Наверх

Эффект кривой зрелости Гартнера

Архив
Время чтения: 3 минуты
7
Эффект кривой зрелости Гартнера

Самый главный вопрос, который задают наши читатели и слушатели – уровень развития техники и технологий находится на высоком и мощном уровне, а мы до сих пор пользуемся бумажным документооборотом. Почему это происходит?

Самый главный вопрос, который задают наши читатели и слушатели – уровень развития техники и технологий находится на высоком и мощном уровне, а мы до сих пор пользуемся бумажным документооборотом. Почему это происходит?

Уважаемые мною эксперты считают наоборот: мы слишком быстро переходим на электронный документооборот и зачастую безосновательно отказываемся от бумаги. И я в большей степени с ними соглашаюсь в этом. Развитие и распространение технологий происходит неравномерно, особенно на начальном этапе. Как это не прискорбно звучит, но многие технологии и идеи следуют кривой зрелости Гартнера (Gartner hype cycle). Напомню: сначала идет неоправданный рост ожиданий, потом пузырь лопается, и только после того, как страсти улягутся, происходит эволюционное развитие технологии, разбавляемое время от времени большими и малыми революциями.

Очень не хотелось бы, чтобы рост распространенности электронных документов не стал очередным пузырем. Тем более, что есть определенные риски. Например, трудовой кодекс позволяет заключать с дистанционным работником трудовой договор в электронной форме. При этом трудовой кодекс говорит о необходимости использования квалифицированной усиленной электронной подписи. Как известно, кадровые документы имеют длительные сроки хранения – до 75 лет. Вопрос: смогут ли наши потомки через 60-70 лет прочитать создаваемые нами электронные документы, и смогут ли проверить валидность электронной подписи? Для того, чтобы это все получилось, необходимо предпринять ряд организационно-технических мер. Кто должен, а главное, сможет этим заняться – вопрос пока открытый.

Также стремительная «электронизация» происходит в сфере межведомственного взаимодействия и электронного правительства. Государственные органы испытывают жесткий прессинг со стороны высшей власти, над ними висит дамоклов меч установленных сроков. Есть риск, что при такой бурной электронизации некоторые проблемы уйдут в тень, или их решение будет оставлено «на потом».

Есть еще один момент, о котором стоит упомянуть. Передать обращение в государственные органы в электронном виде быстрее, да и зачастую проще, чем в виде бумажного документа. По крайней мере, удастся сэкономить на визите в госорган или почтовых расходах. Это провоцирует обвальный рост количества обращений. Учитывая, что для обращений и жалоб установлены определенные сроки (к слову, эти сроки могут быть различны для разных категорий обращений), растет нагрузка на госорган. Усугубляет ситуацию то, что одновременно пытаются проводить сокращение численности сотрудников. Как налогоплательщика, меня радует факт, что количество чиновников становится меньше. Но как человек, имеющий определенное отношение к электронному документообороту, я понимаю, что может страдать качество госуслуг.

Надеюсь, что мне еще далеко до возраста, когда человек становится упрямым ретроградом и начинает напирать на свою «олдскульность», но, пор моему мнению, глубинное знание и понимание проблем, умение прогнозировать и минимизировать риски, стратегическое планирование являются признаком зрелости проекта и проектной команды.

С другой стороны, для ряда задач и проблем решение начинают появляться и придумываться только сейчас. Я бы сказал, что происходит коллективное накопление знаний и опыта в части использования электронных документов. Причем зачастую и традиционным путем – методом проб и ошибок.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 7

Это провоцирует обвальный рост количества обращений.

Да ладно?!

Вот живой пример: зимой возле моего дома не чистили дорогу, очень тяжело было проехать на машине. Юрист разместил на сайте дома образец заявления и указал адрес для обращения. Из всего дома (>220 квартир) заявление написали 2 (прописью: два) человека, остальные продолжили жаловаться сами себе на форуме.

Немного сумбурно написано, но основная мысль статьи очень глубока и верна по сути. Поставил пять.

Напомню: сначала идет неоправданный рост ожиданий, потом пузырь лопается, и только после того, как страсти улягутся, происходит эволюционное развитие технологии, разбавляемое время от времени большими и малыми революциями.

Согласен. Вообще считаю, что наибольший риск при внедрению систем управления документами - риск неоправданных ожиданий, тот самый мыльный пузырь про который пишет автор. Руководители скрепя сердцем выделяют бюджет  и тут же ждут потрясающих результатов в виде мгновенного повышения исполнительской дисциплины. Хорошо, если у кого-то возникнет понимание, что таких результатов вообще не бывает сразу, а то ведь могут и на систему все свалить :).

Да ладно?!

Андрей, я - тому пример! С появлением возможности электронных обращений заставляю местную власть ремонтировать дороги рядом с домом :)

Немного сумбурно написано, но основная мысль статьи очень глубока и верна по сути. Поставил пять.

Александр, спасибо! Это было интервью, не запись блога, поэтому получилось сумбурно. Как там в песне "мои мысли - мои скакуны" :)

и тут же ждут потрясающих результатов в виде мгновенного повышения исполнительской дисциплины

Что самое интересное, ждут, что эффект сам собой появится, без усилий со стороны руководства и коллектива. Большинство современных корпоративных информационных систем помогают организовать работу, а не выполняют за работника ряд действий. Например, чтобы повысить исполнительскую дисциплину, нужно создать в ECM-системе задание, поставить наблюдателем руководителя, проконтролировать. То есть, в отличие от "неавтоматизированного" варианта, придется совершить ряд дополнительных действий. Что мало походит на "чудо", может спровоцировать разочарование, недовольство и даже саботаж.

Андрей, я - тому пример! С появлением возможности электронных обращений заставляю местную власть ремонтировать дороги рядом с домом :)

Сергей, у меня есть сильное подозрение, что ты попадаешь в те же два человека из всего дома, что и я ;-)

Сергей, у меня есть сильное подозрение, что ты попадаешь в те же два человека из всего дома, что и я ;-)

Сейчас два человека, через полгода их будет пять :)

Электронные средства не только упрощают обращение в государственные структуры, но и заставляют их оперативней работать, т.к. деятельность становится прозрачней.

Сейчас два человека, через полгода их будет пять :)

Именно так. Т.е. очевидно, что есть рост числа обращений, но называть его обвальным я бы не рискнул (у меня нет ни одной цифры, которая позволила бы сделать такой вывод).

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь