Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
События и новости

Межкорпоративный ЭДО как часть цифровой стратегии. По следам Digital Enterprise Forum

  0 комментариев Добавить в закладки

На прошлой неделе Digital Enterprise Forum должен был расширить и развить идеи предшественника Docflow. Отчасти это получилось: пленарное заседание ввело в рабочее пространство мероприятия футуристические термины "agile", "цифровая революция", "дигитализация", "цифровая стратегия". Но стоило посетителям пленарки выйти из конференц-зала к стендам и другим секциям, как сразу стало понятно - наполнение старого доброго Docflow никуда не делось. Но не буду останавливаться на описании мероприятия, тем более, что это уже сделано коллегами (см. Тот же Docflow только Digital).

Сразу скажу: я посещал мероприятие для того, чтобы посмотреть на отраслевые успехи в области межкорпоративного обмена. Казалось, что слово "digital" в названии должно хоть как-то привлечь практику обмена данными на макроуровне. Однако при первоначальном знакомстве с программой меня ждало разочарование. Во-первых, большинство операторов ЭДО проигнорировали форум - по факту чистый сервис обмена электронными документами показывали только на стенде DIRECTUM (сервис Synerdocs). Во-вторых, тематика основной массы стендов и докладов так или иначе была связана с работой с бумажными документами. Это удивило больше всего: тут в соседнем зале про диджитал и Big Data, а здесь у нас все еще сканирование. В-третьих, в некоторых докладах рассказывали о проектах, которые скорее были "заплаткой" для проблемы с бумагой, нежели ее решением. Сервисным компаниям вместо сканирования бумажных договоров и заявок давно пора уже полностью дигитализировать процессы подключения к услугам - это неформализованные документы и ничего не мешает работать с ними в цифре. 

На самом же деле, тема была скрыта глубже. Сама по себе функциональность межкорпоративного ЭДО слишком узка для DigEn Forum, но как часть комплексного решения задач документооборота - вполне подходит. Еще на пленарке эксперты говорили, что корпоративная цифровая среда уже не апеллирует к базовым понятиям функциональности. Важнее не то, что конкретно умеет система, а то, как она может решать задачу бизнеса. ЭДО - это один из доступных инструментов. 

Как минимум в двух практических докладах сервисы ЭДО всплыли, как часть комплексного проекта автоматизации работы  с документами. Доклад представителей Synerdocs и Nokian Tyres - как по учебнику - продемонстрировал движение от СЭД к ЭДО. Именно эволюцию: в компании сначала в электронный вид перешли договоры с претензиями, а потом и первичка, обмен которой происходит через операторов ЭДО. А кейс PSA Peugeot Citroën вообще уникальный: здесь сначала перешли на межкорпоративный обмен электронными документами, а потом начали внедрять внутренний.

Обе истории наглядно показывают, что процессы работы с некоторыми документами (договоры, заявки) неизбежно выходят за пределы корпоративных информационных систем. Следовательно, средства обмена становятся необходимыми всегда, когда мы говорим про выстраивание полноценного взаимодействия с контрагентами. Если раньше мы наблюдали, как межкорпоративный ЭДО "вытягивают" счета-фактуры, то уже сейчас на их место приходят совсем другие документы. И это очень интересно.

Межкорпоративный ЭДО виден всегда, если взглянуть на проект "сверху". Это часть цифровой стратегии и логическое продолжение любой истории, прозвучавшей на Digital Enterprise Forum. А вот если бы я сел писать этот текст сразу после мероприятия, я бы ругался - "Как это центральное отраслевое мероприятие обходит стороной тему межкорпоративного обмена электронными документами?!"

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Роман Гудков 17 января 2017 г. 10:10  
Недостающие документы, необходимые для заключения договора, можно представить в электронной форме, прибегнув к помощи нотариуса.

Ульяна, а можно ли таким образом оформить карточку с образцами подписей? Или в карточке должна быть только собственноручная "живая" подпись? 

Вадим Майшев 16 января 2017 г. 11:27  

Не особо авторы/журналисты утруждают себя использовать правильные термины: тут и "стоимость ЭЦП" - ЭЦП уж 5 лет по закону нет, да и ЭЦП "не продается" (УЦ продают сертификаты).

Никто еще не видел в природе живьем простую электронную подпись, а будто бы только она "устраняет ограничения на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме" :-)

А проблема в том, что граждане вынуждены оформлять дорогостоящую электронно-цифровую подпись, чтобы обжаловать постановления в электронном виде.

Кто решил, что она дорогостоящая? В сравнении с чем? В государстве нет ничего бесплатного! Давно были у нотариуса/врача/... или оплачивали пошлины за "услуги" государства, живущего на деньги налогоплательщиков? И никто (пока) не запрещает использовать неэлектронные варианты взаимодействия!

Александр Валеев 16 января 2017 г. 08:22  
«Большинство услуг и сервисов на портале требуют только простой электронной подписи, однако некоторые услуги, действительно, нужно подписывать квалифицированной электронной подписью. На сегодняшний день это необходимая технология, и она продолжит действовать», — заявил замглавы Минкомсвязи России Алексей Козырев. На сайте Минкомсвязи приведен весь список госуслуг, для которых нужна ЭЦП (XLSX,  187,5 КБ).

Многие опубликовали новость о госуслугах. Но о том, понадобится ли еще КЭП, только здесь. Спасибо

Больше комментариев