций в отрасли. Такие стандарты могут быть разработаны, следуя такому же четкому  процессу, как при разработке стандартов де-юре, однако, их разработка может быть инициирована лишь несколькими организациями, представляющими отрасль, а не широкой группой компаний этой отрасли.

Де-юре и де-факто

Процесс разработки определяется подробным набором строгих процедур. В разработке стандартов де-юре одобрение и выпуск стандарта считаются критериями качества процесса. В данном случае соглашение означает не то, что все члены процесса обязаны соглашаться с требованиями, заложенными в стандартах, а то, что с ними согласно большинство. Любые возражения стандарту обсуждаются, после чего предпринимаются определенные действия, чтобы уведомить несогласного о причине, по которой возражение принимается или отклоняется. Процедура одобрения и выпуска стандартов опирается на то, что все принимающие участие в разработке стандарта имеют равное право высказаться и быть услышанным. Как участники процесса, его члены получают подробную официальную повестку собрания или избирательные бюллетени. Ключевым моментом в процедуре одобрения и выпуска стандартов является отсутствие доминирования какой-либо стороны в процессе.

Стандарты, разработанные организациями, работающими с ISO, ANSI, ITU, и другими органами, устанавливающими стандарты, считаются открытыми стандартами, но они могут потребовать получение лицензий на внедрение изданных стандартов. Недостатком стандартов от вышеупомянутых организаций, а также других, например, от ассоциации AIIM, является то, что в отдельных случаях стандарт зачастую необходимо покупать. И несмотря на то, что это выглядит как преграда к внедрению, в действительности это не страшно.

Хотя стандарты де-юре и де-факто можно считать ограниченными в том плане, что стандарт необходимо приобретать, если они вообще доступны широкой общественности, необходимо помнить, что практически все стандарты имеют ограничения авторских прав. Авторские права на стандарты защищают стандарт от его эксплуатации в Internet.

Что делает стандарт открытым?

Итак, что делает стандарт открытым, и что такое открытый стандарт? Для того чтобы считаться открытым, стандарт должен быть общедоступным, бесплатным, и внедряемым. Процесс, по которому стандарт разрабатывался, не должен быть избирательным или не должен демонстрировать предпочтение тому или иному производителю или организации. Если стандарт ссылается на какие-либо патенты, они не должны требовать выплаты авторского гонорара, включая условие отсутствия дискриминации (ограничений по использованию стандарта). Однако если какая-либо организация желает получить сертификат соответствия стандарту, это может повлечь за собой уплату денежного взноса. При определенных знаниях становится возможной разработка совместно работающих продуктов, особенно если они основаны на стандартах. В целом стандарты повышают совместимость и помогают расширять рынки.

Чтобы считаться открытыми, стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

●     Открытое собрание – каждый может принимать участие, а собрания объявляются заранее с таким расчетом, чтобы участники могли организовать поездку по разумной цене.

●     Соглашение – гарантирует, что ни одна заинтересованная сторона не управляет процессом разработки, и что все участники услышаны (учитывается мнение каждого из участников). Это не означает, что каждый должен соглашаться со стандартом.

●     Процедура одобрения и выпуска стандартов – требует, чтобы все обращения, комментарии или возражения своевременно рассматривались и имел место апелляционный процесс.

Чтобы стандарт представлял реальную ценность, он должен быть принят. Это означает, что промышленность, производители программного и аппаратного обеспечения будут использовать стандарт в процессе разработки своих продуктов. Организации конечных потребителей тоже играют определенную роль в принятии стандарта. Проще говоря, при разработке технических заданий и требований  организация должна учитывать строгое соблюдение стандартов – легче сказать, чем сделать.

Идентификация стандарта для принятия

Стандарты поддерживают создание вашей собственной ИТ архитектуры. Поэтому важно разработать процесс для определения стандартов для их принятия в компании. После его разработки, ИТ-служба должна провести предварительный анализ стандарта, чтобы определить, согласуется ли он со стратегий ИТ-архитектуры и отвечает ли он профессиональным потребностям организации. Также необходимо сделать дополнительную оценку на предмет степени расширяемости, возможностей наращивания, переносимости и функциональной совместимости, которые предоставляет организации данный стандарт. После предварительной оценки ИТ-служба должна сформировать рабочую группу, которая будет принимать участие в оценке и принятии стандарта таким образом, чтобы входные данные от заинтересованных лиц внутри организации можно было объединять. После принятия стандарта ИТ-служба сообщает организации о новом стандарте и о том, для каких целей он используется.

