Добавить в закладки могут только зарегистрированные пользователи.
Использование интегрированного решения СЭД + ERP 

Сергей Бушмелев29 марта 2013 г. 14:52

Вопрос читателя: В случае использования интегрированного решения СЭД+ЕRP действительно ли есть риск невозможности доработки одной системы из-за ограниченных возможностей другой? Тогда какой смысл внедрения и интеграции, если при этом нельзя использовать полный функционал?

 

При интеграции нескольких систем не ставится задача управлять объектами или данными одной системы из другой. Обычно системы интегрируют, чтобы использовать общие данные, исключить двойной ввод данных, получить возможность взглянуть на операцию «с точки зрения» нескольких систем и т.п.

Например, из ERP-системы можно будет обратиться к образам документов, хранимых в ECM. Или при исполнении бизнес-процесса получить данные, которые хранятся в ERP-системе.

Интеграция может быть налажена между отдельными системами, а в случае если таким образом интегрируются более двух систем, шлюзов может быть несколько. Другой вариант – использование универсальной корпоративной шины сервисов данных и управления (ESB). Если система не поддерживает расширения, невозможно произвести доработку, загрузить, выгрузить или получить прямой доступ к данным – интеграция с ней будет невозможна. Обычно, это legacy-системы (буквально «доставшиеся в наследство») - доживающие свой век продукты, которые уже не развиваются, а только эксплуатируются. Чаще всего приложение можно доработать или получить доступ к данным: таким образом обеспечивается возможность интеграции. Разумеется, оценивая возможность интеграции систем, нужно оценить и соотнести все выгоды и затраты.

Задача интеграции ERP и ECM систем не возникает на пустом месте - это требуется в процессе автоматизации определенных бизнес-процессов компании.

Как правило, эти бизнес-процессы включают документы - например, процесс согласования счета, заявки или контракта, процесс одобрения кредитной заявки и т.п.

Вариантов взаимодействия систем существует масса, приведу примеры лишь двух из них.

Большинство ERP-систем может работать только с данными, но не с документами, тогда как ECM-системы изначально предназначены для хранения документов. Поэтому первый сценарий – это доступ из ERP-системы к образам документов, которые хранятся в ECM-системе.

Например, при обработке накладной в ERP-системе требуется доступ к ее скан-образу, который может содержать рукописные правки и отметки. С такой задачей постоянно сталкиваются дистрибьюторы, которые организуют массовый развоз товаров по торговым точкам. В случаи выявления брака, недостачи или пересортицы соответствующие отметки производятся в бумажной накладной. Если обработка накладных централизована и территориально производится в другом месте, выходом из ситуации может стать потоковое сканирование накладных в ECM-систему. Интеграция систем позволит связать данные в ERP-системе с образом документа, который хранится в ECM-системе. Бухгалтер, обрабатывающий накладные, получает доступ к необходимой информации (отметки и исправления) и сможет скорректировать данные в ERP-системе.

Другой сценарий интеграции систем в чем-то является зеркальным первому – это организация доступа к данным ERP-системы из ECM-приложения.

Например, в процессе согласования договора для принятия решения может потребоваться информация о результате выполнения предыдущих соглашений, информация о транзакциях между контрагентами, состоянии складских запасов и т.п. Интеграция систем позволит включить в бизнес-процесс ссылки на объекты в ERP-системе (карточки, отчеты, реестры и т.п.), что значительно упростит работу сотрудников, согласующих документ. Есть и другой вариант данного сценария, когда при согласовании счета финансовый контролер обращается к системе бюджетирования, чтобы определить, позволяет ли запланированный бюджет оплатить заявку или, наоборот, все лимиты выбраны. Как видите, примеров привести можно множество.

В приведенных сценариях ECM-система может выступать и как техническое средство управления бизнес-процессами, то есть взять на себя функции BPM (Business Process Management).

BPM-движок, или механизм оркестровки бизнес-процессами, у нее уже есть: необходимо будет разработать коннекторы (механизмы интеграции) к другим системам. Например, коннектор к выбранной ERP-системе.

Другой вариант - ECM-система выступает в роли сервиса. В нашем случае это первый приведенный сценарий, когда пользователь из ERP-системы получает доступ к образу документа. ECM-система предоставляет доступ к документам, то есть выступает в роли репозитория документов. Данный сценарий становится очень популярным, и производители ECM-систем разработали стандарт на интерфейс доступа к онлайн репозиторию документов – CMIS.

CMIS предлагает стандартный и универсальный механизм доступа к документам и целым классам документов через веб-сервисы, то есть через Интернет. Таким образом, при наличии прав можно получить доступ к документам, физически находящемся в другом городе или даже другой стране. Что, впрочем, является вполне обыденной практикой для транснациональных компаний.

Разумеется, полет мысли автоматизаторов бизнес-процессов ограничивается интеграционными возможностями систем. Систем, с которыми невозможна никакая интеграция, становится все меньше – обычно, это уже упомянутые нами выше legacy-системы

Если приложение поддерживает расширение, его можно доработать, чтобы оно обращалось к внешним данным, импортировало или, наоборот, экспортировало данные. Многие современные приложения имеют интерфейс программного доступа (API), который позволяет обращаться к объектам системы. Если такой возможности нет, но есть знания, как организовано хранение данных внутри системы, создается внешнее приложение, которое напрямую обращается к данным системы.

Таким образом, говорить о бессмысленности интеграции не стоит. В каждом случае необходимо определить, какая интеграция требуется, что возможно сделать и каковы будут затраты. А плюсов интеграция систем может принести немало, и приведенные примеры наглядно доказывают это.

Словарь

BPM-системы (англ. Business Process Management) – системы управления бизнес-процессами организации.

ERP (англ. Enterprise Resource Planning– планирование ресурсов предприятия) – набор

интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.

API (англ. application programming interface– интерфейс программирования приложений) – это интерфейс прикладного программирования для интеграции одного программного

обеспечения с другим.

CMIS (англ. Content Management Interoperability Services– сервисы взаимодействия при управлении контентом) – пакет стандартов, состоящий из набора веб-сервисов для совместного использования информации, хранимой в не связанных между собой хранилищах контента.

Сервисная шина предприятия (англ. enterprise service bus, ESB) – связующее программное обеспечение, обеспечивающее централизованный и унифицированный обмен сообщениями между различными информационными системами. Основной принцип сервисной шины – обмен сообщениями между различными системами через единую точку, в которой при необходимости обеспечиваются контроль, преобразование данных, сохранность сообщений. Все настройки обработки и передачи сообщений предполагаются также сконцентрированными в единой точке, таким образом, при замене какой-либо информационной системы, подключенной к шине, нет необходимости в перенастройке остальных систем.

DSS Consulting – компания, оказывающая услуги в сфере управленческого и ИТ-консультирования, представлена на рынке консультирования с 2003 года и уже в течение нескольких лет проводит независимый мониторинг российского рынка информационных систем и выпускает аналитические обзоры на актуальные темы.

 


Тип: Записи блогов

 (3,96 - оценили 1 чел.)

Комментарии
  • Сохранить комментарий
  • Цитировать выделенное
  • Предпросмотр