Наверх

Есть ли в России интеллектуальное ПО для обработки корпоративного контента

Время чтения: 7 минут
0
Есть ли в России интеллектуальное ПО для обработки корпоративного контента

В России есть системы и сервисы на базе искусственного интеллекта, которые умеют работать на уровне человека. За бухгалтеров они обрабатывают первичные документы, за секретарей и делопроизводителей — входящие письма и перенаправляют их ответственным, за юристов — сравнивают версии договоров и находят риски.

А на что еще способен отечественный искусственный интеллект? Насколько глубоко российские ИТ-компании ушли в разработку ИИ-продуктов? За какой период бизнес сможет окупить деньги, потраченные на приобретение и внедрение интеллектуального ПО? На эти и другие вопросы ответили эксперты по ИИ в компании Directum.

Дефицит интеллектуального ПО для обработки корпоративного контента

За 2020–2023 гг. в Единый реестр отечественного ПО внесли более 14 тыс. записей о программных продуктах. Больше тысячи из них впоследствии по разным причинам исключили. В 2023 г. в реестре обновились правила, и стало возможно указывать, что программное обеспечение относится к сфере искусственного интеллекта.

На графике видно, насколько мала прослойка интеллектуального ПО:

Счетчик ПО 2020–2023 гг. (источник: reestr.digital.gov.ru)

По последним подсчетам, сегмент интеллектуального ПО, зарегистрированного в реестре, составляет всего 0,8% от общего количества программных продуктов. Если говорить о еще более узкой нише — интеллектуальных сервисах по обработке корпоративного контента, то по оценке экспертов Directum, здесь цифра будет в несколько раз меньше. Плюс половина из них это стартапы, учитывающие потребности небольших компаний.

Между тем аппетиты крупного отечественного бизнеса растут: увеличивается объем корпоративного контента, который кто-то должен обрабатывать. А перекладывать этот рутинный труд только на плечи сотрудников нерационально. Таким образом, назревает вопрос — какое ПО для этих целей использовать?

Два типа интеллектуальных систем: какую внедрять крупному бизнесу?

СЭД, ECM, BPM-системы, которые присутствуют на российском рынке, в разном виде поддерживают искусственный интеллект. Выделим два типа:

  1. Системы, интегрированные сразу с несколькими сторонними ИИ-сервисами. Например, за распознавание документов отвечает одно решение, за извлечение данных — другое и т. д.
  2. Системы со встроенным искусственным интеллектом.

Еще есть ПО, которое не поддерживает какие-либо интеллектуальные функции, но оно не попало в нашу выборку.

Что компаниям выгоднее внедрять — программный продукт с уже встроенным ИИ или систему, интегрированную с несколькими «умными» сервисами? Ответить на этот вопрос поможет таблица.

Сравнение двух типов ИИ-систем по восьми параметрам

Когда компания сможет окупить расходы на внедрение ИИ-системы

Интеллектуальное ПО — инвестиция не из дешевых. Эксперты департамента интеллектуальных решений Directum подсчитали, за какой период компании смогут окупить средства, потраченные на приобретение «умной» системы. Как видите, чем больше документов, тем дороже стоимость проекта, но и быстрее возврат инвестиций.

Сроки окупаемости интеллектуальной системы

Интеллектуальная система не только начинает окупать себя с первых же дней эксплуатации. Чем раньше компания внедрит ИИ, тем быстрее начнет создавать себе так называемую подушку безопасности. Например, защитит себя от риска человеческих ошибок, которые могут привести к штрафам и неустойкам.

Есть и косвенные выгоды использования интеллектуальной системы. Если объем документооборота растет от года к году, вместо найма новых специалистов поможет ИИ. Он одинаково быстро обрабатывает 100, 1000 или 20 000 документов. При этом стоимость владения им не изменится, а количество ошибок сократится.

Что умеет Directum RX Intelligence — система со встроенным искусственным интеллектом

ИТ-компания Directum в числе первых российских вендоров встроила искусственный интеллект в «коробку» своего флагманского продукта. Новый вариант поставки Directum RX Intelligence вышел на рынок в 2022 году. Его отличительная особенность от других вариантов в том, что здесь на всех этапах обработки текстовой информации используется ИИ. В Едином реестре российского ПО (запись 4499) указано, что программное обеспечение относится к сфере искусственного интеллекта.

По сути, интеллектуальная система — это виртуальный помощник, который помогает сотрудникам в однотипных и трудоемких операциях по обработке корпоративного контента (договоров, первички, финансовых документов, корреспонденции и т. д.).

Что делает Directum RX Intelligence:

  • извлекает текстовый слой из документов;
  • классифицирует: определяет вид документа, тип хозяйственной операции и т. д.;
  • извлекает значимые факты и реквизиты (наименования контрагентов, организаций, подписывающих сотрудников, адресатов);
  • выявляет расхождения при сравнении документов разных форматов (например, doc и pdf);
  • фоново индексирует документы (чаще всего это скан-копии) без текстового слоя и делает их доступными для дальнейшего полнотекстового поиска.

Каждый день система работает с новыми данными, на их основе интеллектуальные механизмы автоматически дообучаются. Это улучшает точность классификации документов и извлечения фактов.

Игорь Беляк

руководитель департамента интеллектуальных решений компании Directum

«Это не всё, на что способен Directum RX Intelligence. Дополнительно в рамках заказной разработки можно научить интеллектуальные механизмы определять ответственных исполнителей по содержанию документа и инициировать задачи по определенным маршрутам, анализировать эффективность бизнес-процессов, находить наиболее трудозатратные этапы и перегруженных сотрудников»

Что будет с ИИ дальше

Игорь Беляк выделяет несколько направлений, над которыми команда Directum будет работать в ближайшие 2-3 года. Среди них — цифровые ассистенты сотрудников, самообучаемость системы, генеративные модели:

«Directum RX Intelligence уже сейчас выполняет роль цифрового ассистента — заносит документы в систему, извлекает реквизиты, заполняет карточки. Но для нашей системы это уже типовые процессы. Мы планируем выйти за их рамки. Представьте, что ИИ-ассистент будет сам формировать черновик документа и вставлять его в задачу. Пользователю останется только ознакомиться с информацией, при необходимости скорректировать ее и выполнить задачу. Мы с командой уже протестировали собственные локальные генеративные модели и вскоре представим их миру».

Интерес к технологиям искусственного интеллекта будет расти, и во многом — с подачи государства. Компании, которые внедряют программное обеспечение на базе ИИ, могут рассчитывать на определенные налоговые льготы и субсидии. А часть предприятий с 2024 года и вовсе обяжут использовать «умные» системы.

Источник: itweek.ru

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь