Что такое BYOD и насколько она эффективна в организациях?
BYOD (bring your own device, принеси собственное устройство) - термин, описывающий ситуацию, когда сотрудник организации вместо корпоративного компьютера использует для работы собственное устройство, будь то его личный ноутбук или даже смартфон.
В современной организации рабочие места многих сотрудников перестают быть статичными. На сегодняшний день, когда можно подключаться к различным облачным сервисам и использовать возможности своего устройства для выполнения рабочих операций, буквально держа в руках телефон, а ассортимент устройств стал поистине колоссальным, для сотрудника иногда стоящий на его столе компьютер не имеет ценности. Имея возможность выполнять те же рабочие задачи, но с помощью своего личного устройства сотрудник, как показывает практика, будет стремиться это делать. Задача IT-службы в компании - обеспечить ему такую.
BYOD (bring your own device, принеси собственное устройство) - термин, описывающий ситуацию, когда сотрудник организации вместо корпоративного компьютера использует для работы собственное устройство, будь то его личный ноутбук, планшет или, в предельных случаях, даже смартфон. Термин BYOD появился достаточно давно (как минимум с 2004 года). Тем не менее, взрывную популярность эта идея обрела сравнительно недавно и в основном за счёт активности поставщиков IT-услуг и стремительного развития функционала и разнообразия облачных сервисов.
Возникает вопрос об эффективности реализации BYOD на предприятии.
● Действительно ли сотрудник ведёт деловую активность или битый час смотрит ленту в социальной сети?
● Как контролировать его эффективность, если он волен сам выбирать часто не только устройство и окружение, настроенное на нём, но и даже своё географическое положение?
● Как обеспечить безопасность корпоративной сети, к которой сотрудник подключает своё личное устройство, которое вполне могло подхватить вирус на просторах интернета?
Решением этого вопроса озадачены многие: кто-то предлагает насильственно вводить различные ограничения, допуская к использованию предложенные устройства, на которые установлен предложенный набор ПО и т.д.; кто-то говорит о том, что устройства должны обслуживаться компанией, а в некоторых случаях компания сама покупает их, но тогда теряется идея BYOD.
Эффективность, как ни странно, достигается не строгими ограничениями, а максимально гибким управлением на уровне человеческих отношений. Представьте, что завтра утром вы приходите в офис со своим устройством, и на него тут же устанавливают допустимое ПО и удаляют недопустимое, и берут под контроль все операции, которые вы выполняете на своём устройстве. Понравится вам такой подход? Вряд ли. И это будет сигналом о том, что стратегия BYOD на предприятии близка к провалу.
Но BYOD может быть эффективной. Достаточно обеспечить круглосуточный безопасный доступ к корпоративным ресурсам, сконцентрироваться на защите информации и поддержании продуктивности сотрудников. Классические ограничения постепенно показывают свою несостоятельность в современном мире и уступают место более мобильным и гибким решениям, пусть и пока ещё пугающим, как когда-то лошади уступили место автомобилям. Показательна инициатива таких компаний как Cisco, которые лишь опосредованно относятся к IT-обстановке предприятия, - тем не менее, даже поставщики сетевого оборудования предлагают решения для BYOD - пожалуй, это ещё один аргумент в пользу данной стратегии.
Очевидно, чтобы обеспечить максимальную эффективность, нужно курировать процесс на многих уровнях. Устройства должны быть удобными, а не первыми попавшимися под руку; компетенций сотрудника должно быть достаточно для использования своего устройства как минимум так же эффективно, как рабочего компьютера; а взаимодействие между сотрудниками должно быть обеспечено безопасными и быстрыми инструментами.
BYOD - не финал, а лишь концепция, переходная форма между классическим неподвижным компьютером на рабочем столе и неким новым подходом к организации работы с целью обеспечить максимальный комфорт и продуктивность сотрудника, дав ему возможность работать там, тогда и таким образом, как он хочет. |
Наконец, отдельный вопрос - расходуются ли более эффективно средства компании, если она переходит на BYOD-методику? Краткосрочная экономия в виде отсутствующих на столах сотрудников компьютеров в действительности незначительна. Потенциально долгосрочные расходы на обслуживание IT-инфраструктуры, построенной на основе BYOD, могут превышать таковые для классического варианта. Это обусловлено многими факторами, например, необходимостью поддержки парка совершенно разных устройств и необходимостью непрерывного обеспечения информационной безопасности. Но если эта цена сопоставима с выгодой, которую даст рост эффективности сотрудников, чем это не основание для смены устаревающих принципов на новые, набирающие популярность?
Источник: Журнал "Современные технологии делопроизводства и документооборота"
Комментарии 1
Что-то тут в концепции не в порядке.
Да ладно?! Если у сотрудника нормальный рабочий компьютер, почему он откажется его не использовать? Конечно, если поставить человеку нечто тормозное с монитором, от которого болят глаза, то он предпочтет использовать свой iPad, но в этом случае проблема явно не в противостоянии свой-чужой.
Опять же, причем здесь BYOD? Сотрудник и c рабочего места отлично просаживает все время в социалочках. А тотальный контроль, не позволяющий ему скрыть этого, мало где используется.
Географическое положение - тоже не проблема BYOD. Выдайте сотруднику корпоративный ноутбук и разрешите работать из дома. Есть проблема с географическим положением? Да. А есть здесь BYOD? Нет, конечно.
В общем, довольно странные посылки и соответствущие выводы. Надо, наверное, обсуждать гораздо более конкретные вещи, чтобы делать заключение об эффективности BYOD.