Добавить в закладки могут только зарегистрированные пользователи.
Медиа-пиратство в России: почему? 

Ольга Ситникова17 марта 2011 г. 08:37

Ни для кого не секрет, что в России множество людей не ходит в кинотеатры, поскольку можно же «с торрента скачать; сегодня, правда, только CamRip или TS-ку, недельку подожду – будет в DVD-качестве», а кто-то просто смотрит фильмы в социальных сетях. Музыкальные альбомы покупают только избранные, поскольку «можно же с торрента скачать хоть в mp3, хоть в lossless-формате», а кто-то просто слушает музыку в социальных сетях. Лицензионные диски с играми покупают только супер-фанаты, которым подождать недельку до «скачать с торрента» подобно смерти. ПО отнесём туда же: наверное, очень немногие из россиян подсчитывают свои доходы / расходы в  лицензионном Excel-е.

Почему так? Разобраться попробовал автор недавно опубликованной статьи Media Piracy in Emerging Economies («Медиа-пиратство в странах с развивающейся экономикой») Джо Караганис. В ходе своего исследования (более 400 страниц) он выделил следующие основные причины того, что пираты попросту захватили медиа-рынок стран с развивающейся экономикой (среди которых он выделяет, главным образом, страны БРИК и ЮАР).

Вот эти причины:

1. Завышенные цены. В странах с развивающейся экономикой население имеет довольно низкие доходы, поэтому нам кажется, что медиа-продукты слишком дорогие. Действительно, чтобы купить диск с фильмом, музыкальным альбомом, игрой или ПО, житель страны БРИК платит в 5 – 10 раз больший процент своего дохода, чем житель Европы или США. Рынок легальной медиа-продукции, как следствие отсутствия спроса на нём, не растёт и особо не развивается (не так, во всяком случае, как на Западе).

2. Слишком крутые конкуренты. Чтобы цены на легальную медиа-продукцию стали ниже, необходимо наличие нескольких сильных отечественных компаний, которые бы совместно заняли внутренний медиа-рынок и конкурировали друг с другом за клиентов, предоставляя им всё более и более выгодные условия приобретения лицензионной медиа-продукции. Пока таких компаний нет. А тем, которые есть, приходится конкурировать с гигантскими западными корпорациями, которые давно заняли мировой рынок и не собираются сдавать позиций. Такую конкуренцию преодолеть крайне сложно.

3. Отсутствие культуры в отношении медиа-рынка. У жителей стран с развивающейся экономикой нет представления о том, что слушать музыку из социальной сети – это кража, ставить нелицензионный word– тоже кража. А если такое представление и есть, то нет барьера в виде неизбежности наказания. По пальцам можно пересчитать иски в отношении частных лиц за нелегальное использование медиа-продуктов (буквально в январе этого года впервые было возбуждено уголовное дело против пользователя социальной сети, который разместил на своей страничке не принадлежащие ему аудиозаписи).

4. Сложно дать закону реальную силу. Автор статьи утверждает, что в странах с развивающейся экономикой, фирмы, занявшие рынок, предлагают множество законопроектов, которые бы сделали пиратство в отношении медиа-контента серьёзным преступлением, однако, их попытки разбиваются о нежелание правительства принимать такие законы, о бюрократию и всё прочее. Здесь у меня лично нет мнения, возможно, это действительно так.

Вот так, не без помощи автора статьи, мы разобрались, почему у нас так много медиа-пиратов. От себя добавлю ещё одну причину, которую автор упустил, возможно, потому, что она касается национальных особенностей русского человека: дух коллективизма. Он заключается в простом слогане: «Посмотрел фильм сам – дай посмотреть другу». Мы хотим делиться с ближними и помогать им (в отличие от западных людей, в которых слишком силён дух индивидуализма, он же «моё, моё, никому не дам»).

Напоследок хочется сказать, что, скорее всего, быстро разобраться с перечисленными выше причинами не получится, поскольку, в частности, пока у нас нет крупных медиа-компаний, которые бы предложили разумные цены на свои продукты, а правительство не спешит адаптироваться под изменяющиеся условия жизни. Но с чем-то мы справиться всё-таки можем! Стоит только начать с себя. Например, на моей страничке в социальной сети нет аудиозаписей =)


Тип: Записи блогов

 (4,18 - оценили 11 чел.)

Комментарии
  • Сохранить комментарий
  • Цитировать выделенное
  • Предпросмотр