Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Информационная безопаснось в ECM

История авторского права – часть 1

  0 комментариев Добавить в закладки

Давно уже меня беспокоило, что про SAM на русском языке нет практически ничего, поэтому не так давно у меня родилась идея написать книгу: практическое руководство по управлению программными активами. И идея реализовалась: первая вводная часть готова полностью, вторая по лицензированию – оформляется, третья по вопросам SAM – готова на 90%. Часть содержимого я решил продублировать в блоге. Начну, пожалуй, с истории…

Результаты интеллектуальной деятельности человека всегда использовались для создания и преумножения капитала. Издревле технологии производства пытались сохранить в секрете, т.к. они представляли интерес и приносили прибыль только до тех пор, пока были известны ограниченному кругу лиц. Например, в 1291 году руководство венецианской республики приказало стеклодувам, знающим секрет производства знаменитого венецианского стекла, переехать на остров Мурано. В течение нескольких сотен лет стеклодувам было запрещено покидать этот остров. Таким образом, охранялся секрет производства. Хотя этот метод и оказался достаточно эффективным, он сопряжен с большими расходами, а также риском утраты знаний.

Интеллектуальная собственность и авторское право

Понятие «интеллектуальная собственность» возникло достаточно недавно. Первой предпосылкой для его появления послужило изобретение печатного станка немецким ювелиром Йоханном Гутенбергом приблизительно в 1439 году. Отдавая дань истории, надо отметить, что печать была известна и до этого. Известно, что в Китае в VII веке, в Европе в XIV веке для печати применялась ксилография – печать посредством прижимания отдельных листов к деревянным печатным формам с вырезанными на них символами. Но такая технология не позволяла печатать сколь-нибудь большие тиражи, к тому же сам процесс печати был дорог и трудоемок.

Печать наборными литерами стала впервые применяться в XI веке в Китае, но только печатный станок Гутенберга сделал печать больших тиражей действительно массовым и недорогим производством. Книги, которые до этого существовали в единичных экземплярах, были дороги и доступны только избранным, стали тиражироваться и распространяться. «Это искусство искусств, наука наук. Его чрезвычайная продуктивность позволила вызволить из мрака сокровища знаний и мудрости, чтобы обогатить и просветить мир» писал в 1474 г. в своей хронике немецкий писатель Вернер Ролевинк о книгопечатании.

Но, вместе с тем, книгопечатание имело и негативный эффект. Автор тратил значительные ресурсы на написание книги и создание первого экземпляра, издатель – на проверку и корректировку текста, изготовление легального тиража, рекламу. Недобросовестный же издатель мог напечатать дополнительный тираж, затратив минимальные усилия и получив неплохую прибыль. Такие нелегальные тиражи наносили серьезные убытки издателям и авторам, а иногда и моральный ущерб, когда недобросовестный издатель вносил некоторые правки в оригинальный текст от имени автора или вообще выдавал произведение за свое.

Сначала издатели для защиты своих интересов стали требовать у правителей грамоты (или, как в королевской Англии, привилегии), которые фактически давали им эксклюзивные права на печать, но без узаконенных юридических механизмов такие грамоты не были эффективны.

Первые серьезные попытки регулирования прав издателей были предприняты в Англии в XVI веке, когда лондонской гильдии Worshipful Company of Stationers and Newspaper Makers (чаще называемой просто Stationers Company) была пожалована королевская хартия, что сделало гильдию монополистом на рынке книгопечатания. Для издания книги член гильдии должен был получить право на печать, при этом все остальные члены гильдии автоматически теряли право на печать. Именно тогда появился термин copyright (англ. copy – воспроизведение, right – право).

В начале XVIII века гильдия потеряла свое влияние. В Соединенном королевстве, объединившим Англию и Шотландию, возникло большое число споров между издателями, в основном между шотландскими и английскими. Ситуация требовала королевского вмешательства и в 1709 году королева Анна издает первый законодательный акт в области авторского права. Этот документ был назван статусом королевы Анны. Он определил принципы авторского права на целые 300 лет вперед в США, Англии и других Европейских странах!

Статус королевы Анны вводил платную регистрацию произведения, без которой произведение считалось общественным достоянием и не охранялось законом. Для зарегистрированных произведений действовала защита (эксклюзивное право на печать) в течение 14 лет с возможностью однократного продления срока защиты еще на 14 лет. По истечении этого срока произведение становилось общественным достоянием. Кроме того, вводилось обязательство по передаче экземпляров регистрируемых произведений в королевские библиотеки.

Также статус Анны вводил антимонопольный механизм, который позволял в судебном порядке оспорить стоимость напечатанного произведения в случае подозрения, что эта стоимость завышена благодаря исключительному праву на печать, возникшему после регистрации произведения.

 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев