Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Тренды, мобильность и контент в жизни

Телевизоры с доступом в интернет: серфим с размахом

  1 комментариев Добавить в закладки

Хотите знать, почему появились телевизоры с выходом в Интернет? Да просто потому, что народ так и не стал покупать Интернет-холодильники.

Откуда ноги растут?

В начале нулевых, когда желание потребителя получать необходимую информацию практически из любого окружающего устройства стало основным трендом при работе с различными видами контента, наиболее дальновидные компании задумались о расширении текущего функционала предлагаемых устройств. Именно в это время начали появляться первые холодильники со встроенными телевизорами (а были и такие!) и телевизоры с доступом в интернет.

Сегодня все больше и больше телеканалов начинают интернет-вещание, то есть для их просмотра уже не требуется традиционный телевизор. Однако и современные телевизоры не отстают, постепенно превращаясь в интернет-терминалы. К чему приведет эта тенденция, можно представить уже сейчас, посмотрев на новое поколение телевизионных приставок и «умных» телевизоров, а также на то ПО, которые они используют.

Потребитель привык к высокому качеству изображения и звука, свойственным современным телевизорам, к просмотру разнообразной видеопродукции на большом экране. С другой стороны, появились новые способы, как разнообразить досуг, такие, как общение в социальных сетях, прослушивание, просмотр и скачивание развлекательного контента в Интернет, и тому подобное. Сейчас для этих целей преимущественно применяются устройства с относительно небольшим экраном - ноутбуки, планшеты и смартфоны, традиционно оборудованные доступом в Интернет. Видимо, пришло время объединить эти возможности в одном устройстве - "умном" телевизоре. Во всяком случае, производители решили, что момент для этого настал.

Говоря об "умных" телевизорах, мы прежде всего имеем в виду жидкокристаллические и плазменные панели, в названии которых присутствует слово Smart. Концепция Smart TV наряду с воспроизведением 3D является на данный момент наиболее продвигаемой технологией со стороны главных игроков мирового рынка телевизоров.

В продвижении концепции Smart TV особенно отличилась компания Samsung, отодвигая на второй план даже популярный нынче формат 3D. Samsung постарался придать Smart-телевизорам едва ли не статус собственного бренда, активно используя приставку Smart в названии своих телевизоров с доступом в Интернет.

Вслед за одним корейским промышленным гигантом в игру вступил и другой - компания LG , а в последующем перспективную концепцию Smart вместе с ее столь привлекательным в век смартфонов названием с удовольствием подхватили Philips, Sony, Panasonic, Sharp.

Как это работает?

Разработчики телевизоров начали экспериментировать с онлайновыми сервисами еще пару-тройку лет назад, а Philips и того раньше. Первое, что они решили предпринять — просто встроить в телек веб-браузер, благо, роль служебного софта в современных плоских панелях выполняет слегка адаптированный Linux. Как оказалось, пользоваться обычным интернет-браузером на телевизоре откровенно неудобно. Во-первых, пытаясь рассмотреть микроскопические иконки и кучи букв мелким шрифтом на полутораметровом экране разрешением 1920х1080 запросто можно стать инвалидом по зрению. Ну а во-вторых, забивать голову цифровым контентом, который в течение рабочего дня и так порядком загрузил голову на рабочем месте, не больно-то и хочется, хочется лечь и расслабиться. Одним словом, Интернет в телевизоре должен выглядеть совсем не так, как в компьютере, а более «удобно» и «по-домашнему».

Вот тут-то разработчики и вспомнили про виджеты. Графические программки, в нужном виде выводящие на экран содержимое онлайновых порталов, оказались полезными не только в смартфонах. Телезрителям они помогают без лишней головной боли добраться до фоток, видеороликов, страничек в соцсетях и остального контента, который обычно требуется человеку, уже не способному сесть за стол и включить компьютер.

Наиболее распространенные виды приложений обеспечивают доступ к социальным сетям, новостным и видеопорталам, просмотру телеканалов в отличном цифровом качестве через  Интернет. Практически у каждой компании есть свои онлайн-магазины для скачивания приложений, так же как это заведено у производителей мобильных устройств (смартфонов, планшетов).

Помимо виджетов, производители сохранили и традиционные способы поиска нужного контента с использованием строки ввода адреса сайта, благодаря подключаемым к некоторым моделям телевизоров mini (по аналогии с сотовыми телефонами) и даже QWERTY-клавиатурам, а в некоторых моделях и мышкам.

Кто во что горазд

Эксперты достаточно оптимистично оценивают коммерческие возможности телевизоров нового поколения. Согласно последнему прогнозу аналитической компании DisplaySearch, количество телевизоров, оснащенных выходом в интернет, к 2015 достигнет 500 млн. – а это около 47% рынка.

Разумеется, для того, чтобы отхватить как можно больший кусок этого аппетитного рыночного пирога, производители техники вынуждены искать какие-то оригинальные способы захвата пользовательской аудитории, и практически каждый из них добавляет новые улучшения к уже привычным и даже обязательным технологиям просмотра.

Так, разработчики линейки VIERA (Panasonic) пошли дальше и разработали целую платформу - VIERA Connect. Термин этот относится не только к онлайновым ЖК и плазменным панелям — он обозначает открытую платформу Интернет-сервисов, построенную по популярному нынче «облачному» принципу. VIERA Connect предполагает подключение самой разной техники вроде игровых контроллеров, спортивных тренажеров и даже устройств для мониторинга здоровья.

Новое поколение Интернет-телевизоров Samsung тоже называется Smart TV – словечко явно становится трендовым. Теперь умные LED-панели могут похвастаться умением бродить по любым сайтам, даже если они не адаптированы для ТВ-серфинга. Ну а благодаря функции All Share счастливые обладатели ноутбуков, смартфонов и фотокамер Samsung могут оперативно просматривать на большом экране картинки и ролики, загружая их в телевизор по беспроводной сети.

Отдельный пункт меню в телеке называется Social TV — туда вынесены социальные порталы Facebook, Twitter и Google Talk. Учетные записи сохраняются, пароли шифруются – все как в компьютере.

Самая оригинальная фишка ЖК-панели от LG — дополнительный пульт, придуманный специально для онлайновой навигации и способный запросто заменить компьютерную мышь. Гаджет сильно смахивает на беспроводные манипуляторы игровых консолей: специальные датчики отслеживают его положение в пространстве, а потому для перемещения курсора по экрану достаточно просто взмахнуть рукой.

Пользователи «умных» телевизоров Philips с помощью ПО, которое называется Net TV, могут получать доступ к онлайн-приложениям, обмениваться медиа-контентом, осуществлять управление телевизором с помощью планшета или смартфона, используя их в качестве пульта ДУ. Кроме того, с помощью локальной сети можно просматривать сохраненные на ПК видео или изображения, используя пульт ДУ телевизора.

В телевизорах Sony BRAVIA, с помощью браузера и службы BRAVIA Internet Video, есть возможность посещать несколько интернет-ресурсов. В настоящий момент в России доступны 18 таких ресурсов, среди них «1 канал», «Телеканал ТНТ», RuTube и YouTube.

Кроме того, служба BRAVIA Internet Widgets позволяет выбрать и загрузить на ТВ виджеты, с помощью которых можно отслеживать обновления на сайтах и загружать их на ТВ, читать сообщения, которые друзья публикуют на Twitter или Facebook, просматривать фотографии с Flickr.

Показать все, что скрыто

Как у любого явления, особенно нового и на сегодняшний день не до конца однозначного, у телевизоров с доступом в интернет есть сторонники и противники, минусы и плюсы.

Наиболее слабыми местами в текущем варианте интернет-телевизоров считают:

1.   Телебраузеры не позволят привычно кликать мышкой, открывать десятки новых вкладок сразу, скакать по ссылкам, постить комменты, и т.д.

2.   Для того, чтобы воспользоваться возможностями интернет-телевизора, необходимо скачивать приложения/виджеты, не все из которых предоставляются на бесплатной основе.

3.   Не все браузеры поддерживаются, есть существенные сложности при установке программ и виджетов. Разработчики компьютерных приложений пока не видят в пользователях интернет-телевизоров свою целевую аудиторию (за исключением, пожалуй, Apple и Google), равно как и производители самих телевизоров, поэтому получить качественную техническую поддержку не так-то просто.

4.   В телевизионных браузерах нет такого количества настроек, как в их десктопных собратьях, или, к примеру, привычных нам «по интернету» функций copy/paste, возможности скачивать файлы и т. д.

5.   На текущий момент достаточно слабо проработан вопрос зашиты от вирусов и в целом вопрос безопасности при подключению к сети.

К положительным моментам можно отнести:

1.   Несомненное удобство при работе с медиа-контентом и вообще при интернет-серфинге.

2.   В целом более дружелюбный и «клиент-ориентированный» интерфейс за счет использования милых глазу и сердцу виджетов.

3.   Расширение относительно быстрых и открытых каналов получения разнородного контента.

4.   Новые возможности для разработчиков по кастомизации приложений.

А что же дальше?

Итак, нам осталось ответить на один простой вопрос: смогут ли онлайн-телевизоры составить серьезную конкуренцию другим Интернет-терминалам? Немцы в таком случае бодро говорят «Яйн!», то есть и да, и нет.

Дело в том, что телевизоры, как и смартфоны, не столько сживают компьютерную Интернет-навигацию со свету, сколько берут на себя те задачи, которые и в самом деле давно пора бы у ПК реквизировать. Ну неудобно за монитором смотреть фотки вчетвером. И пять минут ждать загрузки компа, чтобы одним глазом взглянуть на прогноз погоды, тоже как-то странно. С другой стороны, заставить развалившегося на диване зрителя активно «работать» с Интернетом — без шансов. Если уж нужно сделать что-то серьезное, то проще собрать волю в кулак и дойти-таки до компьютера.

Уже сейчас можно смело прогнозировать, что количество виджетов будет расти лавинообразно, можно не сомневаться, ведь новые аппараты способны почти на чудо — затащить в Интернет даже тех, кто сидит перед телеком с банкой пива в руках.

Ведутся активные разработки в области осуществления видеозвонков по каналам интернет с использованием телевизионного приемника. С учетом того, что в некоторых моделях поддерживается подключение к Skype и аналогичным приложениям, такое развитие событий выглядит не столь далеким, как это может показаться на первый взгляд.

Вероятно, в скором времени, на смену неудобным пультам придет технология сенсорных интернет-телевизоров, а возможно даже технология распознавания жестов. Кстати, технология превращения обычного дисплея в сенсорный уже продемонстрирована общественности и наверняка найдет свое место и в индустрии интернет-телевидения.

Какому средству работы с контентом отдадут предпочтение пользователи – то есть мы с вами, – интернет-телевизору, погружающему нас в пучину медиа-данных всемирной паутины или интернет-телевидению, поджидающему нас в смартфоне, планшете или обычном системнике, наверное, не так уж и важно. Одно можно сказать с уверенностью: разработчики новых устройств в последнее время стали уделять особое внимание новым способам работы с контентом в повседневной жизни и наверняка в скором времени нас ожидают смелые и неожиданные инновации в этом вопросе.

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (1)
Андрей Подкин 02 мая 2012 г. 10:39  

Пользуюсь "телевизором с доступом в интернет" пару лет. Впечатления примерно такие:

  1. Твиттер, фейсбук, как и браузинг не сильно удобны. Гораздо проще достать из кармана смартфон (ну или для желающих - планшет) и воспользоваться им.
  2. Наиболее востребованы youtube и прочие сервисы по доставке видео.
  3. Чуть менее, но все же востребованы сервисы по доставке музыки.
  4. Поскольку на все сервисы специализированных клиентов не напасешься, хотелось бы иметь поддержку flash.
  5. Есть серьезные нарекания к usability. Надеюсь, что выход iTV от Apple, Ubuntu TV от Canonical и другие инициативы от компьютерно-мобильных игроков сумеют переломить и общую тенденцию на рынке ТВ.
  6. А вообще, грамотное развертывание DLNA дома может сильно уменьшить потребность в доступе телевизора именно в интернет. Пусть в интернет ходят более другие устройства, а телевизор только крутит видео и музыку (или фотки, если вдруг кому-то надо).
Сейчас обсуждают
Больше комментариев