Принятие стандартов зависит от организации. Некоторые принимают технологию, не обращая внимания на стандарты, лежащие в основе. Другие ждут, чтобы посмотреть, сколько компаний станет использовать стандарт. Но, тем не менее, большинство принимает технологию, только после того как она становится зрелой  и внедряют стандарты только после того, как стандарт пробыл в статусе общедоступного в течение продолжительного времени.

«Открытые» стандарты сегодня доступны. За внедрение открытых стандартов может взиматься некоторая, минимальная, плата. Для развития стандартов от вас требуется сделать их ценными для отрасли. Для того чтобы принимать в этом участие, вовсе не требуется техническое образование, нужно лишь четкое понимание процессов и профессиональных потребностей вашей организации. Ассоциация AIIM проведет несколько заседаний комитета в Бостоне 17-19 апреля 2007 года во время международной выставки AIIM в Бостоне. Мы приглашаем вас принять участие, хотя бы для того, чтобы больше узнать о данной отрасли.

Бетси  Фаннинг (bfanning@aiim.org) является директором Ассоциации AIIM  - разработчика стандартов для технологии управления документами.

Организации, утверждающие стандарты

В дополнение к стандартам, разработанным Ассоциацией AIIM, ниже приведен список организаций стандартизации, которые работают в сфере управления информационными ресурсами предприятия ECM.

ANSI (American National Standards Institute) - Национальный Институт Стандартизации США - координирует разработки и использование стандартов, разработанных на основе добровольного согласия в США, и представляет потребности и взгляды американских заинтересованных сторон на конференциях, посвященных стандартизации, по всему земному шару. Институт следит за созданием, распространением и использованием тысяч норм и норматив, которые прямо влияют на положение дел практически в каждой области. (www.ansi.org)

ISO (International Organization for Standardization) – представляет собой совокупность национальных стандартов 157 стран, по одному члену от каждой страны, входящей в Организацию. Штаб-квартира, координирующая систему, расположена в Женеве, Швейцария. (www.iso.org)

OMG (Object Management Group) - OMG™ - международный некоммерческий консорциум  в отрасли информационных технологий с открытым членством. Рабочие группы OMG развивают стандарты корпоративной интеграции для широкого диапазона технологий, и даже для более широкого спектра отраслей промышленности. Стандарты моделирования, разработанные OMG, делают возможным мощное визуальное проектирование, выполнение и сопровождение программного обеспечения и других процессов. Стандарты и профили для межплатформенного ПО от OMG основаны на общей архитектуре брокера  запросов к объектам (CORBA®) и поддерживают широкий диапазон отраслей. (www.omg.org)

W3C (World Wide Web Consortium) – W3C - международный консорциум, в котором организации-члены, сотрудники и общественность вместе работают над разработкой стандартов Web. (www.w3c.org)

WfMC (Workflow Management Coalition)– WfMC - некоммерческая всемирная организация потребителей, разработчиков, консультантов, аналитиков, университетов/исследовательских групп, занимающихся управлением бизнес-процессами (BMP). Workflow, или BMP представляет собой технологию, которая помогает людям делать их работу. (www.wfmc.org)

NISO (National Information Standards Organization) - некоммерческая ассоциация, аккредитованная Американским Институтом Национальных Стандартов (ANSI), определяет, разрабатывает, поддерживает и публикует технические стандарты для управления информацией в постоянно изменяющейся обстановке, где количество цифровой информации неуклонно растет. Стандарты NISO используют как традиционные, так и новые технологии для решения полного спектра задач, связанных с информацией, включая ее получение, изменение назначения, хранение, метаданные и обеспечение сохранности. (www.niso.org)

OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards) – некоммерческий международный консорциум, который проводит разработку, доведение до потребителя и принятие стандартов электронного бизнеса. Консорциум выпускает больше стандартов в области веб-сервисов, чем любая другая организация, - наравне со стандартами безопасности, электронного бизнеса и попытками стандартизации в государственном секторе и для специализированных рынков.  (www.oasis-open.org)

JCP (Java Community Process) – JCP несет ответственность за развитие Java-технологий. Будучи открытой организацией, включающей в себя активных членов и учитывающей мнения лиц, не являющихся членами организации, она в основном руководит разработкой и утверждением технических спецификаций Java. JPC отвечает за разработку JSR 170 и JSR 283 для хранилищ контента. (www.jcp.org)

Перевод компании DIRECTUM

Источник: AIIM (Standards: Are They Open?)

Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев