Запросы на естественном языке (NLQA) в ECM. Оно нам надо?
Запросы на естественном языке (NLQA) в ECM. Оно нам надо?
По мнению Gartner, NLQA (система вопросов-ответов на естественном языке) находится на пике своей технологической актуальности. Это связанно с наличием «умных машин» с искусственным интеллектом в горячей десятке стратегических IT-трендов 2014 года, от того же Gartner. Подробнее можно почитать тут и тут.
Но это не значит, что каждый должен сломя голову броситься на создание собственной NLQA системы с анализатором речевого сигнала и морфологическим разбором.
Как может выглядеть типичная NLQA реализация? Вы задаете свой вопрос системе с клавиатуры или голосом так, как если бы вы спрашивали другого человека, а в ответ получаете ожидаемый результат.
Что это может значить для ECM? Первое что приходит в голову – это поиск контента, enterprise CONTENT management всё-таки. Например, «покажи мне все договорные документы по организации X, которые создал Y на прошлой неделе» - типичный запрос на естественном языке. А кому это вообще может пригодиться? В распоряжении пользователя есть удобные формы для поиска. Тот же запрос, приведенный прежде, потребует около 5-7 кликов и набора около 10 символов на клавиатуре. При этом пользователь ищет на основе предопределенных критериев, а не придумывает свои, которые, к тому же, могут быть не реализованы.
Что мы имеем в итоге? С помощью NLQA должны решаться задачи, выходящие за рамки обычных поисковых запросов по критериям. Необходимо искать по смыслу, учитывать предыдущий опыт и контекст пользователя, отвечать на всевозможные вопросы, вплоть до «на каком трамвае доехать до офиса». В противном случае, это будет лишь развлечением на 10 минут, а не реальным рабочим инструментом.
Необходимо понимать, что реализация NLQA в ECM - это не просто покрытие очередного бизнес процесса, а разработка чего-то нового, сложного, доселе неизвестного. Это сложная задача, требующая серьезных финансовых и временных вложений. ECM-вендорам необходимо как следует подумать, взвесить все за и против, перед тем как пытаться научить свою систему разговаривать на одном языке с человеком.
Комментарии 0