Добавить в закладки могут только зарегистрированные пользователи.
Специализация - новый тренд развития пользовательских интерфейсов 

Ольга Ситникова24 октября 2011 г. 13:07

Октябрь текущего года стал знаковым для всех и каждого UX-специалиста. Мир проектировщиков взаимодействия, дизайнеров интерфейсов и информационных архитекторов лишился своей иконы – наш мир покинул Стив Джобс, сооснователь компании Apple. Интернет полон статей, размышлений и воспоминаний о том, какой великий вклад внёс этот человек в развитие всей отрасли информационных технологий и в частности развития пользовательских интерфейсов, в особенности мобильных устройств.

В последнее время, благодаря Стиву или нет, интерес к этой области вырос до необычайных размеров. Доказательством тому служит тот факт, что в октябре только в России прошли два знаковых события, посвящённых проектированию пользовательских интерфейсов и взаимодействия: «404 fest» и «User Experience Russia» (Москва). Эти и другие подобные события привлекают с каждым годом всё больше людей, заинтересованных в том, чтобы сделать пользовательские интерфейсы легче для восприятия, прозрачнее. И это неудивительно, ведь количество платформ, дающих всё больше свободы для творчества, растёт как на дрожжах: осенью в продаже в России наконец появился долгожданный HTC Mozart, смартфон на базе Windows Phone 7, чуть позже вышел iPhone 4s, а спустя некоторое время было объявлено о выходе Android 4.

Большое количество мобильных платформ – это не только больше забавных игр, но и больше свободы для разработчиков бизнес-приложений. Например, у меня всегда с собой мобильный банк, я всегда имею удобный доступ к своим задачам и документам в ECM-системе, всегда у меня под рукой планировщики и напоминалки. С каждой версией мобильной платформы приложения становятся всё удобнее и функциональнее. Словом, бизнес открывает для себя новые измерения – те, что легко помещаются в ладони.

Меня спрашивают, а как изменяются интерфейсы настольных приложений и веб-сайты с проникновением в нашу жизнь мобильных устройств. Бытует мнение, что принципы построения планшетных интерфейсов проникают и на настольные компьютеры. Действительно, может быть, так оно и было в самом начале, когда люди хотели  своим сайтом или приложением показать: смотрите, мы видели iPad. Однако, с течением времени люди стали осознавать, что настольные устройства (под этим выражением я понимаю и настольные компьютеры, и ноутбуки, и нетбуки) и мобильные устройства имеют свою специфику работы. У настольных компьютеров большой экран, с ними привычнее работать мышкой, наконец, настольный компьютер почти всегда значит наличие широкополосного выхода в интернет. Мобильное устройство – значит, маленький экран, работа пальцами, высокий риск случайного нажатия, и, наконец, ограниченная по сравнению с широкополосным доступом скорость интернет-соединения.

С пониманием этих больших различий приходит осознание того, что тенденция развития пользовательских интерфейсов состоит в повышении степени специализации этих самых интерфейсов. В итоге, теперь, когда мы создаём программный продукт, нам нужно создавать и поддерживать параллельно 2 – 3 интерфейса.

Если мы создаём настольное приложение (то самое, которое нужно устанавливать из дистрибутива), то нам стоит озаботиться также и созданием «нативного» приложения для мобильных устройств (т.е. приложения, созданного на родных для данного устройства технологиях, адаптированного под размеры экрана устройства и проч.). Если мы создаём приложение, доступ к которому будет осуществляться через интернет, то, помимо основного сайта, нужно озаботиться мобильной версией сайта, а также и нативным приложением.

Мобильная версия сайта нужна для облегчения чтения содержания страниц. Да, понятно, что экран можно переворачивать, увеличивать масштаб отображения пальцами, но этого недостаточно. Ведь основная версия сайта не предназначена для управления пальцами, она «заточена» под мышь, она заточена под большой экран. Мобильная версия сайта оставляет лишь то, что действительно нужно увидеть: список фильмов, который хочется посмотреть, список заданий, которые нужно выполнить, так, чтобы и без изменения масштаба всё было читаемо. Для того, чтобы понять разницу, представьте, что вы хотите посмотреть кино вечером в Ижевске. Вы открываете страницу одного из кинотеатров со своего мобильного и начинаете судорожно метаться по странице, двигать её то туда, то сюда, чтобы узнать, во сколько же начнётся фильм, который вы хотите посмотреть. В конце концов, вы переходите на сайт агрегатора развлечений, который уже понял, что мобильную версию для сайта делать нужно и вот здесь-то вы и понимаете разницу. Агрегатор понял, что можно определять, с какого устройства открыта страница и преподносить контент в виде, наиболее приемлемом для данного вида устройства.

Нативное приложение стоит создавать тогда, когда становится понятно, что из приложения можно выделить отдельный кусок, которым люди пользуются часто и ради которого им не хочется каждый раз ходить с мобильного устройства на ваш сайт и искать там то, что им хочется получить по одному клику, а лучше вообще без клика. Именно так поступили известные всем поисковики и социальные сети. Так, например, все сервисы Яндекса доступны с основной и мобильной страниц поисковика, а ещё для них написаны отдельные узкоспециализированные приложения: «Карты», «Почта», «Метро» и проч. Нативное приложение позволит скомпоновать лишь те узконаправленные функции приложения, которые нужны для решения конкретной бизнес-задачи.

Одним словом, специализация – вот, на мой взгляд, основной тренд развития современных пользовательских интерфейсов. А создавать универсальный на все случаи жизни интерфейс – это, на мой взгляд, как в сладкий пудинг добавить немного горчицы и зелёного горошка =)


Тип: Записи блогов

 (3,85 - оценили 7 чел.)

Комментарии
  • Сохранить комментарий
  • Цитировать выделенное
  • Предпросмотр